- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Отставки генералов Вооруженных сил Турецкой Республики: причины и последствия

25 августа сразу пять генералов Вооруженных сил Турецкой Республики подали в отставку после заседания Высшего военного совета страны в начале августа. 1 августа Высший военный совет Турции под председательством президента Реджепа Тайипа Эрдогана провел заседание, на котором обсуждались вопросы   касающиеся продвижения по службе представителей армейского командования, увольнения и изменений в расстановке высокопоставленных офицеров. В результате 127 генералов и адмиралов были назначены на новые должности, а число генералов сократилось с 241 до 233.

Представляем полный список подавших в отставку военачальников: генерал-майор Ахмет Эрджан Чорбаджы, который командовал силами мотопехоты в Идлибе, его заместитель бригадный генерал Эртугрул Саглам, и бригадные генералы Реджеп Оздемир, Омер Фарук Боздемир и Угур Бюленд Аджарбай. Четверо новых офицеров были назначены вместо них в дислоцированные в Сирии части. Высокопоставленные военные, которые подали в отставку, отвечали за действия турецких войск в Сирии, в частности — в провинции Идлиб.

Отставки произошли после авиаудара 19 августа сирийских правительственных сил по турецкому конвою, направлявшемуся в 9-й наблюдательный пункт в Идлибе.

Официальная Анкара фактически оказалась в тупике: с одной стороны, ей необходимо продемонстрировать решительность в ответе на подобные атаки, с другой – она не может пойти на резкое обострение в отношений с РФ, которая является главным покровителем сирийского правительства. Вскоре, после инцидента, состоялся телефонный разговор между турецким и российским лидерами, по-видимому, в ходе беседы стороны посчитали необходимым провести срочные переговоры тет-а-тет.

Операция сирийской армии и ВКС РФ «Заря в Идлибе» стала серьезным испытанием для ВС Турции. Официальная Анкара предприняла ряд действий для сохранения статус-кво и не допустить продвижения правительственных сил. Тем не менее,  террористы потерпели ряд серьезных поражений и были вынуждены оставить Эль-Латамн (поселение в северной части Сирии, административно входит в состав мухафазы Хама). В результате турецкий наблюдательный пункт №9  в Мореке на севере Хамы полностью окружен  сирийскими правительственными силами— сирийская армия просто обошла турков и жмущихся к наблюдательному пункту боевиков из лояльных Турции группировок. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что «ни один турецкий наблюдательный пункт в Идлибе не будет перемещен». И действительно,   турецкие военные сидят в осаде правительственных войск, рядом расположились российские наблюдатели, которые не допускают штурма пункта №9, а сирийская армия продолжает наносить удары террористам.

В сложившейся затруднительной ситуации возникло противоречие между политическими и военными кругами Турции. Совсем недавно президент Турции заявлял о скором начале новой военной операции в Сирии,  а сегодня ищет дипломатический выход из ситуации. Турецкие военные, в свою очередь,  отказываются сдвинуться с места.

Одной из причин отставок генералов считается напряженность среди командования ВС Турции в связи с изменением политики Анкары на сирийском направлении.

Сотрудник Вашингтонского университета Озгур Озкан, специализирующийся на турецких вооруженных силах, считает, что одним из спорных моментов является политика в отношении удерживаемой курдами Северо-Восточной Сирии, из которой Турция давно стремится их вытеснить.

В начале августа в результате двух раундов переговоров между турецкими и американскими военными было достигнуто опрометчивое соглашение о создании зоны безопасности на турецко-сирийской границе. Согласно официальным заявлениям, будет сформирован совместный центр управления на территории Турции, который будет координировать работы по созданию зоны деэскалации. Однако никакой характеристики создаваемой зоны деэскалации не последовало. Остается не ясным, какая будет длина и глубина зоны, какие войска будут патрулировать внутри и за пределами зоны и т.д.

«Было серьезное внутривоенное сопротивление в отношении планов зоны безопасности», — считает Озгур Озкан, добавив, что офицеры, выступающие против соглашения с США, были и «ликвидированы».

В рамках плана создания зоны безопасности турецкие и американские военные 26 августа провели совместный разведывательный полет над севером Сирии, демонстрируя  первый конкретный шаг для реализации соглашения.

Несмотря на заявления президента Турции, что Анкара рассчитывает вскоре увидеть турецкие войска в зоне, ряд турецких офицеров не верят, что план зоны безопасности сработает.

Бригадный генерал Эрдал Шенер, недавно вышедший в отставку командующий Объединенной оперативной группы с США в Манбидже, назвал этот план зоны деэскалации «иллюзией».

«Заявление о зоне безопасности используется для снижения напряженности в турецком обществе», — сказал Шенер, добавив, что соглашение о зоны безопасности между США и Турцией, было просто американской «тактикой сваливания».

Следует отметить, что Шенер был одним из генералов, отправленных в отставку до истечения срока их полномочий в рамках военных перестановок, которые произошли на заседании Высшего военного совета 1 августа.

