- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Турции: август 2019 г.

Американский вектор внешней политики Анкары продолжал оставаться в центре повышенного внимания высшего турецкого руководства. Мы и ранее неоднократно фиксировали это направление деятельности правительства Турции и администрации президента страны, регулярно подчеркивая при этом усиление разногласий в отношениях двух союзников по НАТО, их безуспешные попытки снизить планку напряженности в своих отношениях.

Однако в августе мы можем констатировать первичные двусторонние договоренности по отдельным спорным вопросам, которые все же трудно назвать переломным моментом и неким реальным и ощутимым успехом в налаживании турецко-американских отношений. В подтверждение нашей оценки обозреватель Financial Times Дэвид Гарднер, в частности, пишет, что вспышка гармонии между США и Турцией не будет длиться долго и напряженность скоро вернется в турецко-американские отношения. Однако обратить на эту «вспышку» внимание, на наш взгляд, все же следует.

Так 7 августа в Анкаре в Министерстве национальной обороны Турции завершились трехдневные переговоры турецких военных с американскими коллегами по созданию «зоны безопасности» на севере Сирии. В оборонном ведомстве Турции сообщили, что по итогам обсуждений достигнута договоренность о формировании в Турции Штаба совместных операций по Сирии. Турецко-американский штаб будет создан в ближайшее время. Военные двух стран условились координировать из этого штаба действия по созданию зоны безопасности в Сирии. Стороны сошлись во мнении о необходимости принятия незамедлительных шагов по устранению обеспокоенности Турции в сфере национальной безопасности, а также договорились о превращении «зоны безопасности» в Сирии в «Коридор мира» и принятии всех необходимых мер для беспрепятственного возвращения сирийских беженцев на Родину.

А уже 12 августа МНО Турции подтвердило прибытие в провинцию Шанлыурфа на юго-востоке страны шести американских высокопоставленных военных, которые будут задействованы в работе координационного центра по совместным операциям в планируемой зоне безопасности на севере Сирии. Наряду с этим турецкие СМИ сообщили о прибытии в Шанлыурфу 90 американских военных, которых доставили к месту расположения центра в приграничный город Акчакале. «Началась работа по созданию совместного с США координационного центра по совместным операциям и планируемой зоне безопасности на севере Сирии. В рамках предварительной подготовки к этому делегация США из шести человек прибыла в Шанлыурфу. Планируется, что центр начнет действовать в ближайшее время», — сообщили СМИ Турции.

Необходимо особо отметить, что официальный Дамаск выступил категорически против данного соглашения и планируемых в его рамках действий, так как, по мнению сирийского правительства, они представляют собой вопиющую атаку на суверенитет и территориальную целостность Сирийской Арабской Республики и грубое нарушение принципов международного права и устава ООН.

В Вашингтоне же удовлетворены достигнутой между Турцией и США договорённостью о создании Центра совместных операций в Сирии. Об этом журналистам сказала представитель госдепартамента США Морган Ортагус. Она отметила, что процесс его формирования будет осуществляться поэтапно. «На прошедших на этой неделе в Анкаре военных консультациях достигнут прогресс на пути создания устойчивого механизма безопасности, отвечающего законным озабоченностям нашего союзника по НАТО Турции, связанным с северо-востоком Сирии. Для того, чтобы продолжить связанное с этим планирование мы намерены создать в Турции американо-турецкий Центр совместных операций по Сирии», — сказала М. Ортагус.

Турция и США в ходе состоявшихся в Анкаре переговоров достигли значительного прогресса на пути к созданию устойчивого механизма обеспечения безопасности на северо-востоке Сирии. Такое мнение высказал на своей странице в Твиттере и госсекретарь США Майкл Помпео. «Рад, что переговоры между США и Турцией привели к значительному прогрессу в создании устойчивого механизма для решения общих проблем, связанных с безопасностью на северо-востоке Сирии. Создание зон безопасности стало бы большим шагом на пути к достижению мира и безопасности», — написал М.Помпео.

Напомним, что территория Сирии к востоку от Евфрата в настоящее время контролируется курдскими отрядами самообороны. Их поддерживают США, но эти отряды в Турции признаны террористическими. Анкара заявляет, что такое положение дел угрожает безопасности Турции. Дискуссия о создании буферной зоны в Сирии, которая включала бы и бесполетную зону, началась еще в 2013 году. Было проведено несколько раундов переговоров, в том числе между Анкарой и Вашингтоном, однако каждый раз по ряду причин стороны не могли прийти к соглашению.

