- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: что стоит за обвинениями ЛНА Туниса в предоставлении им базы для действий авиации ПНС

Источник в штабе операции «Аль-Карама», проводимой силами Ливийской национальной армии (ЛНА) в Триполитании 29 августа, объявил о «сотрудничестве между правительством Туниса и правительством ПНС при поддержке турецко-катарских эмиссаров по использованию аэропорта в Тунисе для взлета турецких беспилотников «Байрактыр», с помощью которых войска ПНС пытаются наносить удары по позициям и объектам ЛНА».

Военный, который отказался назвать имя, пояснил, что, как минимум, один турецкий БПЛА, взлетевший с территории Туниса, накануне, по крайней мере, дважды, использовался для бомбардировки «сил достоинства», выдвинутых в сторону города Гарьян в последние два дня, что привело к гибели ряда военнослужащих и остановило их продвижение в сторону города.

Сразу усомнимся, что два, или даже десять налетов БПЛА класса «Байрактыр» вряд ли способны остановить наступление на город, но определенный деморализующий эффект и кое-какие потери они вполне могли причинить. Так или иначе, командование ЛНА косвенно признало, что дела в Гарьяне, идут не так хорошо, как это представлялось в сообщениях медиацентра штаба операции ранее. Куда более важным обстоятельством является первое, пускай и не официальное обвинение, выдвинутое в адрес Туниса, традиционно выступающего в роли западных ворот Ливии в «большой мир».

В комментарии военного источника упоминается аэропорт Аль-Бормы, который является аэропортом, обслуживающим нефтяное месторождение «Борма», на юге Туниса недалеко от ливийской границы.  На ливийской стороне, неподалеку, находится место, известное как лагерь-мемориал «Аль-Маркаб», в память о битве «Аль-Маркаб» ливийских партизан против итальянских колониальных войск.

Специалистам, знакомым с географией восточных и юго-восточных районов Ливии и сопредельных территорий, хорошо известно, что сама тунисская Аль-Борма расположена не у ливийской, а у алжирской границы, а одноименное месторождение является северо-восточной оконечностью алжирского нефтегазового месторождения, под таким же названием, частично заходящего на тунисскую территорию.

Что касается привязки Аль-Маркаба, в вернее Миркаба, то место, где в 1911 году, отряды ливийского сопротивления вступили в бой с итальянским экспедиционным корпусом, то оно находится на тысячу с лишним километров восточнее, в Киренаике. По всей видимости, автор этого сообщения рассчитывал на то, что европейская аудитория, слабо знакомая с реалиями Северной Африки, отметит главное: что из Туниса турки при поддержке Катара бомбят территорию Ливии. Нелепость этого утверждения очевидна, хотя бы, с учетом того расстояния, которое пришлось бы преодолеть летательному аппарату, чтобы пересечь с запад на восток весь Тунис, добраться до Гарьяна, затем вернуться назад.

По нашей оценке, этот явно враждебный по отношению к Тунису, выпад обусловлен следующими обстоятельствами:

22 июля в приграничном тунисском районе Бен Кадеш совершил вынужденную посадку легкий учебно-боевой самолет L-39 ВВС ЛНА. Пилот, перегонявший машину с авиабазы Бирак на авиабазу Утия, совершил навигационную ошибку, выработал топливо и сел на автомобильную дорогу. Тунисские власти открыли расследование этого эпизода, которое, по мнению командования ЛНА затянулось, летчика и самолет пора вернуть, ибо каждая летающая машина сейчас на счету, а L-39 используются в качестве легких штурмовиков. Есть, правда, версия о дезертирстве полковника, пилотировавшего самолет, в таком случае, раздражение в руководстве ЛНА позицией Туниса можно понять еще лучше. Тем более, что через Тунис идет снабжение Триполитании всем необходимым, ПНС воспринимается в этой соседней стране в качестве легитимного представителя власти, так что, по всей видимости, на Тунис было решено оказать давление. Верните самолет и пилота, и побыстрее. А заодно, будьте повнимательнее, с кем имеете дело.

Ведь недавние ответные действия ВВС ЛНА по аэродрому в Мисурате, так же, как и заявления пресс-службы операции «Аль-Карама» красноречиво свидетельствуют: «Мы будем уничтожать все объекты, откуда нам угрожают». Тем самым, обозначена проекция силовой акции против Аль-Бормы, важного для Туниса района и сооружения, обеспечивающего логистику и функционирование местного нефтяного месторождения.

По странному совпадению в это же самое время, командование ННА Алжира решило перебросить две батареи ЗРПК «Панцирь-С1» к тунисской границе, в тот же самый район, Аль-Борму и южнее. Туда же, по некоторым данным отправлена одна из новейших РЛС «Каста». Видимо, алжирские военные всерьез рассматривают сценарии расширения ливийской воздушной войны на сопредельные территории, будь то непреднамеренные действия, или акции демонстративного характера. Сам Тунис с подобной ситуацией не справится, поэтому решено прикрыть свои уязвимые приграничные объекты и, заодно, если что, помочь соседу.

Эпизод же с интернированием ливийского L-39, к слову, несшего 2 бомбы на внешней подвеске, может дать ответ на вопрос об ограниченности использования ЛНА пилотируемой авиации. Если пилот действительно дезертировал, то это обстоятельство может все объяснять. Есть у ливийских летчиков такая «славная» традиция, дезертировать вместо выполнения служебного долга. Так в 2011 году, два «Мираж — Ф1» дезертировали на Мальту, где их пилоты долго рассказывали, как они отказались выполнять приказы «кровавого тирана». Хотя, если учесть, что эти самолеты в ВВС ВСНЛАД использовались в качестве истребителей, к слову, достаточно успешно перехватывая в середине 1980-х гг. самолеты палубной авиации ВМС США, то версия «героев, не пошедших против совести», выглядит сомнительной.

Так что, возможно, от греха подальше, в ЛНА решили лишний раз не рисковать, и обходится пока без летчиков.

Интенсификация применения сторонами БПЛА и обычной авиации чревата распространением конфликта на соседние страны, что может резко обострить, и без того, сложную обстановку. Во всяком случае, командование НАТО тщательно наблюдает за происходящим в небе Ливии.

Французский самолет ВВС C-135FRc / n 793, FAF4012 27 августа, выполнял миссию у побережья Ливии, прежде чем отключил свой транспондер, сообщается на сайте Military Radar.

Он совершил полет над Сицилийским проливом, ушел южнее и  у побережья Триполи, пропал из видимости радаров.

Во время потери сигнала C-135FR выполнял задачу по дозаправке у берегов Ливии неустановленного воздушного судна, возможно самолета-разведчика типа ATR P-72A, принадлежавшего итальянским военно-воздушным силам.

Сайт Military Radar, который специализируется на мониторинге военного воздушного движения, сообщил об этом факте на своей странице в «Твиттере», упомянув, что французский самолет также пролетел над местом, где недавно потерпел крушение корабль, перевозивший из Ливии очередную партию нелегальных мигрантов.