- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Нелегальная иммиграции из стран Северной Африки в Европу: основные маршруты

Главы правительств, руководители международных организаций (ООН, МОМ[1] [1] и др.), различные политические деятели сегодня осознают необходимость усиления мер по регулированию миграционных процессов. В странах Европы особый акцент делается на проблемах нелегальной иммиграции, которая всё больше связывается с ростом преступности и терроризма. Под давлением правых партий, из-за социально-экономических проблем, в результате террористических актов многие члены ЕС (Франция, Германия, Италия, Испания, Чехия и др.) ужесточили своё иммиграционное законодательство. Несмотря на это (и частично как результат принятых мер) нелегальная миграция в Европу, в особенности из стран Северной Африки, сегодня в десятки раз превышает легальную.

По информации Института Миграционной Политики (MPI),[2] [2] численность нелегальных иммигрантов из Африки в Европе на сегодняшний день составляет 7-8 млн. чел. Ежегодно, по данным Международного центра по развитию миграционной политики (ICMPD), Средиземное море пересекает от 100 тыс. до 120 тыс. нелегалов, из которых 35 тыс. – из стран Африки южнее Сахеля[3] [3]. Тысячи людей погибают в море, не достигнув цели (по сведениям ICMPD, за последние 10 лет численность погибших могла превысить 10 тыс. чел.). Однако есть специалисты в области миграции, которые утверждают, что некоторые цифры завышаются в СМИ, и в действительности иммиграция исчисляется не сотнями, а десятками тысяч человек в год[4] [4].

Даже официальные данные по численности иностранцев, нелегально пересекших границы государства, не могут быть отражены количественно точно. Несмотря на это миграционные кризисы последних двух лет получили большой политический и общественный резонанс. В 2005 г. около 700 африканских мигрантов попытались прорваться на территорию испанских анклавов Сеуты и Мелильи в Марокко. В 2006 г. на Канарские острова прибыло более 31 000 африканцев (в основном выходцев из стран южнее Сахеля) –  почти в 6 раз больше по сравнению с 2005 г.[5] [5]

В этой связи при обсуждении странами Европы и Северной Африки мер по организации и контролю перемещений людей особое внимание уделяется анализу миграционных маршрутов. При этом специалистам в области миграции приходится учитывать, что значительное число иммигрантов пользуется законными каналами въезда на европейскую территорию: туризм, транзитный проезд, въезд по служебным и частным делам, учёба, трудовые контракты, обращение о предоставлении убежища. Оставшись в стране по истечении срока действия визы, иммигранты попадают в категорию «нелегальных иммигрантов».

В то же время растёт численность иностранных граждан, использующих неофициальные каналы иммиграции: въезд через слабо контролируемые участки, при помощи поддельных документов или транзитных виз. Многие экономические мигранты и беженцы прибегают к услугам организаций, занимающихся незаконным провозом мигрантов через границу. Попытки европейских стран перекрыть въездной поток нелегалов из Африки, ограничив возможности нелегального въезда, во многом лишь способствуют увеличению масштабов нелегальной миграции, возникают новые миграционные маршруты.

Основными пунктами назначения подавляющего большинства нелегальных мигрантов из стран Северной Африки являются европейский континент, испанские анклавы Сеута и Мелилья, а также острова Атлантического океана и Средиземного моря.

Следует отметить, что важной составляющей нелегальной иммиграции из стран Магриба в Европу является транзитная миграция. Сегодня она приобрела значительные масштабы. По разным данным, ежегодно в Мавританию, Марокко, Тунис, Алжир, Ливию прибывает от 65 тыс. до 120 тыс. граждан стран Африки южнее Сахеля, при этом 70-80% из них иммигрирует в Ливию, 20-30% – в Алжир и Марокко.

Для нелегальной иммиграции используются воздушные пути. Главные аэропорты Северной Африки, откуда нелегалы попадают в Европу, – аэропорт Касабланки (Марокко), Триполи (Ливия). Нелегальные мигранты нередко прячутся в багажном отделении, привязывают себя к шасси. Чтобы попасть в Европу люди готовы пойти на риск замёрзнуть до смерти в помещении для багажа или погибнуть из-за разреженного воздуха во время полёта. Этот маршрут не только опасный, но и очень дорогой. К тому же самолёты и аэропорты, как правило, хорошо оснащены современными системами безопасности. Ожидается, что численность нелегальных мигрантов, использующих воздушные пути для проникновения в Европу, будет сокращаться.

