- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25 июня – 1 июля 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта, на палестинских территориях и в Ираке. Израильская армия возобновила активные действия против боевиков палестинских экстремистских группировок в секторе Газа. По заявлению президента Дж. Буша, США в Ираке переходят от наращивания численности своего военного контингента «к увеличению числа операций по борьбе с радикальными элементами».

Участники ближневосточного «квартета» (РФ, США, ЕС, ООН) согласились с назначением бывшего премьер-министра Великобритании Т. Блэра своим специальным представителем в регионе. Вместе с тем, во многих арабских странах полагают, что Блэру будет трудно добиться успеха на новом поприще из-за его явно проамериканской и произраильской позиции, а также отсутствия доверия у мусульманских государств и организаций. Причем подобное мнение разделяют не только радикальные и антизападные политики, но и государственные деятели Ближнего Востока, которые в целом лояльно относятся к США и Великобритании. В то же время новое назначение Т. Блэра приветствовали Израиль и Палестинская национальная администрация.

Обстановка на палестинских территориях после захвата исламистами ХАМАСа сектора Газа и проблемы палестино-израильского урегулирования были в центре внимания участников ближневосточного мини-саммита в Шарм-эш-Шейхе, состоявшегося 25 июня. В его работе приняли участие президент Египта Х. Мубарак, король Иордании Абдалла II, премьер-министр Израиля Э. Ольмерт и глава ПНА М. Аббас. На встрече была выражена поддержка администрации М. Аббаса в его противостоянии с ХАМАСом. Э. Ольмерт подтвердил отказ Израиля от политических контактов с исламистами, а в качестве жеста доброй воли заявил о намерении освободить из израильских тюрем 250 палестинских заключенных и разморозить половину (350 из 700 млн долл.) из причитающихся палестинцам поступлений от налоговых и таможенных сборов. В то же время Ольмерт дал понять, что Израиль не готов к полноценным переговорам с Аббасом по двустороннему урегулированию до тех пор, пока на палестинских территориях существует фактическое двоевластие. Глава израильского правительства призвал Х. Мубарака обеспечить безопасность на границе АРЕ с сектором Газа и положить конец контрабанде оружия.

Активность на палестинском направлении проявляет и Саудовская Аравия. Сразу же после саммита в Шарм-эш-Шейхе состоялась встреча саудовского короля Абдаллы с Х. Мубараком, а затем Абдалла впервые за последние 25 лет посетил с официальным визитом Иорданию. Главной темой его переговоров с египетским и иорданским руководителями стала обстановка на палестинских территориях и ситуация в Ливане. В то же время саудовский монарх не стал встречаться в Аммане с М. Аббасом, хотя первоначально такая встреча предполагалась. По заявлению представителей ПНА, она была отложена из-за занятости двух лидеров. Эксперты же полагают, что саудовский король своим отказом от встречи с Аббасом выразил недовольство Эр-Рияда тем, что ФАТХ и ХАМАС сорвали соглашение о примирении, достигнутое в Мекке при посредничестве Абдаллы.

М. Аббас прилагает усилия по упрочению позиций возглавляемой им администрации. 26 июня он издал указ о запрещении незаконного ношения оружия и взрывчатых веществ. ХАМАС и «Исламский джихад» отказались его выполнять, а боевое крыло ФАТХа «Бригады мучеников аль-Аксы» заявило, что указ к нему не относится, т. к. оружие «Бригад» легитимно. Аббас также попросил разрешение у Израиля на передислокацию из Иордании на Западный берег реки Иордан (ЗБРИ) «Бригады Бадра» (до 2 тыс. чел.), которая считается наиболее боеспособным формированием ФАТХа. М. Аббас призвал к развертыванию в секторе Газа международных миротворческих сил. ХАМАС решительно отверг эту идею, заявив, что миротворцы будут восприняты им как «оккупанты», и «мы будем воевать с ними, как всегда воевали с оккупантами». На минувшей неделе М. Аббас посетил Париж, где встречался с президентом Франции Н. Саркози. Франция заявила о своей поддержке ПНА и предоставлении ей финансовой помощи в 30 млн долл.

