- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Китайские эксперты об инфраструктурном аспекте национальной безопасности Государства Израиль. Часть 1

Известно, что военно-политическое руководство Израиля уделяет повышенное внимание развитию инфраструктуры и оперативного оборудования страны в интересах проведения своевременного мобилизационного развертывания, перебросок войск и необходимых резервов для ведения войны. Китайские военные обозреватели отмечают, что Вооруженные силы Израиля располагают развитой инфраструктурой и системой коммуникаций. Китайские специалисты утверждают, что объекты Министерства обороны Израиля занимают около 5% от всей площади страны. На ней расположены около 2600 объектов израильских вооруженных сил.

 Ракетные базы и полигоны

Отмечается, что в состав национальных военно-воздушных сил Израиля входит одна ракетная база, расположенная в районе  города Закария. На вооружении ракетной базы находятся около 17 пусковых установок баллистических ракет средней дальности «Иерихон-2» и оперативно-тактических ракет «Иерихон-1», сведенных в три эскадрильи. Летные испытания ракетного оружия Израиля осуществляются на полигоне Пальмахим. В его состав входят стартовый комплекс и два измерительных пункта, оборудование которых позволяет осуществлять с полигона пуски баллистических ракет в сторону акватории Средиземного моря на дальность около 800–1300 километров. Стартовый комплекс состоит из стартовой и технической позиций, пункта управления пуском. На стартовой позиции нет стационарных пусковых установок. Кроме того, для проведения летных испытаний баллистических ракет используются мобильные пусковые установки.

Объекты государственного и военного управления

Для руководства страной и ее вооруженными силами в мирное и военное время в Израиле созданы и задействуются органы государственного и военного управления. К органам государственного управления относятся парламент, канцелярия премьер-министра и министерства Израиля. Все данные органы, за исключением Министерства обороны, находятся в Иерусалиме. Кроме того, на территории Израиля cозданы 11 стационарных объектов органов управления вооруженными силами страны, из них восемь защищенных. Объекты органов высшего звена управления расположены в г.Тель-Авив и прилегающих к нему южных районах. Министерство обороны, генеральный штаб и штабы видов ВС расположены в г.Тель-Авив. На их территории в подземных сооружениях развернуты командные пункты ГШ, ВВС и войск ПВО. Запасной командный пункт генерального штаба оборудован в подземных сооружениях в южной части г. Тель-Авив. Командный пункт ВМС размещен на северо-западной окраине г. Хайфа в двух административных зданиях. Штаб и командный пункт Северного военного округа расположен на юго-западной окраине г. Назарет. Кроме того, в Северном военном округе развернут командный пункт командования израильских войск на Голанских высотах. Штаб Центрального военного округа расположен в г. Шууфат. Защищенный командный пункт ЦВО оборудован в полуподземном сооружении на территории штаба. Штаб и командный пункт Южного военного округа дислоцируются в г. Беэр-Шева.

Аэродромная сеть

Известно, что аэродромная сеть Израиля предназначена для базирования и обеспечения повседневной (боевой) деятельности группировки военно-воздушных сил и является одним из важнейших компонентов его военной инфраструктуры. Базирование военной авиации осуществляется на девяти авиабазах, оборудованных современными средствами управления воздушным движением. Все базы, за исключением авиабаз «Тель-Авив», «Пальмахим» и «Лод», имеют рассредоточенные подземные защищенные укрытия (ангары) для боевой авиации. Управление полетами самолетов осуществляется стационарными контрольно-диспетчерскими пунктами, развернутыми на направлениях наиболее интенсивного воздушного движения в районах населенных пунктов Акко, Арад, Беэр-Шева, Маалот, Мейрон, Мицпе-Рамон, Тверия и Хайфа. К основным объектам страны, обеспечивающим пассажирские и гражданские воздушные перевозки, относятся международные аэропорты имени Д. Бен-Гуриона и «Увда». Аэропорт имени Д. Бен-Гуриона (14 км юго-вост. г. Тель-Авив) является главным аэропортом страны, через который осуществляется до 90% всех воздушных перевозок. Он имеет три взлетно-посадочные полосы («главная» – 3112 м, «короткая» – 2780 м и «тихая» – 4280 м) с асфальтовым покрытием. Международный аэродром «Увда» является частью действующей авиабазы израильских ВВС. Он имеет две параллельные асфальтобетонные взлетно-посадочные полосы длиной 2600 и 3000 м, из которых более длинная ВПП используется в интересах ВВС, а короткая – для самолетов местных авиакомпаний. Для приема международных рейсов построена третья ВВП длиной более 3000 метров. В рамках совершенствования аэродромной сети в 2018 году было закончено строительство аэродрома в районе н.п. Тимна (30 км сев. г. Эйлат). Данный аэродром имеет двойное предназначение, предусмотрено его использование как гражданского в мирное время и как военного – в ходе боевых действий на южном операционном направлении.