Гораздо большей популярностью пользуются сухопутные и морские пути. Поскольку они не менее опасны, растёт спрос на услуги контрабандистов, которые продают нелегалам поддельные паспорта, организовывают морскую переправу, подкупают пограничные службы. Сети по перевозу и продаже мигрантов работают как в странах эмиграции, так и в странах приёма мигрантов.

Помимо опасностей, которые сопровождают мигрантов при длительном переходе через пустыню или морской переправе, им приходится опасаться торговцев людьми. По данным доклада ООН, опубликованном в испанской газете «El Pais», ежегодно в страны ЕС перевозят и продают до 240 тыс. граждан африканских стран. Опасность представляет и полиция стран иммиграции и транзита. Люди рискуют быть брошенными в пустыне за сотни километров без воды и пищи.

Однако даже смертельно опасное путешествие через пустыню или море не останавливает нелегальных иммигрантов, бегущих из стран, где отсутствуют условия для безопасной жизни, нет перспектив и уверенности в будущем. Усиление иммиграционного контроля только заставляет их искать новые пути проникновения в Европу.

Существует несколько основных маршрутов незаконной иммиграции[6] [6]. Один из наиболее оживленных – путь с западноафриканского побережья на Канарские острова. Плоты отправляются от берегов Западной Сахары (расстояние от берегов Западной Сахары до Канарских островов составляет около 240 км), от северного побережья Мавритании и южного побережья Марокко. Города Западной Сахары, привлекающие наибольшее число нелегальных мигрантов из стран Африки южнее Сахеля, – Дахла и Эль-Аюн. В Мавритании наиболее важный город для мигрантов – Нуадибу. В этих городах мигранты останавливаются на некоторое время, чтобы заработать денег на дальнейшее путешествие.

Проход от северного побережья Марокко до испанского материка стал практически невозможным из-за новых радарных установок и прибрежных патрулей, и опасный маршрут через океан до Канарских островов становится все более популярным среди иммигрантов, в числе которых граждане Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Гвинеи-Бисау Кот-д’Ивуар, Ганы, Буркина-Фасо, Того, Бенина и т. д. Не достигнув побережья, за сотни километров до Канарских островов, многие из этих людей умирают в пути от голода, жажды или истощения. Иммигранты не могут обойтись без услуг контрабандистов, поскольку практически невозможно пересечь пустыню без транспорта и проводника.[7] [7]Некоторые платят по несколько тысяч долларов перевозчикам в Мавритании, чтобы проплыть 900 км до Канарских островов. Путешествие в переполненных лодках занимает до 10 дней, и многие умирают в пути[8] [8]. Однако этот весьма опасный путь стал в последнее время одним из главных маршрутов для африканцев, стремящихся попасть на европейскую территорию.

Другой маршрут нелегальной иммиграции – до Сеуты и Мелильи на севере Марокко, затем через Гибралтарский пролив в ИспаниюЭта наиболее близкая к африканскому континенту страна сегодня является одним из основных пунктов назначения нелегальных мигрантов, которые часто используют её в качестве транзитного государства, чтобы попасть в другие страны Европы.

Правительство Марокко приняло меры по сокращению числа лодок и плотов, на которых контрабандисты живым товаром переплавляют беженцев на север через Гибралтарский пролив, однако одновременно резко возросло число попыток проникнуть на территорию Сеуты и Мелильи[9] [9]. По данным государственного информационного агентства Марокко «Магриб араб пресс» (MAП), с начала этого года в Марокко было пресечено более 4 600 попыток проникновения на европейскую территорию, 130 сетей по перевозу и продаже мигрантов было ликвидировано[10] [10].

В последнее время иммигранты стали чаще отправляться в Европу не с марокканской территории, а с берегов Ливии и Туниса. Нелегалы из стран Африки к югу от Сахары (в основном, беженцы из Нигера, Камеруна, Нигерии и др.) пытаются добраться на лодках до Пелагских островов (между Мальтой и Тунисом), до о. Сицилия и Мальта. Достичь этих островов стремятся также жители стран Африканского Рога (в основном Сомали и Эфиопии), использующих  в качестве транзитной территории Судан. Из группы Пелагских островов наибольшее число нелегальных мигрантов привлекает о. Лампедуза – наиболее близкий к побережью Туниса остров. В Ливию и Тунис африканцы прибывают, как правило, используя Алжир в качестве транзитной территории.

