- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливии: август 2019 г.

1 августа глава Правительства национального соглавия (ПНС) Ливии Фаиз Сарадж заявил протест против «недостоверных» положений, якобы содержавшихся в докладе эмиссара ООН в Ливии Гасана Саламе, с которым тот ранее выступил в режиме видеоконференции перед Советом Безопасности ООН. Согласно информационному бюро ПНС, в тот день Ф.Сарадж «вызвал» к себе главу Миссии ООН в поддержку Ливии (Manul) с тем, чтобы «вручить ему ноту протеста против недостоверных положений в его докладе относительно ситуации в Ливии».

В своем докладе Г.Саламе призвал противоборствующие в Ливии стороны (силы ПНС и формирования самопровозглашенной Ливийской национальной армии – ЛНА) к перемирию и выразил озабоченность эскалацией конфликта.

ЛНА во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром с 4 апреля проводит операцию с целью овладеть Триполи.

Гнев главы ПНС вызвало то, что Г.Саламе упомянул «неподтвержденные данные о нарушениях прав человека», совершенные силами ПНС после того, как они отбили 26 июня у формирований ЛНА город Гарьян в 100 км к юго-западу от Триполи. До этой даты в Гарьяне находился командный пункт ЛНА. Г.Саламе также осудил «неприемлемое» число «насильственных исчезновений» и внесудебных арестов, совершаемых в Триполи. Он призвал ПНС отказаться от использования аэродрома Митига – единственного действующего в районе Триполи — в военных целях.

2 августа представитель ПНС признал потерю как минимум 9 бойцов в боях против ЛНА к югу от Триполи. По его словам, 5 из них погибли в результате авиаудара, нанесенного самолетами ВВС ЛНА, 4 – в боях. Он также сообщил о потерях среди бойцов ЛНА, не назвав их точно. По его словам, 6 бойцов ЛНА были взяты в плен в боях за предместья Аль-Ярмук и Салахеддин ливийской столицы. Со стороны ЛНА никакой информации о ходе боев в тот день не поступало.

По состоянию на 2 августа по данным Всемирной организации здравоохранения в боях за Триполи погибли 1093 человека, около 6 тысяч получили ранения.

5 августа под обстрел реактивными снарядами едва не угодил совершавший посадку на аэродроме Митига ливийский пассажирский самолет, совершавший рейс по маршруту Бенгази – Триполи. На его борту находились экипаж и 124 пассажира. Из-за этого инцидента работа аэродрома была приостановлена, и направлявшиеся в Митигу самолеты вынуждены были садиться в аэропорте Мисураты в 200 км к востоку от Триполи.

Формирования ЛНА, которые неоднократно обстреливали аэродром Митига, обвиняют ПНС в его использовании в военных целях – именно с него взлетают ударные турецкие беспилотники, используемые для авиаударов по позициям ЛНА.

5 августа ВВС ЛНА были обвинены в нанесении авиаудара по жилому кварталу Аль-Калаа в городе Мурзук на юге Ливии, в результате которого погибли по меньшей мере 42 человека из числа гражданского населения, свыше 60 получили ранения. Удар пришелся на здание муниципалитета, где в тот момент собрались свыше 200 человек, представлявших различные социальные слои города с целью решения проблем местных жителей. В задаче спрашивается, а зачем было самолетам Х.Хафтара наносить удар по Мурзуку, если формирования ЛНА и так контролировали на тот момент этот город?

Город Мурзук находится в одноименном оазисе в 900 км к югу от Триполи. Его население – 50 тысяч человек. Главным образом это – выходцы из народности тубу.

Формирования ЛНА овладели без боев треугольником Мурзук – Себха – Убарии в январе – феврале с.г. В районе Себхи находятся крупные нефтепромыслы. Этот район с 2011 года периодически был ареной боев между вооруженными формированиями тубу, туарегов и арабских племен. Последние в происходящих в Ливии событиях поддержали ЛНА.

6 августа ЛНА объявила о нанесении авиаудара по авиабазе в Мисурате, контролируемой силами ПНС. Целями удара были позиции сил ПВО и «большой турецкий» самолет, доставивший в Мисурату боеприпасы, беспилотники и противотанковые ракеты. По данным СМИ, поддерживающих Х.Хафтара, военно-транспортный самолет типа «Ильюшин» был поражен при приземлении. Поскольку в ВВС Турции нет самолетов типа Ил-76, скорее всего речь шла об украинском самолете.