Тем не менее, турки также удовлетворены достигнутыми договоренностями. Состоялся телефонный разговор между официальным представителем президента Турции Ибрагимом Калыном и помощником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном. В ходе разговора стороны обсудили двусторонние отношения и региональную проблематику. В частности, затронуты темы формирования зоны безопасности на севере Сирии, создания турецко-американского центра совместных операций по Сирии, а также увеличения объема товарооборота между двумя странами.

Было заявлено, что договоренность о создании безопасной зоны на севере Сирии должна быть реализована в кратчайшие сроки.  Стороны обсудили также создание благоприятной среды для безопасного возвращения на родину сирийцев, вынужденно покинувших свои дома. Кроме того, стороны указали на необходимость ускорения формирования Конституционного комитета Сирии и ускорения процесса политического урегулирования в САР. Стороны также сделали акцент на значимости намеченного на сентябрь с.г. визита в Турцию американской делегации во главе с министром торговли США Уилбуром Россом. И. Калын и Дж. Болтон остановились на деталях планируемого в течение нынешнего года визита в Турцию президента США Дональда Трампа. Следует отметить, что к моменту публикации нашей статьи Дж.Болтон был уволен американским президентом.

Кстати, что касается визита У.Росса, то турецкая сторона возлагает на этот визит большие надежды.  Министр торговли Турции Рухсар Пекджан написала в своем официальном аккаунте в Twitter, что она уже провела плодотворные телефонные переговоры с американским коллегой, в ходе которых стороны согласовали посещение У.Россом Турции в первой половине сентября этого года. «Мы осуществим ряд заседаний с американской делегацией во главе с Россом и при участии представителей обеих стран, а также проведем детальную работу по секторам. Визит, в ходе которого состоятся встречи турецких и американских предпринимателей, это конкретный пример работы по увеличению торгового оборота между нашими странами, которую мы ведем уже на протяжении длительного времени», — указала она.

Следует также отметить, что Турция наращивает экспорт в США на фоне напряженности в отношениях с Вашингтоном. Баланс в торговых отношениях Анкары и Вашингтона в последний год изменился в пользу Турции. По данным Института статистики Турции (TÜİK), турецкий экспорт в США в январе-июне вырос на два процента — до 3,9 миллиарда долларов. При этом турецкий импорт из США сократился на 15 процентов, с 6,3 миллиарда (январь-июнь 2018 года) до 5,3 миллиарда долларов.

Турки обратили внимание на примирительный тон высказываний командующего ВВС США в Европе и Африке генерала Джеффри Харригиана. Он заявил, что разногласия между Вашингтоном и Анкарой относительно приобретения Турцией у России ЗРС С-400 не привели к ограничению масштабов американских операций с военной базы Инджирлик. «В данный момент у меня нет совершенно никакой обеспокоенности по поводу какого-либо негативного воздействия на наши операции с базы Инджирлик. Я ожидаю продолжения нормализации американо-турецких отношений, для чего потребуются решения на политическом уровне. Однако на уровне военных мы остаёмся очень близки с нашими турецкими партнёрами, и я не предвижу в будущем никаких изменений в этом», — заявил генерал.

По его словам, Пентагон считает, что военные связи с Турцией остаются чрезвычайно прочными, невзирая на острые противоречия между США и Турцией, вызванные покупкой Анкарой российских С-400. «В настоящий момент мы продолжаем уделять особое внимание нашим военным связям. И они остаются очень прочными. ВВС Турции по-прежнему масштабно поддерживают нас конкретным образом», — отметил Дж.Харригиан. Полагаем, следует напомнить американскому генералу, что истребители F-16, управляемые летчиками-мятежниками, в 2016 году в день попытки военного переворота преследовали самолет президента Р.Эрдогана и обстреляли здание турецкого парламента. Примечательно, что вылетели эти истребители именно с военной авиабазы «Инджирлик», на которой базируются значительные силы США, которые по сути хозяйничают там.

Напомним также, что в конце июля министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу указал, что Анкара будет готова принять ответные меры, если США введут санкции в отношении Турции из-за поставок С-400. При этом М.Чавушоглу не исключил, что Анкара может сделать «определённые шаги по авиабазе Инджирлик». Этот военный объект имеет важное значение для операций США не только на Ближнем Востоке, но и в Европе. Именно на этой базе размещено тактическое ядерное оружие США.

