- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция Бахрейна на заявление иранского политического деятеля

Хусейн Шариатмадари — советник высшего духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи и главный редактор тегеранской газеты «Кейхан» в написанной им передовой статье, напечатанной в этой газете, заявил о том, что Бахрейн является частью Ирана. Соответствующее положение его статьи гласило: «Среди стран Совета сотрудничества стоило бы предъявить особый счет Бахрейну. Бахрейн — часть иранской территории. Он был оторван от Ирана в результате незаконного урегулирования, осуществленного, с одной стороны, шахом, а, с другой, правительствами Соединенных Штатов Америки и Великобритании».

В дальнейшем же, в интервью корреспонденту  газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» в Тегеране Х. Шариатмадари попытался объяснить возникшую в результате публикации статьи в «Кейхан» ситуацию. Он, прежде всего, стремился убедить арабское общественное мнение, возмущенное его заявлениями, в том, что он выражал свою личную точку зрения и не советовался со своим непосредственным руководителем аятоллой Хаменеи. Стремление оградить высшего иранского руководителя от скандала и осложнения отношений с арабскими странами, по-видимому, объясняется тем, что в тех трудных условиях, в которых оказался Тегеран из-за своего настойчивого желания продолжать разработку ядерной программы, враждебность соседних стран лишь будет способствовать дальнейшей изоляции Исламской Республики Иран.  Он прямо заявил, что «передовая статья не была показана аятолле Хаменеи, так как в газете «Кейхан» не существует такого правила в отношении публикуемых материалов». Кроме того, Хусейн Шариатмадари пояснил, что основное содержание этой передовой статьи касалось трех островов в Персидском заливе, которые являются объектом спора между Ираном и ОАЭ.

Поводом для написания статьи, по его словам, послужили заявления, сделанные в ходе недавно проходившего в саудовской Джидде совещания министров иностранных дел и министров обороны Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ). В них представители правительств соседних государств вновь выразили поддержку позиции ОАЭ заключающейся в том, что эти острова являются частью их территории, и они должны быть им возвращены. Таким образом, высказывание в отношении Бахрейна было лишь частью общей темы, связанной с территориальными спорами, существующими между арабскими странами региона Залива и Ираном.

В комментариях иранских политических деятелей реформисткой направленности, которые были напечатаны в «Аш-Шарк Аль-Аусат», отмечалось, тем не менее, что заявления советника Хаменеи и главного редактора «Кейхан» не были случайными. Они вполне соответствуют представлениям Хаменеи о сущности иранской внешней политики. Недавно духовный лидер Ирана подверг резкой критике внешнеполитический курс, проводившийся Ираном при президентах А.Хашеми-Рафсанджани и М. Хатами.  Он назвал его «оборонительным» и призвал к проведению «наступательной внешней политики». Умеренные политические силы Ирана высказываются против ухудшения отношений с Бахрейном, где нередко происходят столкновения  между представителями суннитской и шиитской частью населения, поэтому Иран, по мнению этих политических деятелей, должен быть особенно осторожен в своих действиях. Кроме того, осложнение отношений с соседними арабскими странами невыгодно Ирану сегодня, когда он подвергается внешнему давлению из-за проблемы его ядерного досье.

В откликах, которые появились в газете «Аш-Шарк Аль-Аусат», также отмечалось, что поскольку в Тегеране есть посольство Бахрейна, постольку это означает, что «Исламская Республика Иран признает Бахрейн в качестве независимого и суверенного государства».

Возобновление имеющих длительную историю иранских притязаний в отношении Бахрейна вызвало бурную реакцию в бахрейнском обществе, среди бахрейнской политической элиты, как и в других арабских странах. Попытки присоединить Бахрейн предпринимались Ираном неоднократно, но в период обретения Бахрейном политической независимости в 1971 г., этот вопрос специально рассматривался Советом Безопасности ООН, подтвердившим независимость этой страны и принявшим ее в состав Организации Объединенных Наций. В то время шахский Иран согласился с этим решением.

Бахрейнское министерство иностранных дел заявило протест временному поверенному в делах Ирана в Манаме в связи с заявлениями Х. Шариатмадари, обвинив его в том, что, он и ранее утверждал, что Бахрейн является «иранской провинцией, неотъемлемой частью иранской территории, а бахрейнцы выступают с требованиями вернуть их страну под управление Ирана». Министр иностранных дел Бахрейна шейх Халед бен Ахмед Аль Халифа назвал эти заявления, как и высказывания Х. Шариатмадари в газете «Кейхан», «неприемлемыми» и потребовал от своего иранского коллеги ознакомить власти Королевства Бахрейн с «официальной позицией Тегерана по этому вопросу».

