- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Китайские эксперты об инфраструктурном аспекте национальной безопасности Государства Израиль. Часть 2

Противовоздушная оборона

По информации китайских военных СМИ известно, что для прикрытия важных административных, военных и экономических объектов страны на территории Израиля развернуто около 30 позиций эшелонированной противовоздушной/противоракетной обороны. Основу национальной ПВО/ПРО составляют противоракетные комплексы «Эрроу-2,3», «Дэвид слинг», «Айрон дом», а также батареи «Пэтриот» и дивизионы «Усовершенствованный Хок».

Складская сеть

Известно, что в Израиле создана развитая сеть складов боеприпасов и вооружения, горюче-смазочных материалов и материально-технических средств для бесперебойного снабжения вооруженных сил как в мирное, так и в военное время. Склады расположены в основном в местах дислокации частей и подразделений сухопутных войск, на территории аэродромов и военно-морских баз, в районах крупных промышленных центров. Всего развернут 131 склад, из них: боеприпасов и вооружения – 83, ГСМ – 26, материально-технических средств – 22. Из 83 складов боеприпасов и вооружения 58 оборудованы на собственной территории Израиля, два – на Голанских высотах и 23 – на Западном берегу реки Иордан. Кроме того, на израильской территории развернута сеть небольших распределительных складов стрелкового оружия и боеприпасов к нему, горюче-смазочных материалов, других предметов снабжения. Склад, предназначенный для хранения ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», расположен на территории ракетного завода в городе Хайфа. На нем оборудованы 29 полуподземных хранилищ с общей расчетной площадью 4,4 тыс. кв. м. Склад Харбат-Захаль предназначен для хранения химических боеприпасов и отравляющих веществ. На нем оборудованы 63 полуподземных хранилища (общая площадь – 19,3 тыс. кв. м) и три обвалованные площадки. Территория склада имеет полосу ограждения шириной 15 м. Остальные склады боеприпасов и вооружения расположены, как правило, в местах дислокации частей и подразделений сухопутных войск и на аэродромах. Они равномерно размещены на территории страны, что позволяет своевременно снабжать войска при ведении боевых действий на любых направлениях. Общая расчетная емкость складов боеприпасов и вооружения составляет около 510,0 тыс. тонн боеприпасов. Шесть крупных складов (Беэр-Шева, Иирка, Кфар-Иерохам, Мицпе- Рамон-2, Эйлабун, Явне) являются базовыми. Сухопутным войскам принадлежат 52 склада боеприпасов и вооружения. На них оборудовано около 530 хранилищ с общей площадью пола свыше 87,5 тыс.кв. м, что позволяет разместить до 120,0 тыс. тонн боеприпасов. Для хранения вооружения и боеприпасов ВВС имеется 14 складов, расположенных на территории и вблизи аэродромов базирования (общая площадь пола хранилищ – 55,0 тыс. кв. м). Склад Атлит принадлежит ВМС и расположен на территории одноименного военно-учебного центра. Склады Аната, Зихрон-Яаков, Кидрон, Мигдаль га-Эмек, Рамат га-Шарон, Рамла и Йокнеам оборудованы на территориях заводов по производству ракет, боеприпасов, взрывчатых веществ и вооружения и предназначены для хранения их продукции. На складе Мигдаль га-Эмек, кроме того, выделена специальная зона для хранения зажигательных веществ. Склады бронетанковой техники расположены в районах Иерусалим  и Накрайот и имеют соответственно 37 и 42 бокса общей емкостью на 2,2 тыс. единиц техники. На складах материально-технический средств (15 складов) оборудованы 190 хранилищ, преимущественно ангарного типа, с общей площадью пола около 284,0 тыс. кв. м. Расчетная емкость 23 складов ГСМ составляет 10990,0 тыс. куб. м. По оценке, для обеспечения Вооруженных сил Израиля горючим используются 12 складов. Наиболее крупными из них являются склады Тель-Авив-1 и Ашдод, расчетная емкость которых составляет 1804,7 и 437,3 тыс. куб. м соответственно.

Пункты дислокации войск

Отмечается, что командование ВС Израиля последние несколько лет проводит плановые работы в рамках развития военной инфраструктуры в районе пустыни Негев и по переносу военных баз из центра страны на юг. По замыслу израильского руководства, до 60% территории Негева в ближайшей и среднесрочной перспективе будет использоваться для боевой подготовки ВС Израиля. Предусмотрено создать в северной части пустыни Негев четыре военные базы: учебную, транспортной авиации, военной разведки и исследовательскую. Предполагается, что новая инфраструктура разместит учебные базы материально-технического обеспечения, войск связи, службы боеприпасов, военной полиции, военно-медицинской службы, начальные учебные курсы для военнослужащих частей боевого обеспечения. Окончательная передислокация военных баз из центральной части страны должна быть завершена к концу 2019 году, по ее итогам около 30 тыс. военнослужащих по призыву и 6 тыс. офицеров будут проходить службу на юге Израиля.