Обстановка в секторе Газа остается сложной. Особенно это касается гуманитарной сферы. В анклаве не хватает продовольствия, растет число голодающих. Продуктов питания, доставляемых через Израиль, недостаточно.

Президент АРЕ Х. Мубарак заявил, что ХАМАС и ФАТХ помирятся в ближайшее время. К диалогу и примирению между двумя группировками призвал и глава МИД ИРИ М. Моттаки.

27 июня в ответ на непрекращающиеся ракетные и минометные обстрелы израильской территории части ЦАХАЛа провели крупную операцию против палестинских боевиков одновременно на севере и юге сектора Газа. 30 июня израильские ВВС нанесли удары по целям боевиков в анклаве. Продолжаются активные мероприятия израильских военных против палестинских террористов на ЗБРИ.

Не снижается напряженность обстановки в Ираке. В восточной провинции Дияла, в Багдаде и прилегающих к столице районам части ВС США и иракские правительственные силы продолжают проводить крупные войсковые операции против иностранных боевиков и местных повстанцев. Наряду с боевиками в ходе военных действий в провинции Дияла гибнет большое число мирных жителей. 30 июня в ходе операции американских военных в шиитском районе Багдада Садр-Сити также погибло и получило ранения много гражданских лиц. Глава иракского правительства Н. аль-Малики выразил свое неудовольствие действиями войск США.

На минувшей неделе в Ираке совершена серия терактов, в результате чего погибло несколько шейхов суннитских племен, которые сотрудничали с американскими войсками и иракским правительством в борьбе с иностранными террористами.

Осложняется внутриполитическая ситуация в стране. На прошедшей неделе депутаты двух суннитских фракций решили бойкотировать заседания парламента до тех пор, пока на посту его спикера не будет восстановлен суннит М. аль-Машхадани. Депутаты также недовольны тем, что деятельность высшего законодательного органа Ирака находится под американским контролем. 29 июня шесть министров-суннитов приостановили свое членство в правительстве из-за судебного преследования одного из суннитских министров, что они считают незаконным.

В ходе официального визита в Тегеран президента Ирака Дж. Талабани иранское руководство в очередной раз заверило Багдад в своей готовности оказать «любую помощь и содействие иракскому правительству».

Совет Безопасности ООН 29 июня расформировал Комиссию по наблюдению, контролю и инспекциям в Ираке, которая контролировала выполнение прежним режимом требований ооновских резолюций по разоружению. Фактически деятельность Комиссии была приостановлена в марте 2003 г. после американо-британского вторжения в Ирак.

Сложная обстановка сохраняется на севере Ливана в районе г. Триполи. Несмотря на понесенные значительные потери, боевики экстремистской группировки «ФАТХ аль-исламий» продолжают оказывать сопротивление ливанской армии в лагере палестинских беженцев Нахр аль-Барид. Поступает информация, что на стороне исламистов воюют боевики из других палестинских радикальных группировок – «Народного фронта освобождения Палестины — Главное командование» и «ФАТХ – Революционный совет». Отдельные группы боевиков просачиваются через кольцо окружения, что вынуждает командование ливанских ВС проводить прочесывание местности, прилегающей к Триполи. В последние дни ситуация в этом районе обострилась в связи с попытками беженцев вернуться в лагерь Нахр аль-Барид, что привело к столкновениям с ливанскими военными, в результате которых среди палестинцев имеются убитые и раненые.

Командование миротворческих сил ОН на юге Ливана приняло усиленные меры безопасности после теракта 24 июня, в результате которого погибли шесть испанских военнослужащих. Совместно с ливанской армией «голубые каски» прочесывают местность, прилегающую к ливано-израильской границе.

