- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран усиливает военное присутствие в Ираке

Ирак готов предложить свою помощь для организации диалога между США и Ираном. Об этом заявил во вторник 10 сентября иракский посол в США Фарид Ясин, выступая в Атлантическом совете. «Ирак не хочет больше конфликтов и не может позволить превратить свою территорию в арену противостояния региональных или глобальных игроков, — сказал дипломат. — Мы стремимся к достижению мира в регионе и не намерены занимать чью-либо сторону».  «США — наш партнер, друг и союзник в борьбе с терроризмом. Иран является нашим соседом, с которым нас связывают протяженная граница, история и сильные отношения, — отметил посол. — В этой ситуации нам необходимо обеспечивать свои интересы». Ясин подчеркнул, что Багдад выступает против санкций, поскольку из-за них всегда страдает население. «Лучший способ продвинуться вперед — это переговоры. Мы готовы предложить свою помощь», — сказал он. В данном случае Багдада действительно может сыграть роль некого посредника, но будет  только чисто техническим посредничеством. Пока такую роль посредника успешно играет Оман, и к тому же у иранцев совершенно иные планы в отношении Ирака. Тегеран не составляет своих попыток полностью интегрировать лояльные себе формирования  «Народные мобилизационные силы» в силовой блок Ирака. При этом говорить, как это делают некоторые эксперты, о том, что влияние Ирана в Ираке снижается, явно преждевременно. Об обратном свидетельствуют факты.

Назначение в конце августа премьер-министром Ирака Аделем Абдель Махди Зиада Халифы Хазааля аль-Тамими, командира 24-го  батальона иракских шиитских «Народных мобилизационных сил», или «Аль-Хашд аш-Шааби», генеральным инспектором Министерства обороны вызывает законную обеспокоенность у американских союзников Багдада. З.аль-Такими, который будет юридически контролировать деятельность министерства, от планирования операций до заключения оборонных контрактов, очень близок к Тегерану. Это назначение происходит на волне усиления роли во внутриполитической жизни страны  руководителя аппарата премьер-министра Абу Джихада аль-Хашеми, который также считается креатурой Тегерана. Махди также рассматривает кандидатуру Тахсина Абида Мутара аль-Абуди  на пост генерального секретаря Вооруженных сил Ирака. Т.аль-Абуди — бывший высокопоставленный  эмиссар партии «Бадр», а позднее — командир «Аль-Хашд аш-Шааби». Его считают неофициальным   ретранслятором пожеланий  иранского КСИР в Ираке. При этом отметим еще один интересный факт. Это усиление проиранских элементов в структуре Вооруженных сил Ирака было предварительно согласованно, как не парадоксально, с Эр-Риядом. По оценке ряда экспертов, это произошло еще в начале с.г., когда  с 30 по 31 января в Эр-Рияде находилась высокопоставленная делегация  иракских «Народных мобилизационных сил» во главе с их командующим Фалехом аль-Файядом. Она встретилась с министром по делам Персидского залива Тамером аль-Сабханом. Последний, который некоторое время служил послом КСА в Багдаде и является яростным противником шиитского ополчения,  тем не менее согласился на такой компромиссный вариант.  Как представляется, при условии того, что  В.аль-Файяд откажется от своего намерения стать министром внутренних дел. И это произошло.  Совет представителей (парламент) Ирака одобрил 24 июня кандидатуры на посты глав МВД и оборонного ведомства. Министром внутренних дел утвержден Ясин Таха Хасан аль-Ясири, обороны — Наджах Хасан Али аш-Шамари. Таким образом, Эр-Рияд пролоббировал на пост министра обороны своего союзника из племени шаммар, но был вынужден за это «заплатить» постами госсекретаря Министерства обороны и генерального инспектора ВС Ирака

Еще один факт, который демонстрирует нам усиление иранского влияния — это объявленное 4 сентября создание в составе «Народных мобилизационных сил» Ирака  управления ВВС. Это имеет принципиальное значение:  создание военно-воздушных сил в Ираке отдельно от военной ветви федерального правительства подчеркивает автономность «Народных мобилизационных сил» от иракского Министерства обороны. Это заявление было сделано после серии взрывов на объектах ополчения по всей стране в последние недели, в которых некоторые должностные лица группы обвинили израильское правительство. Собственно это ответ прежде всего иранцев  именно на последние по времени рейды израильских ВВС (это точно установлено теми же США) в районах границы между Сирией и Ираком. И в данном случае речь видимо идет об оснащении нового рода войск «Аль-Хашд аш-Шааби» прежде всего иранскими беспилотниками и средствами ПВО. И надо признать, что такие рейды ВВС Израиля только стимулировали Тегеран на такие шаги. При этом не надо думать, что это идет вразрез с пожеланиями иракского правительства, поскольку эти рейды израильских ВВС (а это были, по данным американцев, именно беспилотники) поставили Багдад в трудное положение. Он должен на это официально  реагировать (что и сделал путем грозных заявлений), но входить в открытый клинч по этому вопросу с американцами, которые сейчас полностью контролируют воздушное пространство Ирака, он не хочет. К тому же иракская армия не располагает надежными средствами контроля и отслеживания воздушных целей. И в данном случае правительства закрывает глаза на то, что иранцы начнут сейчас формировать такие средства в рядах проиранских ополченцев, что в определенной мере снимает с Багдада значительную часть рисков возможного противостояния с Израилем и формально дистанцирует его от таких инцидентов.  В любом случае такой шаг Ирана вкупе с оснащением своих прокси-групп в Ираке тактическими ракетами однозначно свидетельствует об усилении иранского военного присутствия в Ираке, несмотря на все попытки   США и Израиля такому процессу помешать чисто силовыми способами.