Полигоны

По информации китайского издания «Бинци Чжиши», на территории Израиля оборудовано более 30 войсковых полигонов. Наиболее крупные из них расположены в малонаселенной части страны – пустынных местностях Негев и Арава.

Важные энергетические и промышленные объекты

Известно, что к данным объектам относятся основные предприятия, входящие в структуру энергетического сектора национальной экономики и военно-промышленного комплекса страны. Среди них наиболее крупными являются два нефтеперерабатывающих завода (в Хайфе и Ашдоде), тепловые электростанции (наиболее важные расположены в Хадере, Ашдоде, Ашкелоне), ядерный центр «Димона» в промышленной зоне «Ротем» (г. Димона), предприятия химической промышленности (расположены в районе г. Беэр-Шева), а также крупнейшие военно-промышленные компании — «Израильская аэрокосмическая промышленность» (г. Лод), «Рафаэль» (5 км сев. Г Хайфа), «Элбит системс» (г. Реховот), «Исраэль шипъярдс» (г. Хайфа).

 Пути сообщения

Китайские специалисты отмечают, что автомобильный транспорт в Израиле является основой государственной транспортной системы. Общая протяженность автодорог в Израиле составляет более 18 тыс. км. Автомобильные дороги подразделяются на три класса: национальные шоссе, междугородние шоссе, а также районные и местные дороги. Они, как правило, имеют асфальтовое покрытие, ширину полотна — 6-12 м и проезжей части — 5-10 м. В целом израильские автодороги находятся в хорошем состоянии, эффективно работают службы по их ремонту и обслуживанию. Маршруты проходят, в основном, по равнинной или холмистой местности, на отдельных участках – по склонам невысоких гор. Практически отсутствуют затяжные подъемы, спуски и перевалы. Имеется несколько участков, подверженных оползням, обвалам или снежным заносам. Максимально допустимая скорость движения на автострадах – 80-110 км/час, на других дорогах – 50-80 км/час. Дороги с асфальтовым покрытием допускают движение боевой техники и автотранспорта большой грузоподъемности. Трех-четырех полосные участки магистралей по маршрутам Тель-Авив – Иерусалим и Тель-Авив – Хайфа приспособлены для использования в качестве запасных взлетно-посадочных полос. На дорогах много искусственных сооружений. Мосты, как правило, металлические и железобетонные. На основных дорожных маршрутах оборудованы 17 мостов длиной 100 м и более. В Израиле насчитывается свыше десяти автомобильных тоннелей, которые в большинстве своем не превышают 200-300 метров и не имеют стратегического значения. Самый крупный тоннель в Израиле проложен через гору Кармэль в городе Хайфа. Его протяженность составляет 6 километров. Он связывает северо-восточную и юго-западную окраины Хайфы, что позволяет пересечь город в течение 6-8 минут. В свою очередь, железнодорожный транспорт Израиля в транспортной системе страны играет вспомогательную роль. Общая протяженность основных дорог составляет около 1000 км. Ширина железнодорожной колеи составляет 1435 мм. Помимо действующих и строящихся участков железнодорожной сети имеются протяженные заброшенные и неиспользуемые участки. Техническое состояние полотна требует частого профилактического ремонта. Действующие линии пролегают через густонаселенные прибрежные, северные, центральные и некоторые южные районы страны. На линиях используются как одноэтажные, так и двухэтажные вагоны, приводимые в движение дизельными локомотивами. Грузовые поезда являются одним из важных средств транспортировки сыпучих грузов — полезных ископаемых в пустыне Негев и вдоль Мертвого моря. Также осуществляются контейнерные перевозки.

Известно, что основной железнодорожной магистралью является дорога, проходящая по побережью Средиземного моря. Общая протяженность маршрута составляет 70 км. Центром системы железнодорожных сообщений является г. Тель-Авив, с четырёх железнодорожных станций которого можно отправиться в любом направлении страны. В отличие от автомобильного транспорта на железной дороге используется левостороннее движение. Максимальная скорость движения грузовых поездов – 80 км/час, пассажирских– 100 км/час. Допустимая масса грузовых поездов – 1,5 тыс. т, пассажирских – 600 т. К основным железнодорожным маршрутам относятся Тель-Авив – Иерусалим (70 км), Тель-Авив – Хайфа (105 км), Рамла – Кирьят-Гат – Беэр-Шева – Димона – Орон (120 км), Хайфа – Афула – Самах (100 км).

Таким образом, в результате анализа оценок китайских специалистов, представляется возможным утверждать, что инфраструктурный аспект оборудования территории страны в целом удовлетворяет потребностям ВС  Израиля. Отмечается, что основные усилия сосредоточены на поддержании в исправном состоянии существующих объектов военной инфраструктуры, строительстве необходимых объектов, создании условий базирования ВС, развитии организационно-штатной структуры и системы управления. Кроме того, транспортная система страны может обеспечить развертывание и снабжение группировок Вооруженных сил Израиля. Cкладская сеть ВС Израиля позволяет разместить значительные запасы основных видов материально-технических средств, что обеспечивает потребности национальных вооруженных сил для ведения боевых действий в течение около 30 суток.