- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценка китайскими обозревателями издания «Цзинцзи Чжоукань» сельского хозяйства и транспортной отрасли Израиля

Китайские экономические обозреватели издания «Цзинцзи Чжоукань» («Экономический еженедельник») отмечают, что сельское хозяйство и транспортная отрасль получили в Государстве Израиль значительное развитие, несмотря на, в целом, не самые благоприятные климатические условия. Исходя из материалов китайского издания, представляется возможным рассмотреть эти два аспекта поподробнее.

 

Сельское хозяйство

Отмечается, что Израиль, несмотря на неблагоприятные климатические условия и низкое плодородие почв, располагает высокоинтенсивным сельским хозяйством, применяющим наиболее передовые методы агротехники, основной специализацией которого является орошаемое земледелие. Значительная часть сельскохозяйственного сектора сосредоточена в частном секторе. Доля сельского хозяйства в ВВП составляет около 2,4%. Природные условия Израиля позволяют активно развивать производство зерновых (пшеницы, ячменя, кукурузы, сорго) и других сельскохозяйственных культур, а также выращивать большие объемы цитрусовых и фруктов. Наряду с земледелием развито животноводство молочного направления, птицеводство, морское рыболовство и рыбоводство. Высокому уровню развития отрасли в значительной мере способствует выделение крупных государственных субсидий. Численность непосредственно занятых в отрасли не превышает цифру в 72 тысячи человек, что составляет около 3,5% общей числа занятых в экономике страны. Еще около 170 тысяч человек занято в сфере материально-технического обеспечения аграрного сектора.

Китайские обозреватели оцениваю, что общая площадь посевов сельскохозяйственных культур в Израиле составляет около 440 тыс. га, из которых на орошаемые земли приходится 255 тыс. га. Это связано с тем, что на 60% территории страны ведение сельскохозяйственной деятельности возможно только при условии круглогодичного искусственного полива. Поэтому аграрный сектор экономики является основным потребителем воды. На его долю приходится от 60 до 70 % общего потребления водных ресурсов. Аграрный сектор практически полностью обеспечивает потребности страны в  продовольствии и является крупным поставщиком сельхозпродукции в страны Западной Европы. Вместе с тем, несмотря на высокий уровень самообеспеченности, Израиль зависит от импорта продовольственных и фуражных зерновых. Местное производство покрывает лишь 15-20% необходимого объема потребления пшеницы. Традиционным для Израиля поставщиком пшеницы является США. К основным поставщикам зерна на израильский рынок также относятся страны Средиземноморья и ЕС. Также импортируются некоторые зерновые и масличные культуры, мясо, кофе, какао и сахар.

 

Транспорт

По данным «Цзинцзи Чжоукань», общая протяженность железных дорог Израиля составляет 853 км. Протяженность автомобильных дорог – 17686 км (при этом, все с твердым покрытием), из них 146 км  приходится на скоростные автострады. Аэродромная сеть Израиля состоит из 53 аэродромов, четыре из которых (в городах Тель-Авив, Эйлат, Лод и Увда) являются международными аэропортами. Всего насчитывается 30 аэродромов с твердым покрытием, 24 из которых оборудованы грунтовыми взлетно-посадочными полосами (девять из них с ВПП длиной 2400 м и более). Наиболее крупные морские порты располагаются в городах Ашдод, Эйлат и Хайфа, грузооборот каждого из них превышает миллион тонн грузов в год. Самым крупным портом страны является порт г. Хайфа, грузооборот которого составляет около 30 млн т в год. Отмечается, что парк транспортных средств автомобильного транспорта включает более 180 тыс. грузовых автомобилей и около 850 тыс. легковых. Как утверждают китайские обозреватели, Израиль занимает первое место в мире по количеству машин на один километр автомобильной дороги. Основным видом общественного транспорта являются автобусы. Также большое распространение получили маршрутные такси. Разветвленная автобусная сеть связывает практически все населенные пункты страны. В перспективе предусмотрен отказ от использования бензина и дизельного топлива на автомобильном транспорте в пользу электричества и природного газа. После 2020 года планируется запрет на приобретение бензиновых и дизельных автомобилей и повышение спроса на электромобили. С этой целью предусмотрено возобновление собственного производства электротранспорта на израильских предприятиях, которое ранее было приостановлено в связи с низким спросом. Общая протяженность трубопроводной системы Израиля превышает 900 км. Длина газопроводов составляет 160 км, нефтепроводов  — 487 км, продуктопроводов — 260 км.

Китайскими обозревателями обращено внимание на то, что сложные природные и климатические условия, активный рост населения страны и связанная в связи с этим повышенная эксплуатационная нагрузка негативно влияют практически на состояние всех элементов инфраструктуры транспортной системы Израиля. Поэтому одной из наиболее актуальных задач для израильского правительства является приведение транспортной системы в соответствие с современными требованиями и потребностями экономики страны. С этой целью в 2017 году начата масштабная пятилетняя программа развития инфраструктуры «Инфраструктура для роста», с участием министерства энергетики, транспорта, здравоохранения и обороны. Комплекс планируемых мер предполагает выделение значительных финансовых средств со стороны государства, а также привлечение ресурсов частных инвесторов.

В заключении проводимой оценки, авторы издания «Цзинцзи Чжоукань» приходят к следующим выводам и обобщениям:

  1. В обозримой перспективе экономическое положение и состояние валютно-финансовой сферы Израиля в значительной степени будет зависеть от внешнеполитической обстановки в ближневосточном регионе. Самообеспеченность в энергоресурсах может быть достигнута с началом активного освоения открытых месторождений углеводородов на шельфе Средиземного моря.
  2. Говоря о негативных тенденциях, китайские обозреватели пишут, что, по-прежнему, в качестве ограничивающего фактора развития экономики Государства Израиль сохранится достаточно высокая степень импортной зависимости от поставок сырья для обрабатывающей промышленности.
  3. В целом промышленная база и сельскохозяйственный сектор экономики Израиля располагает достаточными возможностями для обеспечения устойчивого экономического развития страны и удовлетворения потребностей ее гражданского населения и военного компонента (вооруженных сил – Р.А.).
  4. Подводя итог, в «Цзинцзи Чжоукань» приводится утверждение о том, что проводимая экономическая политика руководства Государства Израиль направлена на дальнейшее развитие производственного потенциала, повышение его эффективности, в первую очередь поддержание его экспортной направленности, совершенствование системы управления экономикой, расширение рынков сбыта и повышение качества и конкурентоспособности экспортной продукции.