Значительную миграционную нагрузку испытывает сегодня государство Мальта. В основном, на остров прибывают беженцы из стран, охваченных гражданской войной (Судана, Сомали). Многие из нелегальных иммигрантов, спасенных прибрежными патрулями Мальты, были высланы из Италии. По информации газеты «Times of Malta», с января этого года в страну прибыло около 700 незаконных мигрантов. По данным правительства численность нелегальных иммигрантов к концу года может достичь 7 тыс. чел.[11] [11]

Страны Северной Африки являются как транзитными территориями, так и странами – источниками нелегальной иммиграции в Европу. Основными странами приема нелегалов являются Италия, Испания, Франция, Португалия и Нидерланды. Среди незаконных иммигрантов большинство составляют (в порядке убывания) марокканцы, алжирцы, тунисцы; растёт численность нелегально проникающих в Европу египтян. Прозрачность границ между странами Магриба, близость Испании к Марокко, Туниса к Италии способствуют увеличению масштабов неконтролируемой миграции в регионе Средиземноморья. Безработица, экономические и социальные проблемы в странах Северной Африки, гражданские войны, этно-конфессиональные конфликты, бедность в странах Африки (Судане, Конго, Либерии, Сьерра-Леоне и др.) – факторы, играющие основную роль в принятии решения рискнуть жизнью, чтобы достичь Европы.

В настоящее время, с точки зрения нелегальной иммиграции в Европу, Ливия является одной из наиболее важных стран Магриба и стран Африки южнее Сахары (основной перевалочный пункт для мигрантов — город Эль-Джауф). Это обусловлено возможностью достаточно свободного пересечения границ Ливии с другими африканскими странами (например, границы на юге Ливии, в пустынных районах особенно трудно контролировать), а также политикой Триполи, направленной на налаживание двусторонних отношений со странами Африки. В то же время, санкции ООН, проблемы на рынке рабочей силы страны способствовали росту негативного отношения к иностранцам и увеличению числа стычек между гражданами Ливии и эмигрантами из стран Центральной Африки.

В Ливии основными центрами по организации нелегальной миграции располагаются в портах Триполитании. Как правило, граждане этой страны пытаются незаконно въехать на территорию Италии, используя в качестве транзитной территории о. Мальта.

Между Италией и Ливией существует договор о совместном патрулировании территориальных вод силами безопасности. В то же время Ливия сохраняет соглашения с партнерами в Центральной Африке о свободном визовом режиме, как части политики сближения со странами Африканского Союза. Это способствует росту значения Ливии как транзитной страны для мигрантов из африканских стран.

Возрастает роль Туниса как транзитной страны для нелегальных эмигрантов из стран Африки южнее Сахары. Тунис — небольшая страна, урбанизированная, что для мигрантов, проделывающих опасные путешествия через пустыни Ливии или Алжира, имеет большое значение. Страна имеет достаточно обширную систему портов и расположена близко к Италии (до Лампедузы, самого южного острова страны — около 113 км).

Основными центрами организации нелегальной миграции в Тунисе являются города Набуль, Сус, Монастир, Махдия, Сфакс, Меденин. 60% нелегальных мигрантов из Туниса и других стран используют для транзита города Тунис, Арьяна, Мануба, Бен-Арус, а также Набул и Бизерту. Эти города имеют обширные международные связи, значимы с экономической и демографической точки зрения. Тунисский аэропорт Картаж – основной центр нелегальной миграции для марокканцев, а также граждан стран Африки южнее Сахеля и др. Пункты отправления нелегалов расположены на протяжении 300 км вдоль побережья страны. Три основные зоны отправки нелегальных мигрантов: побережье от г. Солимана до г. Сиди-Дауда, побережье к югу от мыса Эт-Тиб от порта Эль-Хавария до Келибии, восточное побережье от г. Мензель-Темим до г. Хаммамет. Из портов Туниса нелегалы, в первую очередь, стремятся добраться до южного побережья острова Сицилия или до островов Пантеллерия, Лампедуза, Линоза. Среди мигрантов распространен маршрут от побережья в районе порта Махдия до о. Лампедуза, откуда можно добраться до Мальты, а оттуда до Сицилии (г. Рагуза) [12] [12].

Перевозчики нелегалов играют важную роль в незаконной миграции. Они платят рыбакам за старые лодки, нередко бросают мигрантов из других стран на островах в территориальных водах Туниса (например, на Зембре), убеждая их, что это итальянские Лампедуза или Линоза.  Однако специалисты отмечают, что в последние годы деятельность перевозчиков в Тунисе менее активна[13] [13].