9 августа Manul призвала  стороны внутриливийского конфликта установить 10 -12 августа – в дни религиозного праздника Ид аль-Адха – гуманитарное перемирие. Предыдущие призывы главы Миссии Г.Саламе к установлению перемирия остались безрезультатными. 10 августа ПНС согласилось присоединиться к перемирию, но при определенных условиях, которых набралось аж 4. В частности, оно должно было действовать во всех зонах конфликта, должны были быть запрещены любые перемещения войск и полеты самолетов. Со своей стороны ЛНА дала безусловное согласие на соблюдение перемирия с 15 часов 10 августа до 15 часов 12 августа.

10 августа в Бенгази при взрыве заминированной автомашины погибли 2 человека, ранения получили до 10 человек. Оба погибших – граждане Фиджи и Ливии — оказались из числа персонала ООН.

Уже 11 августа перемирие было нарушено – ракетному обстрелу подвергся аэродром Митига, после чего он возобновил работу лишь 12 августа.

15 августа, по данным ПНС, силы ЛНА вновь обстреляли аэродром Митига с использованием реактивных систем залпового огня «Град». Погиб 1 человек из числа сотрудников охраны аэропорта. Несколько охранников получили ранения. Полеты с аэродрома были вновь приостановлены. Самолеты, которые направлялись в Митигу, принял аэродром в Мисурате.

Как утверждало командование ЛНА, в тот день удар наносился по другому аэродрому, который находился на западе страны в районе города Зуара и служил базой для турецких ударных беспилотников. Аэродром в Зуаре до недавнего времени был базой для вертолетов, работающих в интересах нефтедобывающих компаний. В результате авиаудара были уничтожены два ангара. Взлетно-посадочная полоса и аэровокзал не пострадали.

16 августа ПНС опубликовало коммюнике, в котором сообщило о новых  ударах по двум находящимся под его контролем аэродромам – в Митиге и Зуаре. Нанесение этих ударов подтвердила ЛНА. По ее данным, в Зуаре целью удара был ангар, в котором находились турецкие ударные беспилотники. Еще один удар наносился по цели к востоку от Абу Камах, где находится крупнейший в Ливии НПЗ.

Manul выразила сожаление в связи с «систематическими и все более частыми ударами по аэродромам на западе Ливии, и в частности, в Митиге и Зуаре. «Эти атаки несут опасность жизням тысяч гражданских пассажиров, в том числе персоналу ООН и сотрудникам гуманитарных организаций», — отмечалось в коммюнике Миссии.

18 августа с достаточно странным заявлением вновь выступила Manul, сообщив, что на аэродроме в Зуаре, дважды подвергавшемся авиаударам, якобы нет никакой военной инфраструктуры. Соответствующее заключение сделала специальная команда экспертов, направленная Миссией в Зуару. Она напомнила, что «атаки на гражданских лиц или объекты гражданской инфраструктуры являются серьезным нарушением международного гуманитарного права и прав человека».

26 августа представители ПНС сообщили, что лояльные им силы отразили попытку формирований ЛНА вновь овладеть городом Гарьян в 100 км к юго-востоку от Триполи. ЛНА утратила контроль над этим городом в конце июня. До этого город служил важной тыловой базой для формирований ЛНА. Там же находился командный пункт сил Х.Хафтара. Попытка формирований ЛНА вновь овладеть городом была первой со времени его оставления. По данным ПНС, при отражении атаки погибли 8 бойцов из формирований, поддерживающих правительство в Триполи, противоположная сторона потеряла «десятки» человек убитыми и ранеными. Со своей стороны ЛНА признала факт гибели ее бойцов, не уточнив их число. В заявлении ЛНА подчеркивалось, что восстановление контроля над Гарьяном «неизбежно», что позволяет предположить, что атаки на город с населением в 200 тысяч человек будут продолжены.

29 августа генсек ООН Антониу Гутерриш выразил опасение, что Ливия скатится к полномасштабной гражданской войне, явно не понимая, что по факту такая война уже давно идет, причем явно в интересах других стран, поддерживающих либо ПНС, либо ЛНА. Он потребовал от сторон конфликта исключить авиаудары по жилым кварталам. «Я очень озабочен присутствием иностранных бойцов и наемников, рекрутируемых сторонами конфликта в Ливии, а также поставками им оружия», — сказал генсек. Он потребовал неукоснительного соблюдения эмбарго на поставки оружия в Ливию, хотя хорошо известно, что оно постоянно нарушается.

И как вывод: война по доверенности будет вестись в Ливии до последнего ливийца теми силами извне, которые тянутся к ее нефтяным богатствам. Содействовать ее прекращению можно, как представляется, организовав жесткую морскую, воздушную и наземную блокаду. Но на это вряд ли кто-то пойдет — слишком лакомый кусок на кону.