Следует отметить, что в турецком экспертном сообществе далеко не все позитивно оценивают достигнутые договоренности с американцами. Так, опытный дипломат, чрезвычайный и полномочный посол в отставке Улуч Озюлькер прямо заявил, что с США достичь позитивного результата в Сирии невозможно по многим причинам, главная из которых отсутствие доверия к Вашингтону. Об этом свидетельствует весь опыт турецкой дипломатии на американском направлении, в т.ч. в Ираке и других странах. Всеобъемлющее решение сирийской проблемы Анкаре следует искать в налаживании прямых контактов с Дамаском, считает турецкий дипломат.

Наряду с этим, турецкие эксперты указывают на различные цели, которые Анкара и Вашингтон преследуют, подписав соглашение о создании Центра совместных операций в Сирии. Цель Турции – воспрепятствовать созданию государства Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Сирии, распаду Сирии, а на следующем этапе отторжению юго-востока Турции и образованию третьей части курдского государства, как это предусмотрено в проекте РПК. Если США поддерживают эту цель Турции и создают центр совместных операций для ее достижения, тогда они должны немедленно прекратить оказывать военную и политическую поддержку РПК. Но в турецком руководстве имеются документально подтвержденные данные о том, что США делают прямо противоположное. В тот день, когда с Турцией было решено создать Центр совместных операций, из северного Ирака РПК «Силами народной самообороны» (СНС) были отправлены грузовики с военной помощью. А это показывает, что США самым активным образом препятствуют реализации целей Турции. В этом вопросе между двумя странами нет общих точек. США, совершенно очевидно, намерены сохранить и усилить присутствие РПК. Турцию, как и в Манбидже, снова собираются «кормить пустыми обещаниями».

Косвенно на это мнение экспертов ответил Хулуси Акар. Министр национальной обороны Турции подчеркнул, что для Анкары неприемлема поддержка со стороны союзников по НАТО деятельности террористической организации СНС/PПK. «Поддержка нашими союзниками террористов, их сотрудничество с СНС для нас необъяснимы. Мы ожидаем незамедлительного прекращения этого», — заявил он.

Наряду с этим, несмотря на вышеуказанные турецко-американские договоренности по Сирии, Анкара и Вашингтон продолжили в августе обмен жесткими заявлениями по вопросу покупки и начавшихся поставок в Турцию компонентов российской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400. Покупка Анкарой С-400 стала причиной решения президента Д. Трампа приостановить продажу 100 самолетов F-35 Турции. В США полагают, что приостановление Вашингтоном продажи Турции истребителей F-35 нанесло серьезный удар как по турецким военным, так и по оборонной промышленности Турции.

США заявили, что российская ЗРС может поставить под угрозу технологию секретности истребителя 5-го поколения. Это решение также положило конец 10-летней связи турецкой оборонной промышленности с проектом. Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Турции стали партнёрами в проекте F-35 стоимостью 400 млрд долларов и должны были заработать около 10 млрд долларов, производя около 900 деталей для самолёта, включая такие важные компоненты, как шасси, детали кабины и фюзеляжа. Развитие национального ОПК является приоритетом для президента Турции Р.Т.Эрдогана, который обещает превратить Турцию в мирового лидера. В настоящее время страна находится на начальной стадии разработки собственного истребителя. Однако выход из программы F-35 наносит существенный удар по этим устремлениям Анкары, — полагают в Вашингтоне.

На эти действия американцев отреагировал турецкий президент. «США должны вести себя как подобает союзнику», — сказал Р.Т.Эрдоган во время выступления на 11-й конференции послов страны в Анкаре. По его словам, США несправедливы к Турции. «К большому сожалению именно наш союзник США, вооружал и вооружает террористов на севере Сирии» — сказал Р.Т.Эрдоган. Он отметил что, безопасность Турции — это в первую очередь безопасность НАТО. «Национальные интересы Турции будут защищены даже военным путем, и Анкара обезвредит любую угрозу, направленную против нее» — сказал Р.Т.Эрдоган.