Одновременно шейх Халед бен Ахмед Аль Халифа провел совещание с представителями всех парламентских фракций высшего законодательного органа своей страны, на котором обсуждалась сложившаяся ситуация. В политической истории Бахрейна, как отмечалось в местной газете «Аль-Айам», «столь тесное взаимодействие между представителями исполнительной и законодательной ветвями власти — беспрецедентное явление».

Шейх Адиль Аль-Муавада — председатель комитета по вопросам внешней политики и обороны парламента Бахрейна сделал заявление, которое было опубликовано в газете «Аш-Шарк Аль-Аусат». В этом заявлении он подчеркнул, что высказывания Х. Шариатмадари являются «только пропагандой». Далее шейх А. Аль-Муавада добавил: «Однако, к большому сожалению, эти высказывания отражают мнение влиятельной части иранских политиков». По мнению шейха Аль-Муавада, те ответственные лица в Иране, которые поддерживают позицию Х. Шариатмадари, «рассчитывают на применение силы, возвращаясь, время от времени к этой проблеме». Он также подчеркнул, что «игра на межконфессиональных противоречиях со стороны иранцев не оказывает влияния на бахрейнцев, вне зависимости от того, сунниты они или шииты».

Шейх Аль-Муавада выразил точку зрения депутатов парламента заявив, что » парламент не оставит без внимания это неприемлемое вмешательство во внутренние дела Королевства Бахрейн». По его словам, Х. Шариатмадари «не является частным лицом». Он  — «советник верховного иранского руководителя и возглавляет одну из крупнейших и влиятельнейших организаций в области пропаганды, поэтому его точка зрения не  может рассматриваться как сугубо личное мнение».

Все политические силы, представленные в королевстве Бахрейн, выступили с осуждением заявлений советника высшего духовного руководителя Ирана. Показательно, что среди них раньше всех откликнулся глава бахрейнских шиитов аятолла шейх Хусейн Ан-Наджати, который заявил о своем полном неприятии заявлений Х. Шариатмадари. Шейх Х. Ан-Наджати подчеркнул, что «Королевство Бахрейн — независимое арабское и мусульманское государство, обладающее полным суверенитетом. Оно — неотъемлемая часть арабской родины». В заявлении, которое было распространено его аппаратом, лидер бахрейнских шиитов сказал также, что «заявления, подобные тому, что сказал Х. Шариатмадари, не служат развитию добрососедских отношений между двумя независимыми государствами, основанных на взаимном уважении».

Другой спектр политических сил Бахрейна — Ассоциация демократической патриотической деятельности, которая представляет левые демократические силы, заявила о том, что она полностью отвергает «провокационные заявления Х. Шариатмадари и подтверждает арабский характер Бахрейна и трех эмиратских островов».  Члены Ассоциации призвали политическое руководство Ирана «ясно определить свою позицию и проявить уважение к выбору, который сделал народ Бахрейна в отношении принадлежности своей страны к арабской родине».

Другая влиятельная политическая организация «Аль-Вифак» охарактеризовала заявления Х. Шариатмадари, как  «безответственные, далекие от здравого смысла, противоречащие действительности и неожиданные для всех». В заявлении этой организации говорилось, что » Бахрейн исторически является арабским государством, что было подтверждено в ходе референдума, проведенного в 1971 г. под эгидой ООН, когда народ Бахрейн сделал свой выбор в пользу независимости и создания суверенного арабского и мусульманского государства».

Позиция общественно-политических сил Бахрейна уже получила поддержку Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), членом которого является эта страна. В опубликованном 13 июля 2007 г. газетой «Аль-Айям» заявлении генерального секретаря этой организации Абдель Рахмана Аль-Атыйи подчеркивается, что «высказывания иранского политического деятеля в отношении Королевства Бахрейн должны рассматриваться как попытка покушения на единство и безопасность всех государств Совета сотрудничества».

Единство всех политических сил Бахрейна, выступивших в поддержку независимости своей страны, свидетельствует о том, что, несмотря на существующие разногласия, бахрейнское общество движется в направлении создания подлинной государственности и укрепления своей национальной идентичности.