В отчете экспертной комиссии, направленной генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну по итогам проверки положения дел на границе Ливана с Сирией, говорится, что ливанские власти не смогли организовать надежной пограничной охраны. Ливанские военнослужащие не обучены эффективному противодействию контрабанде оружия, не имеют необходимой техники и снаряжения. Подчеркивается, что расположенные в приграничных районах лагеря палестинских беженцев являются одним из основных факторов, способствующих контрабанде оружия и различных товаров. Рекомендовано пригласить зарубежных специалистов для проведения с ливанскими властями практических консультаций по различным вопросам организации пограничной службы.

25 июня в Париже по инициативе президента Франции Н. Саркози прошла международная конференция, обсудившая ситуацию, связанную с конфликтом в регионе Дарфур на западе Судана. В ее работе участвовали ок. 20 стран и международных организаций, в т. ч. Китай, Россия, США, Япония, Евросоюз и ООН. Участники конференции рассмотрели различные аспекты урегулирования дарфурского конфликта: политический, миротворческий и гуманитарный. В своем выступлении на форуме Н. Саркози призвал мировое сообщество к более жесткой позиции в отношении Судана, если тот откажется от сотрудничества в урегулировании дарфурского конфликта. Французский президент (а в данном вопросе он выражает мнение Запада в целом) считает, что жесткая международная позиция — «это единственный путь, который приведет к диалогу» между конфликтующими в регионе сторонами. Саркози также признал, что единственный путь урегулирования обстановки в Дарфуре – это политический. В случае готовности суданского правительства к сотрудничеству глава французского государства обещал ему помощь. Конференция высказалась за подготовку нового тура переговоров между центральным правительством и дарфурскими повстанцами. Отметим, что Судан в работе форума не участвовал, признав его «неуместным». Также в Париж не прибыли представители Африканского союза.

В Иране сроком на три месяца введены ограничения на потребление бензина владельцами частного автотранспорта, для которых введена квота 100 л бензина в месяц на один автомобиль. Это решение обосновывается нехваткой производственных мощностей иранской нефтеперерабатывающей промышленности: ежедневно стране необходимо 72 млн л бензина, в то время как заводы производят лишь 42 млн л. Решение властей вызвало недовольство населения, особенно в Тегеране, где произошли многочисленные нападения на автозаправочные станции.

Руководство ИРИ на минувшей неделе вновь подтвердило свою решимость «не смотря на угрозы и развязанную психологическую войну» продолжать реализацию национальной ядерной программы.

В ходе боевых действий в Афганистане от ударов с воздуха сил международной коалиции продолжают гибнуть гражданское население. Так, 30 июня в южной провинции Гельманд в результате бомбардировки (как было заявлено иностранным командованием — боевиков движения «Талибан») погибли 45 и получили ранения несколько десятков мирных жителей. Подобные действия сил коалиции вызывают усиливающееся недовольство афганского руководства и растущее возмущение широких слоев населения страны.

Премьер-министр Эфиопии М. Зеннауи заявил, что его правительство прилагает значительные усилия по наращиванию боевой мощи национальной армии из-за опасения возможного нападения со стороны Эритреи. Зеннауи также обвинил эритрейские власти в оказании военной помощи мятежным племенам, ведущим вооруженную борьбу с правительством на востоке страны в Огадене и на юге в регионе Оромия. Кроме того, премьер-министр обвинил Асмэру в нежелании вести конструктивный диалог с Аддис-Абебой по урегулированию спорных территориально-пограничных вопросов.

Приложение

О ситуации в суданском Дарфуре

Обстановка в регионе Дарфур на западе Судана, где с 2003 г. продолжается вооруженный конфликт, остается крайне сложной. В различных районах Дарфура постоянно происходят вооруженные столкновения: отрядов местных повстанческих группировок с правительственными войсками; повстанцев с формированиями арабских племен «джанджавид», которые считаются союзниками Хартума, боестолкновения между различными повстанческими группировками, вооруженные схватки между отрядами местных племен. Причем по количеству людских потерь столкновения между различными группировками и племенами превосходят бои повстанцев с регулярной армией. В регионе повсеместное распространение получили бандитизм. Обстановка все больше переходит в стадию «все против всех». Кроме того, конфликт прибрел трансграничный характер: в него оказались вовлеченными Чад и Центрально-Африканская Республика.