Президента Турции тут же поддержало крупнейшее в Турции государственное информационное агентство «Анадолу». Оно сообщило, что США продолжают поставлять военную и строительную технику в районы Сирии к востоку от Евфрата, подконтрольные сирийским курдам, которые рассматриваются Анкарой как террористы СНС/PПK. Очередная поставка была осуществлена вечером 9 августа через КПП «Симелка» на границе Сирии и Ирака. Колонна из 70 грузовиков с бронетранспортерами, элементами для сборных домов и строительной техникой выехала в районы Сирии, подконтрольные СНС/PПK. В состав автоколонны также входили многочисленные бензовозы и крытые грузовики.

Президент Турции уверен, что российские С-400 не могут нанести вред НАТО. «Никаких данных насчёт того, что С-400 нанесут вред НАТО или самолетам F-35, нет. Ранее многие страны купили эти системы С-400. Покупка С-400 для Турции — это исключительно коммерческий шаг», — указал Р.Т.Эрдоган. Он напомнил, что Анкара ранее предлагала Вашингтону сформировать комиссию для обсуждения тревожащих США вопросов поставок в республику российских ЗРС. При этом турецкий лидер ждёт «от союзников в лице США верных и справедливых шагов». «Надеюсь, президент США Д.Трамп будет действовать правильно и не отдаст в заложники теме С-400 наши двусторонние отношения», — отметил Р.Т.Эрдоган.

А руководитель Управления оборонной промышленности (УОП) Турции Исмаил Демир считает, что у США нет законных оснований для исключения республики из программы создания истребителей пятого поколения F-35. «У США нет юридических оснований для исключения нас из программы F-35. Эти действия далеки от рационального решения», — сказал он. И.Демир отметил, что на данный момент Анкара «не получала официальных документов о её выводе из программы» создания истребителя. Глава УОП добавил, что Турция «сообщила США о своем желании остаться в проекте», а также что «есть обратный путь» для продолжения участия Анкары в программе. При этом он не уточнил, что в себя включает «обратный путь».

Эти договоренности с США, полагают эксперты, вынуждают Анкару повысить уровень своего соблюдения санкций США против Тегерана. По сообщениям СМИ Турция отказывается дозаправлять принадлежащие Ирану самолёты. IranAir ведёт переговоры с Анкарой после того, как некоторые турецкие аэропорты впервые отказались заправлять самолёты компании, заявил её генеральный директор Турадж Зангане. Этот шаг последовал за решением Казначейства США ввести санкции против авиакомпаний, которые сотрудничают с иранскими авиакомпаниями.

Отметим, что США внимательно следят за соблюдением Турцией санкций в отношении Ирана после того, как её официальные лица якобы игнорировали их в последние годы. Турецкие банковские служащие и министры были вовлечены в схему уклонения от санкций, которая привела, в частности, к осуждению Нью-йоркским судом присяжных в январе прошлого года и тюремному заключению экс-заместителя генерального директора одного из крупнейших в Турции Halkbank Мехмета Хакана Атиллы.

Напомним, что ранее президент Турции Р.Т.Эрдоган назвал неправильными антииранские санкции США. «Мы не подчинимся подобным санкциям. Я не считаю правильным решение ввести эти санкции. Этот шаг направлен на то, чтобы нарушить баланс в мире», — заявлял президент Турции. Кроме того, Р.Т.Эрдоган вновь отметил, что санкции «противоречат нормам международного права». По его словам, Анкара не желает «жить в империалистическом мире». На сегодняшний день, как заявил турецкий лидер, его страна закупает у соседнего Ирана 10 млрд куб. м газа в год.

Примечательно, что аналогичная ситуация с изменением позиции Анкары складывается и в отношении Венесуэлы. Один из крупнейших в Турции банк Ziraat Bank прекратил работу с Центробанком Венесуэлы из-за санкций США. Центральный банк Венесуэлы при содействии турецкого банка Ziraat Bank осуществлял выдачу зарплаты подрядчикам, денежные переводы и принимал оплату за импорт продукции в турецкой лире. Представители турецкого банка подтвердили прекращение работы с Центробанком Венесуэлы. Напомним, что ранее власти Турции осудили решение Вашингтона ввести новый пакет санкции против сторонников законной власти в Венесуэле, полагая, что новые санкции усугубят экономическую ситуацию в Боливарианской республике и ухудшат положение венесуэльцев, а также негативно повлияют на инициативы по политическому решению кризиса в стране.