Наряду с Марокко, Ливией и Тунисом, Алжир и Египет также выступают в качестве важных транзитных территорий и источников нелегальной миграции. Тысячи египтян, в основном молодых людей, ежегодно пытаются незаконно проникнуть в Европу[14] [14]. Некоторые используют побережье Египта, прибегая к услугам контрабандистов, однако большинство перебирается сначала в Ливию или в Тунис и лишь затем в Италию. Через Суэцкий канал идёт поток непостоянной миграции из Бангладеш и Шри-Ланки в Европу. В надежде проникнуть на европейскую территорию в Египет прибывают беженцы из Судана, Сомали, Эритреи и Эфиопии

Через Алжир мигранты пересекают Сахару (в качестве транзитных городов чаще всего служат г. Таманрассет на юге и г. Магния на севере страны), перебираются в Марокко (основной транзитный город – Уджа). Среди нелегалов в основном граждане стран Западной Африки и стран южнее Нигера – Нигерии, Камеруна. По этому маршруту мигрантов, как правило, перевозят через пустыню на грузовиках[15] [15].

В 2004 г. Испания и Италия сообщили о прибытии 29 тыс. иммигрантов из стран Африки. В 2005 г. эта цифра возросла до 34 тыс., а в 2006 г. до 57 600 чел. Данных по нелегальной миграции немного и они не всегда достоверны, однако выше упомянутые цифры указывают на тенденцию роста числа нелегальных мигрантов, пытающихся пересечь воды Средиземного моря и попасть в Европу. Как следствие растёт прибыльность бизнеса по перевозу мигрантов.

Миграция из стран африканского континента и в его пределах сегодня подробно освещается в СМИ. Однако это не новое явление. Потоки населения из стран Африки в Европу шли всегда, и поскольку меры, принятые европейскими странами по урегулированию миграционных проблем, не могут устранить коренные причины возникновения нелегальной иммиграции, её масштабы сохранятся и даже увеличатся. География незаконной иммиграции будет расширяться, пока существует разница в уровнях жизни, доходах, политической ситуации между странами двух континентов, пока пользуются спросом услуги контрабандистов и выгодна дешёвая рабочая сила, как в Европе, так и в Северной Африке. Пока иммиграция в Европу, в целом, воспринимается как шаг к лучшей жизни, её уровень, стоимость и риски будут расти.


[1] [16] Международная организация по миграции.

[2] [17] Института Миграционной Политики (Migration Policy Institute) (http://www.migrationpolicy.org/ [18])

[3] [19] ICMPD (International Centre for Migration Policy Development) (http://www.icmpd.org/ [20])

[4] [21] «Trans-Saharan Migration to North Africa and the EU: Historical Roots and Current Trends» Hein de Haas, University of Oxford (http://www.migrationinformation.org/Feature/display.cfm?ID=484 [22])

[5] [23] BBC, «Spain sends back African migrants» 22/12/2006 (http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/6286285.stm)

[6] [24] BBC «Key facts: Africa to Europe migration» 04/06/2007 (http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/6228236.stm [25])

[7] [26] David van Moppes, (2006), «The African Migration Movement: Routes to Europe», 17/05/2007, Radboud University Nijmegen, (http://www.ru.nl/socgeo/html/files/migration/migration5.pdf [27]).

[8] [28] BBC, «Испания перехватила на море 250 мигрантов», 23/07/2006

[9] [29] BBC «В испанские анклавы будут отправлены войска»

(http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_4295000/4295750.stm [30])

[10] [31] «Security forces arrest about forty sub-Saharan illegals» 22/06/2007 (http://www.map.ma/eng/sections/imp_general/security_forces_arre3411/view [32])

[11] [33] Malta ‘abandoned’ over illegal migration (http://www.timesofmalta.com/core/article.php?id=267628&hilite=illegal+migrants [34])

[12] [35] Hassen BOUBAKRI «Transit migration between Tunisia, Libya and Sub-Saharan Africa: study based on Greater Tunis», 2004, Council of Europe (http://www.coe.int/ [36])

[13] [37] David van Moppes, (2006), «The African Migration Movement: Routes to Europe», 17/05/2007, Radboud University Nijmegen, (http://www.ru.nl/socgeo/html/files/migration/migration5.pdf [27]).

[14] [38] BBC, «Egyptians risking all to enter Europe», 2/07/2007

[15] [39] David van Moppes, (2006), «The African Migration Movement: Routes to Europe», 17/05/2007