Шенер так же отметил, что проблемы Турции в Сирии могут быть решены только путем переговоров с Дамаском, а не с Вашингтоном. Такое заявление хотя уже и бывшего командующего Объединенной оперативной группы с США в Манбидже, является достаточно ярко показывает ситуацию «на земле». Генералы-националисты уже долгое время требовали прямых переговоров с Дамаском вместо политики поддержки джихадистов в Идлибе.

Министр обороны Турции Хулуси Акар попытался преуменьшить важность отставок генералов. «Наши друзья по собственной инициативе могут уйти в отставку после завершения своей службы. Это нормально», — сказал он журналистам. Он не коснулся разговоров о том, что решение военных было реакцией на события в Сирии.

Существует и другая версия причины отставок высокопоставленных турецких генералов. Так, например, новостной сайт «Вериансин ТВ», близкий к турецким военным кругам, который первый сообщил об отставке военных, пишет, что отставка была вызвана чувством неудовлетворенности в связи с недавними назначениями в ВС Турции. «Люди, которые служили в зонах активных конфликтов, не довольны. Вот почему они хотели уйти», — констатировал новостной сайт. «Некоторые командиры считают, что их новые назначения не были сделаны на основе заслуг. В то время как некоторые офицеры без опыта на востоке были назначены на важные должности, ветеранов войны отправляли в неактивные миссии».

В интервью турецкой ежедневной газете Sözcü подавший в отставку генерал-майор Ахмет Эрджан Чорбаджы, исключил предположение, что он ушел в отставку из-за его назначение в сирийскую миссию. Чорбаджы, в частности, заявил, то он и другие генералы подали в отставку в основном, чтобы выразить свое недовольство тем, каким образом военные назначаются и продвигаются по службе, основываясь больше на политической лояльности, чем на заслугах и стаже работы.

Отставка пяти турецких генералов, вызванная еще одной перестановкой высшего военного руководства, вывела на поверхность старую и крайне чувствительную проблему Турецкой Республики: нежелание турецких военных лидеров подчиняться приказам гражданского правительства. Это ситуация также пролило свет на углубление разочарования в связи с сокращением роли военных и их страхом быть брошенным в тюрьму после неудавшегося государственного переворота в июле 2016 года. Отметим, что более 2000 генералов и офицеров были уволены после попытки переворота.

«Атмосфера в ВС изменилась после неудавшегося государственного переворота», — сказал новостному агентству «Ахвал» один западный дипломат. «Офицеры не могут открыто обсуждать различные темы, и относительное доверие в ВС исчезло. Генералы, в частности, считают, что они превращаются инструментом политического  истеблишмента».

Со времени основания республики в 1923 году Вооруженные силы Турции играли не только военную, но и ключевую политическую роль в качестве хранителя светского строя республики. Пять раз за последние 60 лет турецкие военные пытались вмешаться и свергнуть правительство. Четыре попытки были успешными в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах, а пятая в 2016 году  провалилась.

Основная проблема состоит в том, что подчинение  ВС Турции правительству   происходит не в рамках обычной парадигмы гражданского контроля, а скорее как политизация армии. В то же время недавние решения об отправке на пенсию генералов и адмиралов являются частью давно назревшей военной реструктуризации.

Эта реструктуризация не осуществлялась, главным образом из-за жесткой оппозиции среди военного руководства, которое рассматривало это как серьезное снижение своего политического влияния и прекращение роли гаранта светскости, демократии и безопасности страны.

Тем не менее, как видим, турецкое правительство во главе с Эрдоганом предпринимают конкретные шаги, чтобы претворить этот план в жизнь.

Таким образом, уход генералов в отставку можно рассматривать как предвестник раскола и свидетельством высокой степени разногласий внутри турецкой армии на фоне политики Эрдогана в Сирии. Вероятно, военная элита снова становится для президента Турции взрывоопасной силой.

На наш взгляд за последние два года в Вооруженных силах Турции произошли коренные преобразования за всю историю республики. Этот процесс подчинения армии гражданскому правительству, инициированный правящей Партией справедливости и развития (ПСР), ускорился в разы после неудавшегося государственного переворота 15 июля 2016 года. Правительству ПСР удалось почти полностью устранить «автономию» вооруженных сил, и при этом, по возможности сохранить их потенциал. Значение ВС Турции внутри государственного аппарата перестало быть главным элементом консолидации старой кемалистской элиты. Однако беспрецедентный масштаб чисток и введение гражданского контроля над армией являются лишь прелюдией к гораздо более глубоким изменениям, призванным создать совершенно новые Вооруженные силы Турции. Они будут служить властям и состоять из нового типа личного состава — людей извне традиционного силового, армейского состава. Это отражается в перестановках в элите военного истеблишмента.

Внутри ВС Турции сформировались четыре основные идеологические фракции: консервативная, националистическая, евразийская и атлантическая. Отставка влиятельных высокопоставленных военных, по нашему мнению, является результатом не только конфронтации между военными и политиками, но между вышеупомянутыми фракциями внутри ВС Турции.