Интерес представляет обнародованная в августе информация о стратегическом плане Саудовской Аравии по борьбе с турецким правительством. Об этом сообщило издание Middle East Eye, к которому попала копия конфиденциального документа, в котором говорится о том, что Саудовская Аравия начала реализацию такого плана. Речь идёт о секретном отчёте, основанном на информации из открытых и закрытых источников. Его подготовили аналитики из Emirates Policy Centre, тесно связанного с правительством и спецслужбами ОАЭ. Доклад вышел ограниченным тиражом и предназначен для высшего руководства ОАЭ. По данным Middle East Eye, в документе говорится о том, что в мае в Эр-Рияде отдали приказ о начале реализации стратегического плана по борьбе с турецким правительством.

Власти Саудовской Аравии решили использовать все возможные инструменты для оказания давления на президента Турции Р.Т.Эрдогана с целью ослабить его позиции. Саудиты надеются на то, что в скором времени турецкий лидер будет свергнут оппозицией. «Королевство начнёт давить на турецкую экономику, постепенно сокращая саудовские инвестиции в Турцию и число саудовских туристов. Для последних, будут предоставлены альтернативные направления. Также будет сокращён саудовский импорт турецких товаров и, что самое важное, будут предприняты меры по минимизации роли Турции в решении исламских вопросов», — говорится в документе. Анкара, полагают его авторы, потерпела неудачу в своей попытке политизировать и интернационализировать известное дело Хашогги, и теперь пришло время нанести ответный удар.

Так, власти Саудовской Аравии задержали 80 турецких грузовиков, перевозящих текстильную продукцию, а в порту Джидды были задержаны 300 контейнеров с турецкими фруктами и овощами. Согласно официальным данным, опубликованным Министерством туризма Турции, в первые шесть месяцев 2019 года число саудовских туристов, посетивших страну, уже сократилось на 15 %.

Следует обратить внимание на продолжающиеся попытки нового руководства Украины наладить сотрудничество с Турцией в оборонной сфере. Украинская государственная компания «Укрспецэкспорт» и турецкая компания Baykar Defence создали совместное предприятие в сфере высокоточного оружия и аэрокосмических технологий. Напомним, что «Укрспецэкспорт» входит в состав «Укроборонпрома», а Baykar Defence является одним из ведущих производителей беспилотников. Главной целью нового предприятия будет объединение усилий для серийного совместного производства вооружения. В Киеве уверены, что это позволит отойти от классических контрактов по купле-продаже вооружений к принципиально новому уровню сотрудничества — объединению оборонных технологий и сочетанию передовых разработок Турции и Украины. Ранее президент Украины Владимир Зеленский пригласил Турцию принять участие в восстановлении инфраструктурных объектов в Донбассе.

Планируемый переход Турции и Украины на расчеты в национальной валюте в торговле будет способствовать значительному укреплению двустороннего сотрудничества и росту товарооборота. Так считает глава Турецко-украинского делового совета при Совете по внешнеэкономическим связям Турции (DEİK) Расим Пекмезджи. По его мнению, для этого необходимо хорошо изучить возможности Украины, в частности, ее технологическую инфраструктуру. Он полагает, что механизм высокого стратегического диалога между Турцией и Украиной уже активно действует на уровне глав государств. По его словам, Украина среди бывших советских республик является вторым по величине после России внешнеторговым партнером Турции. Товарооборот между Турцией и Украиной в последние пять лет находится на уровне 4,5 млрд долларов.

Глава совета отметил, что Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС, которое предусматривает создание зоны свободной торговли. Киев для поддержки своей экономики вынужден прибегать к внешним заимствованиям. Суммарная численность населения Украины и Турции составляет 122 млн. По его мнению, двум странам будет несложно довести товарооборот до 10 млрд долларов. Переговоры по Соглашению о свободной торговле между Турцией и Украиной продолжаются уже восемь лет, отметил глава совета. «Действие Соглашения о свободной торговле распространится не только на государственные структуры, но и частный сектор двух стран. После подписания соглашения вырастут взаимные инвестиции в промышленность обеих стран», — высказал надежду Р. Пекмезджи.

На турецком внутриполитическом поле в этот период два вопроса привлекали особое внимание экспертов. Это, как и ранее, состояние экономики, а также набирающий темпы процесс создания в стране новых политических партий на фоне относительного «брожения» после неудачных для партии власти муниципальных выборов в некогда монолитных рядах правящей Партии справедливости и развития (ПСР).