В условиях постоянного роста насилия растет число беженцев, достигшее, по данным ООН, 2,4 млн чел. Эти люди проживают в засушливой местности, испытывают острый дефицит воды, продовольствия, медикаментов, нормального медицинского обслуживания. Число погибших в вооруженных столкновениях, от голода и болезней, различных видов насилия составляет, по различным источникам, от 200 до 400 тыс. чел. В лагерях беженцев отмечается радикализация настроений молодежи, сюда поступают крупные партии оружия, что усиливает там напряженность, делает ситуацию взрывоопасной. С другой стороны, отсутствие условий для безопасной работы ведет к тому, что многие сотрудники иностранных гуманитарных организаций вынуждены покидать Дарфур. По этой же причине затруднена доставка продуктов питания, медикаментов, другой помощи. В целом, по оценке большинства экспертов, регион приближается к масштабной гуманитарной катастрофе.

По мере разрастания конфликта в Дарфуре усиливалось внимание к нему со стороны государств, граничащих с Суданом, Африканского союза (АС) и международного сообщества, которые неоднократно предпринимали попытки его урегулирования. Однако все усилия по прекращению кровопролития успеха не имели: заключавшиеся соглашения, как правило, нарушались или не выполнялись в полной мере обеими сторонами, а договоренности о прекращении огня соблюдались недолго. С 2004 г. в регионе находится миротворческий контингент АС (в настоящее время ок. 7 тыс. чел.). Вместе с тем, в силу слабой подготовки, вооружения и технической оснащенности африканских военнослужащих, а в значительной степени и по причине отсутствия политической воли у правительств стран, направивших своих военнослужащих в Судан, миротворцы на практике почти не вмешиваются в события, происходящие в Дарфуре.

Одним из главных препятствий на пути дарфурского урегулирования является большое число вовлеченных в конфликт местных группировок, каждая из которых выступает со своими требованиями. И если в 2003 г. борьбу с хартумским правительством начала одна организация — сейчас она называется Суданское освободительное движение, то в настоящее время только крупных группировок в Дарфуре насчитывается 12. Наиболее значительными из них являются Суданское освободительное движение/Суданская освободительная армия (СОД/СОА) и Движение за справедливость и равенство (ДСР). Здесь же отметим, что корни большинства дарфурских группировок произрастают из СОД/СОА и ДСР. Часть организаций во главе с ДСР в июле 2006 г. создала Фронт национального спасения. Кроме того, с лидерами некоторых группировок все еще не удается вступить в контакт. Многие из них никогда не участвовали в переговорах по урегулированию конфликта. Общие подходы к дарфурской проблеме отсутствуют и в Хартуме.

Последнее из мирных соглашений было подписано при посредничестве АС в мае 2006 г. правительством Судана с ведущей фракцией СОД/СОА во главе с М. Миннауи. Оно предусматривало разоружение отрядов «джанджавид», интеграцию повстанцев в правительственные ВС и полицию, предоставление Дарфуру широкой внутренней автономии по итогам референдума, назначенного на 2010 г. Регион должен был получить от правительства разовый трансферт в 300 млн долл., затем на постоянной основе получать по 200 млн долл. в год; предусматривались компенсации тем, кого силой заставили покинуть свои дома. Хартум обязался предоставить дарфурским повстанцам 12 депутатских мандатов Национальной ассамблеи (парламента) Судана, 21 место в парламенте каждой из трех дарфурских провинций, одну должность губернатора провинции и две должности помощника губернатора, важные посты в провинциальных правительствах. В соответствие с договоренностью М. Миннауи получил пост специального помощника президента Судана и возглавил временную (до 2010 г.) администрацию дарфурского региона. В то же время ДСР и одна из фракций СОА отказались подписать соглашение, заявив, что оно предоставляет Дарфуру слишком мало полномочий и средств.

