- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Политическая ситуация в Синде

Внутриполитическая ситуация в одной из пакистанских провинций — Синде — в настоящее время достаточно сложная, как, впрочем, и обстановка во всем Пакистане. Она определяется активными действиями политических организаций и отдельных политиков, стремящихся обеспечить себе наиболее удобные позиции в канун всеобщих парламентских и президентских выборов. Политические партии вынуждены действовать с оглядкой на вероятность сделки, которая может быть заключена между нынешней администрацией П. Мушаррафа и крупнейшей оппозиционной партией страны — Пакистанской народной партией Б. Бхутто (ПНП). Именно от этого фактора в первую очередь будет зависеть расклад сил в ближайшее до парламентских выборов время, а их проведение планируется после выборов президента страны, которые, видимо, состоятся в период с 15 сентября по 15 октября с.г.

Находящаяся у власти в стране Пакистанская мусульманская лига (ПМЛ) и в Синде занимает лидирующие позиции, возглавляя проправительственную коалицию, состоящую из нескольких партий. Руководство синдского отделения партии ориентируется непосредственно на поддержку президента П. Мушаррафа, поскольку провинциальные партийные лидеры являются выходцами из Пенджаба и, будучи влиятельными политическими фигурами, все же не имеют здесь достаточно прочных корней. Именно ввиду этого важного обстоятельства они в значительной степени зависят от административной поддержки со стороны центра и вынуждены постоянно лавировать для сохранения в единстве коалиции партий, поддерживающих П. Мушаррафа.

В настоящее время достаточно напряжены отношения между ПМЛ и Пакистанской мусульманской лигой Пира Погаро (ПМЛ-П), причиной чего явилось недовольство главного министра Синда Г.А. Рахима сепаратными действиями ПМЛ-П в округах, традиционно поддерживающих ПМЛ. ПМЛ-П занимает особое место в правящем альянсе, постоянно набирает политический вес и расширяет свое влияние. Показателем ее растущей силы стали выборы в органы местного самоуправления, когда партия одержала победу в семи районах Синда. Фракция Пира Погаро имеет несколько важных постов в провинциальном правительстве, среди которых министерство доходов, работ и услуг, юстиции и по делам парламента, рыбного хозяйства и др. В частности, некоторые политические деятели рассматривают фракцию этой партии в качестве перспективного трамплина для участия в выборах в Национальную ассамблею. Например, генеральный секретарь ПМЛ в Синде в нынешних условиях счел более политически выгодным расстаться с родной партией и перейти в ПМЛ-П. Те же действия предприняли несколько местных руководителей проправительственной Пакистанской народной партии, официально прекратившей свое существование в марте с.г.

Амбициозные планы имеет и Объединенное национальное движение (ОНД) Алтафа Хуссейна, значительно укрепившее свои позиции по сравнению с тем периодом, когда формировалась нынешняя коалиция. Преимущественно эта партия нацелена на упрочение своих позиций среди городского населения Синда и в основном ведет работу в крупных городах провинции. Представители движения возглавляют администрации Карачи и Хайдерабада. Порой ОНД отходит от единой линии поведения партий, входящих в правящую коалицию. Так было, например, когда партия Алтафа Хуссейна вместе с ПМЛ-П отказалась принять участие во всепартийной конференции по вопросу об автономии провинций, организованной главным министром Г.А. Рахимом, тем самым фактически пойдя на разрыв (по крайней мере, в этом вопросе) с местным отделением Пакистанской мусульманской лиги.

Пожалуй, определяющее место среди сил светской оппозиции Синда занимает Альянс за восстановление демократии (АВД), который, по сути, функционирует в качестве координатора действий всех оппозиционных партий и организаций. При этом первую скрипку в данном альянсе, бесспорно, играет Пакистанская народная партия Б. Бхутто, которая на прошлых выборах в провинциальную ассамблею получила наибольшее (по сравнению с другими партиями) количество мест, но которой не удалось сформировать местное правительство в связи с отказом от союза с Объединенным национальным движением. Эта ошибка стала тогда для ПНП роковой, да и в дальнейшем правящей администрации удалось ослабить влияние партии в Синде путем переманивания на свою сторону отдельных политических деятелей из ее рядов. В настоящее время положение несколько выправляется, ячейки ПНП на местах уже приступили к развертыванию агитационно-пропагандистской кампании, начав интенсивную организационную подготовку к выборам.

«Муттахида Маджлис-и-Амаль» (ММА), являющийся общенациональным блоком исламских партий, не смог пока административно закрепиться в Синде. Неудачей блока можно назвать потерю позиций в городской администрации Карачи и проигрыш на дополнительных выборах в Национальную ассамблею в феврале с.г. Однако нельзя не учитывать силу протестных акций ММА, в которых бывают задействованы большие массы людей. Вместе с тем разногласия между участниками блока порой настолько велики, что негативным образом сказываются на кооперации их деятельности, что может повлиять на само существование этого объединения партий.

В последнее время все большую силу набирают политические партии и организации пуштунов, которые ранее переселились в Синд с Территории племен федерального управления и Северо-Западной пограничной провинции страны. Однако говорить о каком-либо организационном объединении разрозненных пуштунских партий пока не приходится. Да и по существу их деятельность носит «профсоюзный» характер, поскольку основной их целью является защита социальных и материальных прав представителей этой национальности, осевших в Синде. Не все однозначно и с представительством интересов пуштунов в администрации и совете провинции. С одной стороны, за это право борются националистические силы в лице «Пахтунхва милли авами лиг» М.Х. Ачакзая и Народная национальная партия А. Вали-хана, с другой — исламские партии блока ММА.

Результаты прошедших в Карачи дополнительных выборов в Национальную ассамблею, а также в Провинциальную ассамблею Синда позволяют сделать вывод о том, что политическая конъюнктура в данное время пока еще на стороне проправительственной коалиции. В первом случае победы добился представитель Объединенного национального движения, во втором — представитель Пакистанской мусульманской лиги, обошедший конкурента из Пакистанской народной партии Б. Бхутто более чем на 50% голосов избирателей. Коалиция в целом по-прежнему сохраняет довольно прочные позиции и пользуется широкой поддержкой населения.

В свете массовых волнений в Карачи в мае с.г., связанных с делом опального Верховного судьи И. Чаудхри (который по постановлению Высшего юридического совета Пакистана 15 июля с.г. был восстановлен в прежней должности), а также последних событий вокруг Лал Масджид (Красной мечети) в июле с.г. в Исламабаде значительно осложнилась ситуация и в Синде. Проправительственной коалиции партий во главе с ПМЛ приходится выдерживать шквал критики в адрес нынешней администрации, которую оппозиционные партии обвиняют в слишком жестких действиях в отношении исламских экстремистов. Для дальнейшего провоцирования беспорядков в стране и в конечном счете ослабления правящего режима оппозиционеры и клерикалы активно задействуют явное недовольство большинства пакистанского населения сотрудничеством П. Мушаррафа с США и поддержкой, оказываемой пакистанским лидером американской операции в Афганистане.