Экс-министр по вопросам экономики Турции и бывший министр иностранных дел страны Али Бабаджан назвал имена лиц, которые создадут новую политическую партию. По его словам, партия будет создана уже в начале осени экс-президентом Турции Абдуллахом Гюлем и экс-заместителем председателя Партии справедливости и развития (ПСР) Беширом Аталаем. Напомним, что Али Бабаджан накануне покинул ряды ПСР. Президент Турции Р.Т.Эрдоган раскритиковал выход А.Бабаджана из правящей партии и назвал своих бывших соратников, вынашивающих планы создания новой партии предателями.

Наряду с этим, еще один представитель правящей ПСР, бывший премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу высокопарно заявил о том, что работа по формированию новой политической партии началась. «Под работой мы на самом деле подразумеваем, что мы реально создаем новую партию, а не объясняем политическую ситуацию общественности. То, что мы подразумеваем под работой, взывает к глубокой совести народа … мы все очень хорошо знаем, что именно совесть нашего народа ведёт нас к власти», — отметил бывший глава правительства Турции. Группа политиков из ПСР, собравшаяся вокруг А.Давутоглу, подготовилась к запуску новой исламистской партии в 70 из 81 провинции Турции. Уже подготовлены штаб-квартиры новой партии в Стамбуле и Анкаре.

Мы уже отмечали в предыдущих статьях, что это далеко не первые попытки за время нахождения у власти ПСР во главе с Р.Т.Эрдоганом создать его бывшими соратниками новые политические партии. До сегодняшнего дня ни одна из них не увенчалась реальным успехом. Однако мы можем констатировать, что политический вес и опыт государственной работы, профессионализм, авторитет не только в Турции, но и за рубежом инициаторов нынешних попыток гораздо выше, чем у тех соратников лидера ПСР, кто ранее уже пытался реализовать подобные цели.

Кроме этого, сегодня экономическая ситуация в стране отличается в худшую сторону, да и партийная дисциплина в ПСР оставляет желать лучшего по сравнению с периодом предыдущих попыток. Р.Т.Эрдоган опытный политик, а потому прекрасно понимает реальную опасность этих нюансов политического процесса в стране как для правящей ПСР, так и для него как президента и учредителя президентской власти в республике.

В этой непростой ситуации следует обратить внимание на один важный аспект. Бывшие соратники Р.Т.Эрдогана для создания новой действительно дееспособной партии, судя по всему, на нынешний момент не могут объединиться в одну команду. Их амбиции не позволяют сделать такой шаг. А это однозначно «сводит на нет» их усилия, несмотря на привлекательность и перспективность каждого нового лидера в отдельности. И Р.Т.Эрдоган это уже просчитал и будет использовать свой авторитет и административный ресурс для укрепления ПСР и сохранения ее у власти.

Что касается экономической сферы, то обращает на себя внимание сообщение агентства Bloomberg. Его эксперты сообщили, что после того, как местные жители потеряли интерес к иностранной валюте, турецкая лира обошла другие валюты на развивающихся рынках. Изменения в их поведении помогли лире переломить тенденцию на остальных развивающихся рынках и набрать за последний месяц около 4%, что является лучшим показателем в мире.

По данным Bloomberg, валютные активы местных инвесторов в течение лета оставались неизменными после роста на 35 млрд долларов за девять месяцев до начала июня. Турки покупают меньше долларов отчасти из-за спада в экономике, что сказалось на их покупательской способности. В соответствии с реальным эффективным обменным курсом валюты, несмотря на рост, стоимость лиры по-прежнему все же остаётся на самом низком уровне, зафиксированном с 2002 года, отмечает агентство.

Лира наметила тенденцию к росту после того, как резко сократилась зависимость Турции от внешнего финансирования дефицита её текущего счёта, а инфляция замедлилась до 16,7% с 15-летнего максимума в 25,2%, зарегистрированного в октябре прошлого года. Мощные базовые эффекты и вновь обретённая стабильность валюты должны способствовать замедлению инфляции, указывает Bloomberg. В соответствии с информацией, предоставленной агентством, инвестиционный банк США Goldman Sachs в сентябре или октябре ожидает сокращения инфляции в Турции до однозначных значений.

