- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О направлениях развития логистического сектора Султаната Оман

Диверсификация экономики является одной из главных задач для властей Султаната Оман. В качестве одного из приоритетного направления, которое должно стать главным двигателем экономического роста страны в ближайшие 20 лет, является развитие логистического сектора, что должно поспособствовать сразу нескольким целям:

— углубление интеграционных связей между регионами страны, которые в силу географических и исторических особенностей являются относительно слабыми;

— развитие более отсталых в экономическом отношении провинций, таких, как Дофар и Эль-Вуста, в том числе путем привлечения внешних инвестиций;

—  увеличение количества рабочих мест, в том числе для граждан султаната;

— развитие внешнеэкономических связей, увеличение объемов экспорта;

— создание предпосылок для интеграции между ССАГПЗ, что может поспособствовать укреплению политических позиций Маската в регионе;

— расширение возможностей превращения Омана в транзитную территорию между государствами ССАГПЗ и другими странами мира, а также реэкспорта углеводородов (например, природного газа или продукции нефтепереработки).

Снижение цен на энергоносители в 2014 году оказало негативное влияние на экономику султаната, вынудив его прибегнуть к внешним заимствованиям и сократить некоторые внутренние расходы. Кроме того, имеются предпосылки для ослабления экспортного потенциала Омана ввиду увеличения внутреннего потребления энергии, что вынуждает руководство страны рассматривать возможности превращения в реэкспортера энергоносителей.

Ключевым преимуществом Султаната Оман является его географическое расположение, а именно протяженная береговая линия и наличие портов на берегу Аравийского моря и Оманского залива, что позволяет морским перевозчикам использовать маршруты, которые не пересекают Баб-эль-Мандебский и Ормузские проливы.

Активного использования портов и территории Омана для обеспечения международной торговли в масштабах стран ССАГПЗ пока не осуществляется, что объясняется причинами географического характера: так, наличие малонаселенных пространств и сложные климатические условия пустыни Руб-эль-Хали (крайне сложная проходимость) на протяжении столетий обусловили низкий уровень транспортной кооперации между территориями Саудовской Аравии и Оманом. К примеру, отсутствует даже прямая автомобильная дорога между двумя государствами. Относительно устойчивое транспортное сообщение имеется с Йеменом (провинции Дофар и Эль-Махра соответственно), а также с ОАЭ (Абу-Даби, Шарджа, Рас-эль-Хайма и Фуджейра). При этом в случае с Йеменом торговые связи с помощью транспортного сообщения осуществляются относительно активно, в том числе в виде контрабанды, а в случае ОАЭ грузооборот между странами менее активен.

Однако в перспективе руководство Омана рассчитывает на более активное использование географических преимуществ.

Важная роль отводится международному проекту The Gulf Railway. Согласно замыслу, эта сеть железных дорог должна соединить Салалу, Дукм, Маскат, Сохар, Абу-Даби, Даммам, Эль-Кувейт. В случае реализации эта инфраструктура позволит значительно оптимизировать грузовые и пассажирские потоки в масштабах Аравийского полуострова, в том числе в целях обеспечения импортных и экспортных потребностей. При этом выгода для Омана будет существенной: железнодорожная магистраль позволит обслуживать импорт товаров без использования маршрута через Ормузский пролив, что существенно увеличит значение портов султаната.

Однако с официального согласования идеи прошло 10 лет, а практическая реализация строительства инфраструктуры как интеграционного проекта не началась. В 2015 году подготовительные работы были отложены из-за экономического кризиса. Заявления о намерениях осуществить строительство периодически озвучиваются со стороны чиновников государств ССАГПЗ, в том числе министров. Вместе с тем, пока единого заявления о конкретных сроках окончания нет. Главными препятствиями являются высокая стоимость, низкий уровень развития собственной технологической базы для строительства такой инфраструктуры, отсутствие опыта в реализации интеграционных проектов такого масштаба в регионе, наличие политических противоречий (события вокруг Катара в 2017 году). Работы по развитию железных дорог осуществляются, главным образом в ОАЭ, но пока не в той степени, чтобы оценивать их как часть интеграционного проекта. В 2018 году неожиданная идея о строительстве железной дороги из Хайфы в Иорданию и далее в сторону стран ССАГПЗ была предложена израильским руководством, однако, пока это только устные заявления. В настоящее время делать оценки в отношении интеграционных проектов, связанных с железными дорогами в регионе, сложно, однако есть высокая вероятность того, что их практическая реализация будет осуществляться крайне медленно. Тем более, в случае Омана, на который приходится относительно длинный участок запланированного маршрута, способность страны обеспечить эти проекты инвестиционными ресурсами сомнительна. Внешние инвесторы интереса не проявляют.