Известно, что согласно требованиям командования ВВС Израиля, авиабазы и военные аэродромы должны иметь взлетно-посадочную полосу с капитальным покрытием длиной 2400-3600 м и шириной 30-45 м, рулежные дорожки, групповые и одиночные стоянки самолетов, полуподземные или подземные склады боеприпасов и горюче-смазочных материалов, защищенные укрытия для авиационной техники и личного состава, командно-диспетчерский пункт, ремонтные мастерские, другие вспомогательные технические и служебные здания. Покрытие ВПП (бетон и асфальтобетон) рассчитывается на эксплуатацию в течение 10-15 лет без капитального ремонта. Его толщина зависит от максимальной взлетной массы самолета, вида шасси и давления в пневматиках. Главная рулежная дорожка, как правило, параллельна ВПП и при необходимости может использоваться в качестве резервной взлетно-посадочной полосы. Стоянки для самолетов тактической авиации строятся одиночными, рядом с ними возводятся специальные железобетонные укрытия, представляющие собой сооружения в виде арки (длина 30 м, ширина средней части 15 м, высота 8 м). Конструкция такого укрытия обеспечивает защиту находящегося в нем самолета от поражения ракетами класса «воздух-земля», воздействия ударной волны и осколков авиабомбы весом до 250 кг, разорвавшейся в непосредственной близости. В укрытии может запускаться двигатель самолета и осуществляться его самостоятельное выруливание. Отмечается, что для военно-транспортных самолетов сооружаются групповые стоянки и ангары. На аэродромах гражданской авиации групповые стоянки оборудуются в двух-трех местах. К ним примыкают ангары, здание аэровокзала и другие технические и служебные помещения. Хранилища боеприпасов и ГСМ представляют собой заглубленные железобетонные бункеры (емкости). Количество и типы заскладированных боеприпасов (авиабомб, снарядов, ракет и т. д.) определяются задачами, поставленными перед базирующимся подразделением, которое позволяет совершать полеты в сложных метеорологических условиях и ночью. Мероприятия по совершенствованию аэродромной сети проводятся с периодичностью не реже одного раза в год и включают обновление покрытия взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, расширение стоянок самолетов, капитальный ремонт ангаров, укрытий, технических и вспомогательных сооружений, замена устаревшего радионавигационное оборудования.

Военно-морские базы и пункты базирования ВМС

Китайские специалисты отмечают, что базирование военно-морских сил Израиля осуществляется на трех военно-морских базах – «Хайфа» (ГВМБ), «Ашдод», «Эйлат» и трех пунктах базирования – «Акко», «Атлит» и «Ашкелон». Известно, что основной военно-морской базой и важнейшим портом является «Хайфа», где осуществляется обслуживание большей части кораблей ВМС и проходят основные импортируемые грузы. База и порт расположены на берегу Хайфского залива. Его акватория защищена со стороны моря двумя волнорезами длиной 3426 м и 765 м с проходом между ними шириной 183 м. Акватория порта делится на главный порт и портовую зону «Кишон». В главном порту грузовые и пассажирские перевозки осуществляются с использованием 17 причалов. Портовая зона «Кишон» оборудована семью терминалами. Морской порт Хайфы имеет 23 крана различной грузоподъемности. В Хайфе также расположена главная судоверфь, предназначенная для ремонта и модернизации кораблей и катеров, установки на них различного оборудования. Кроме того, в мастерских ремонтируют и модернизируют вооружение, системы берегового обнаружения, портовые механизмы. База снабжения ВМС расположена на южной окраине города (в районе н.п. Тират-Кармель) и предназначена для закупки, хранения и распределения оборудования и материалов, необходимых для функционирования всех баз и подразделений ВМС. В базе также функционирует док по обслуживанию новых подводных лодок ВМС Израиля типа «Усов. Долфин». Главным экспортным глубоководным портом является Ашдод. Искусственная бухта, где он расположен, защищена со стороны моря двумя волнорезами длиной 2200 м и 900 м с проходом между ними шириной 250 м. Глубины на входном фарватере превышают 11 м. Грузовые и пассажирские перевозки в морском порту Ашдод осуществляются с использованием 14 причалов. На развернутой там военно-морской базе Ашдод имеется небольшая судоверфь, на которой осуществляется текущий ремонт патрульных и ракетных катеров базы. Через порт Ашкелон (16 км южн. Ашдод) осуществляется реэкспорт сырой нефти. Самый южный порт и одновременно военно-морская база расположены в г.Эйлат, которые обеспечивают Израилю возможность выхода в Красное море, минуя Суэцкий канал. В северной части акватории порта оборудовано 12 рейдовых стоянок. Работу морского порта обеспечивают шесть портовых кранов грузоподъемностью до 25 тонн каждый.