Активизация торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона позволит Турции решить ряд экономических проблем, в частности, сократить внешнеторговый дефицит. Об этом заявил представитель Совета по внешнеэкономическим связям Турции (DEİK) по Азиатско-Тихоокеанскому региону Мурат Колбаши. По его словам, турецкий экспорт в 17 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Гонконг и Тайвань по итогам 2018 года в целом составил 10 млрд долларов, тогда как импорт — 50 млрд долларов. Таким образом, внешнеторговый дефицит составил 40 млрд долларов.

Представитель DEİK выразил уверенность в том, что рост инвестиций и турпотока в Турцию из стран Азиатско-Тихоокеанского региона значительно сократит турецкий внешнеторговый дефицит. Эксперт напомнил, что доля Турции в общем товарообороте Южной Кореи, Японии, Индии и Китая значительно выросла в последнее время. «Между Турцией и тремя важными игроками Азиатско-Тихоокеанского региона — Сингапуром, Малайзией и Южной Кореей действует соглашение о свободной торговле. Турция также активно сотрудничает с такими азиатскими странами, как Узбекистан и Кыргызстан. Анкара развивает связи со всеми странами, расположенными по маршруту известной инициативы «Один пояс — один путь», — сказал М.Колбаши.

Благодаря выгодному географическому расположению Турция имеет все шансы стать крупным логистическим хабом, через который товары будут поставляться в Европу, Африку и Азию, отметил турецкий представитель. По его мнению, реализация инициативы «Один пояс — один путь» даст Турции преимущество в таких сферах, как логистика, производство продовольствия и туризм. Маршрут инициативы «Один пояс — один путь» охватывает множество стран, в которых проживает 65 процентов населения мира, и 35 процентов мировой торговли. Турция, чтобы извлечь максимальную выгоду из проекта «Один пояс — один путь», должна акцентировать внимание на сильных секторах своей экономики, уверен М.Колбаши.

Несмотря на сложное экономическое положение, президент Турции пообещал, что его Партия справедливости и развития все же решит ряд амбициозных задач, которые она поставила перед празднованием столетия Турецкой Республики в 2023 году. Но, добавил он, они будут выполнены с задержкой. Напомним, что первоначальные цели на 2023 год были обозначены в 2011 году, когда экономика Турции переживала впечатляющий подъём, а правительство ПСР получило положительную международную оценку.

Напомним, что целевые показатели ранее, в частности, включали увеличение валового внутреннего продукта до 2 трлн долларов, а дохода на душу населения до 25 тыс. долларов. ПСР также пообещала увеличить объём внешней торговли до 500 млрд долларов и снизить безработицу до 5%. Однако прошедшие годы были трудными для Турции, что сделало невозможным достижение этих амбициозных целей. В июле, через восемь лет после установления целевых показателей, ВВП оставался на уровне 784 млрд долларов, доход на душу населения менее 10 тыс. долларов, а объем внешней торговли в первой половине этого года составил 190,4 млрд долларов. Турция пережила трудный экономический год в 2018 году, когда она столкнулась с валютным кризисом, который снизил стоимость национальной валюты почти на 30% по отношению к доллару, а экономика вступила в техническую рецессию в последнем квартале прошлого года.

Что касается российского вектора внешней политики Турции, то он был заполнен в августе продуктивными контактами и переговорами на высоком и высшем уровне, которые включали в себя как телефонные разговоры, так и личные встречи высокопоставленных представителей обеих сторон. Это позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на ряд различий в позициях сторон, в частности по сирийскому урегулированию (ситуация в Идлибе), Анкара и Москва продолжают открытый динамичный диалог с учетом интересов двух стран.

Среди этих контактов следует, безусловно, выделить рабочий визит в Москву президента Р.Т.Эрдогана и его переговоры с российским лидером, в рамках которых были обсуждены вопросы дальнейшего двустороннего сотрудничества, проблемы регионального и глобального значения.  Обсудили поставки российского газа по дну Черного моря, текущую ситуацию в Сирии, где обе страны вместе борются с терроризмом. Авиация заняла в переговорах заметное место. После осмотра всей выставки МАКС оба президента провели обстоятельные полуторачасовые переговоры тет-а-тет там же в небольшой переговорной. Причем В.Путину приготовили кресло под Су-57-м, Р.Т.Эрдогану под Су-35-м.