В настоящее время осуществляется завершающая стадия строительства автомобильной асфальтированной двух полосной дороги между Султанатом Оман (Северо-Восточная провинция) и территорией Саудовской Аравии. Общая протяженность – 680 км. Это станет первой автодорогой, которая напрямую соединит две страны. Оманская часть почти завершена, строительство инфраструктуры на территории Саудовской Аравии связано с более сложными климатическими условиями в пустыне и продолжается в настоящее время. Сооружение трассы затрудняется необходимостью перемещать огромные массы песка. Кроме того, на дальнейшую эксплуатацию инфраструктуры будут негативно влиять песчаные бури, низкая плотность населения, необходимость поддержания дороги в работоспособном состоянии в условиях территориальной удаленности. Точная информация о планируемых сроках завершения отсутствует. Утверждается, что реализация проекта поспособствует расширению торгового оборота между двумя государствами, но конкретных прогнозных цифр не называется. Инженерное сооружение позиционируется как уникальное по причине расположения маршрута в сложных климатических условиях. Однако особых надежд на его превращение в значимый логистический коридор между двумя государствами пока не возлагается.

В 2018 году завершен внутренний проект по строительству четырех полосной автомагистрали, соединяющей столицу Маскат, Сохар и Шинас, расположенный рядом с границей с ОАЭ.

Реализуется ряд проектов по развитию морских портов, самый крупный из которых в настоящее время – Дукм (провинция Эль-Вуста). По словам членов правительства Омана, этот порт станет основным двигателем экономического развития султаната. Предполагается строительство многоцелевого порта, в том числе для погрузки нефтепродуктов, сухого дока, склада для хранения стройматериалов, оборудования для бункеровки судов, нефтеперерабатывающего завода мощностью 230 тыс. барр. в день. Реализация последнего проекта планируется совместно с Kuwait Petroleum International, в настоящее время проводятся подготовительные работы, но непосредственного строительства и финансирования пока не начато. Остальные инициативы, связанные с портом Дукм, планируется осуществлять за счет китайских инвестиций. Со слов руководителя совместного предприятия Oman Wanfang, запланированный объем инвестиций со стороны Китая – 10,7 млрд долл. США. Однако, подтверждения этой информации отсутствуют.

В настоящее время работы по строительству порта начаты, подрядчиками выступают китайские компании.

Кроме того, построен жилой квартал в городе Дукм в целях расселения жителей рыбацкого поселка, который выражают недовольство решением властей в связи с потерей рабочих мест.

В прессе также упоминается, что в более отдаленной перспективе Дукм может превратиться в нефтеналивной порт международного значения, который будет обслуживать экспорт соседних стран. Основное преимущество этого города обусловлено его расположением на берегу Аравийского моря, что позволит потенциальным потребителям его логистических услуг миновать Ормузский пролив. Однако в настоящее время необходимые инфраструктурные условия для этого отсутствует, а ее строительство на повестке дня не стоит, хотя о возможности реализации такой идеи упоминалось в прессе неоднократно. Информация о намерении соорудить нефтяные трубопроводы в направлении порта отсутствует.

Более вероятно использование услуг порта Дукм в качестве транзитного пункта для заправки, перегрузки или обслуживания кораблей и судов при следовании из Азии в Европу или Восточную Африку. Вероятно, этот аспект в значительной степени обусловил интерес китайских инвесторов к проекту.

В 2017 году между Лондоном и Маскатом подписано соглашение о возможности использования порта Дукм в качестве пункта базирования военно-морских кораблей, а в 2018 году оборонное ведомство Великобритании заявило о намерении открыть в 2019 году военную базу в султанате.

В целом преимущества Омана, обусловленные его географическим расположением и наличием портов, имеющих непосредственный доступ к водам Индийского океана и возможностью миновать проливы, очевидны. Это зачастую позиционируется оманскими журналистами и чиновниками как ключевой фактор, который должен обеспечить повышение спроса на услуги логистического сектора Омана, что также может поспособствовать интеграционным процессам между странами – членами ССАГПЗ. Однако в настоящее время подобные возможности крайне ограничены традиционно низким уровнем региональной кооперации в регионе, географическими особенностями, недостаточным уровнем развития инфраструктуры, слабым инвестиционным потенциалом султаната, отсутствием желания внешних инвесторов вкладываться в проекты, связанные с региональной интеграцией в сфере транспорта и логистики. Иными словами, в краткосрочной и среднесрочной перспективе вероятность превращения Омана в логистический коридор регионального масштаба  низкая.