До настоящего времени ни одна из повстанческих группировок, действующих в Дарфуре, не провозгласила целью своей борьбы отделение от Судана. СОД/СОА и примыкающие к этому движению группировки требуют для региона местной автономии и постоянных крупных правительственных дотаций на его развитие. Силы, группирующиеся вокруг ДСР, стоят на более радикальных позициях, настаивая на предоставлении Дарфуру тех же прав, что получили южные провинции страны по мирному соглашению 2005 г., т. е. речь идет о наделении местной власти самыми широкими полномочиями в политической, экономической и военной сферах, что, по сути, будет означать изменение нынешнего государственного устройства Судана. Еще одним очень важным, принципиальным требованием повстанцев является расширение границ региона. Здесь речь идет о праве контроля над территориями, потенциально обладающими нефтяными месторождениями. Однако эти требования в большинстве случаев пока открыто не афишируются.

США и их западноевропейские союзники с момента возникновения конфликта занимают позицию осуждения действий правительства Судана, обвиняют его в попустительстве массовым убийствам и другим актам насилия в отношении негроидного населения Дарфура, которые совершают арабские боевики из отрядов «джанджавид». По инициативе стран Запада Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, предусматривающих санкции в отношении Судана, частности, запрещающие поставки оружия сторонам, участвующим в конфликте. США, со своей стороны ввели в отношении Хартума односторонние санкции, преимущественно экономического характера. Особую позицию по Дарфуру занимает Китай – один из главных экономических партнеров Судана. Причем на КНР приходится две трети экспорта суданской нефти. Пекин поддерживает политическое урегулирование конфликта, но возражает против новых санкций для Хартума, считая это контрпродуктивным для процесса разблокирования ситуации.

В течение длительного времени на суданское руководство отказывалось сильное международное давление с целью вынудить его дать разрешение на размещение в Дарфуре миротворцев ООН в дополнение к силам АС. В Хартуме отказывались от этого, считая, что ввод «голубых касок» повлечет за собой усиление иностранного вмешательства в дела страны, приведет к утере контроля над ситуацией в Дарфуре, а также рассматривали подобный шаг как попытку установить контроль над нефтяными богатствами Судана. В итоге в апреле с. г. суданцы пошли на уступки, согласившись на размещение в Дарфуре смешанного контингента АС-ООН (20 тыс. чел.), основу которого составят африканские военные. Роль же миротворцев ООН (3 тыс. чел.) ограничится «финансовой, технической и логистической» поддержкой сил АС. Прибытие новых миротворцев вряд и произойдет до конца 2007 г.

Недавно спецпредставитель ООН Дж. Элиассон и посланник АС С. А. Салим предложили «дорожную карту» по Дарфуру, которая предполагает собрать воедино предложения по урегулированию конфликта и посадить за стол переговоров представителей всех группировок, действующих в регионе, и правительства. Считается, что все это можно будет осуществить в конце лета текущего года, для чего потребуются значительные усилия ООН и других зарубежных посредников, а главное – желание всех суданских сторон начать конструктивный диалог. В Хартуме уже неоднократно заявляли о готовности «в любое время и в любом месте» начать переговоры с повстанцами.

Как видится, для сбора дарфурских представителей и выработки ими единой позиции на переговорах потребуется много месяцев, если это вообще окажется возможным. Тем временем ситуация в Дарфуре, скорее всего, будет ухудшаться. Кроме того, следует признать, что правительство Судана не имеет достаточных сил и возможностей для стабилизации обстановки в регионе. И здесь никакие новые санкции, ни ужесточение давления на Хартум не приведут к позитивным сдвигам, в то время как серьезной помощи от международного сообщества, и это показывают итоги недавней конференции по Дарфуру в Париже, ждать не приходится. Таким образом, нет достаточных оснований ожидать скорого урегулирования кризиса на западе Судана.