Несмотря на то, что переговоры проходили на полях МАКСа, в центре внимания была все же Сирия, Идлибская зона деэскалации. Покидая одну за другой сирийские провинции, террористы уезжают именно на север страны. Горячая точка каждый день создает угрозу и мирным жителям, и военным. Кроме того, там пересекаются интересы Дамаска и Анкары. «Террористы продолжают обстрелы позиций сирийских правительственных войск, пытаются атаковать российские военные объекты. Убеждены, зона деэскалации не должна служить прибежищем для боевиков, а тем более плацдармом для совершения новых нападений. В этом контексте наметили с президентом Турции дополнительные, совместные меры для нейтрализации террористических очагов в Идлибе и нормализации обстановки в этой зоне, и как следствие, в Сирии в целом», — сообщил В.Путин после переговоров.

По идлибской проблеме есть консенсус сторон в неделимости Сирии. Есть разночтения. Одни и те же события Россия и Турция трактуют по-разному. Р.Т.Эрдоган вновь констатировал это в Москве. «Под предлогом борьбы с терроризмом сирийские правительственные войска наносят удары и сеют смерть среди местного населения. Здесь ситуация настолько усложнилась, что на данный момент наши военнослужащие находятся в опасности. Мы не хотим, чтобы это продолжалось, при необходимости здесь будут своевременно сделаны все необходимые шаги. И я сказал об этом дорогому другу Владимиру Путину», — отметил турецкий лидер. Стало известно, что турецкий президент намерен обсудить ситуацию в Идлибе и на встрече с президентом США Д.Трампом, которая состоится «на полях» предстоящей Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

Обращая внимание на эти различия в подходах по Идлибу, турецкие политологи указывают на то, что сколько бы ни было споров у лидеров двух стран, у них все же получается договариваться. Об этом говорит и достигнутая договоренность об очередной встрече лидеров двух стран уже в сентябре с.г. «Мы понимаем озабоченность Турции, связанную с обеспечением безопасности своих южных границ. Считаем, что это законные интересы Турции. Господин президент сегодня много и достаточно подробно, заинтересованно и, на мой взгляд, доходчиво объяснял свою позицию. Мы исходим из того, что создание зоны безопасности для Турции на ее южных границах будет хорошим условием для обеспечения территориальной целостности самой Сирии. В этом смысле мы поддерживаем любые условия, направленные на деэскалацию в этой зоне», — сказал российский лидер.

Турецкая делегация во главе с президентом на МАКСе проявила большой интерес к нашим самолетам и вертолетам. По мнению специалистов, созданы реальные предпосылки для заключения новых контрактов после продажи комплексов С-400, компоненты которых уже активно поставляются в Турцию. Это самолеты СУ-57, СУ-35, гражданский самолет МС-21, вертолеты Ми-38, которые, по словам заместителя председателя правительства России Юрия Борисова, очень понравились турецким гостям. Примечательно, что перед возвращением в Анкару Р.Т.Эрдоган получил от В.Путина предложение: пусть турецкие летчики, если угодно, для начала поучатся летать у нас на Су-30. А там, глядишь, и до Су-57 не так далеко.

Стало известно также, что Управление оборонных закупок Турции попросило военных официально взвесить возможную покупку российских самолётов Су-35. Ведомство также высказало намерение начать официальные переговоры с «Рособоронэкспортом», если военные одобрят это предложение. Напомним, что Анкара начала рассматривать российские Су-35 после того, как США в прошлом месяце приостановили поставку истребителей F-35 в Турцию из-за того, что страна приняла окончательное решение о покупке российских ракетных систем С-400. Пентагон также исключил Турцию из совместной программы производства самолётов F-35. Кроме этого для Анкары реален риск дальнейших санкций США в рамках закона «О противодействии американским противникам посредством санкций (CAATSA)», о которых мы рассказывали в предыдущих статьях.

Отметим, что российский вице-премьер Юрий Борисов ранее объявил, что Россия готова продать Анкаре боевые самолёты, а глава крупнейшего российского государственного промышленного конгломерата «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что страна готова поставлять Турции Су-35. В случае чрезвычайных ситуаций управление оборонных закупок также рассматривает возможность приобретения самолётов из Китая и Пакистана. По словам Р.Т.Эрдогана, у России много военной техники, которая интересна Турции, и уже предпринят ряд действий по вопросу её приобретения. Что касается Су-35 и Су-57, решение будет принято после прояснения ситуации с Вашингтоном, у которого Анкара раньше собиралась покупать истребители-бомбардировщики F-35. В любом случае, Турция не останется без самолетов, отметил турецкий лидер.