- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Действия ХАМАСа в отношении Израиля на фоне проблем движения с региональными акторами

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 10 сентября этого года заявил о планировании крупного военного наступления на сектор Газа. Это произошло сразу же после того, как из палестинского анклава были выпущены очередные ракеты, на этот раз по Ашдоду, как раз в тот момент, когда Б.Нетаньяху выступал на предвыборном митинге в этом городе. В израильских СМИ появились публикации, заголовки которых могли показаться свидетельством неминуемой военной операции Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в секторе Газа. Однако алармистские настроения были нейтрализованы в том числе благодаря Авихаю Мандельблиту, генеральному прокурору и юридическому советнику правительства Израиля, который напомнил Б.Нетаньяху о том, что прежде, чем принимать такие решения, ему необходимо получить одобрение кабинета министров.

Эвакуация телохранителями премьер-министра со сцены во время ракетного обстрела Ашдода и Ашкелона 10 сентября с.г. стали поводом для насмешек со стороны его политических оппонентов на выборах. На распространенном в сети видео видно, как при звуках сирены собравшиеся послушать выступление главы правительства начали спешно разбегаться, в зале слышны крики, на сцене члены партии Ликуд были в растерянности, что им делать – спасаться самим, бросив премьер-министра у трибуны, или остаться на месте. Похоже, что в этот момент внутри самого Б.Нетаньяху шла борьба. С одной стороны, он явно был встревожен, и чувство самосохранения подсказывало ему бежать в бомбоубежище. С другой стороны, он понимал, что метнувшись как все остальные в безопасное место (что требуют правила безопасности, о которых в Израиле на опыте знает и стар и млад), его имидж решительного лидера страны вмиг может быть испорчен, что чревато потерей как минимум части своих избирателей. В то время как телохранители пытались отвести его от трибуны, лидер нации обращался к разбегающемуся залу, призывая к спокойствию[i] [1].

Через несколько часов после сорвавшегося мероприятия (по сообщениям в СМИ, ракеты были запущены военизированной группировкой «Палестинский исламский джихад») Б.Нетаньяху созвал руководителей силовых структур, в том числе начальника Генштаба ЦАХАЛа Авива Кохави, главу Службы общей безопасности (ШАБАК) Израиля Надава Аргамана и шефа Моссада Йоси Коэна.

Согласно СМИ, Б.Нетаньяху, который также является министром обороны, рассматривал возможность «чрезвычайного» и «далеко идущего» военного ответа на запущенную ракету (информация о которой не была раскрыта), однако несколько представителей служб безопасности в этом его не поддержали. К тому же А.Мандельблит напомнил премьер-министру, что на основании поправки от 2018 года к Основному закону, премьер-министр должен проконсультироваться с кабинетом министров по поводу любого решения о крупной военной операции, которая может привести страну к войне. До этой поправки в законе говорилось, что в «экстремальных обстоятельствах» военные операции могут быть санкционированы только премьер-министром и министром обороны (на данный момент эти функции выполняет Б.Нетаньяху) и не требуют одобрения министров. В законе не было конкретно указано, какими могут быть эти обстоятельства или кто будет их определять, а было лишь сказано, что закон будет применяться, если характер проблемы требует срочного принятия решения.

В случае с инцидентом в Ашдоде данное требование привело к паузе, в результате которой премьер-министр отступил от своего воинственного намерения. В конечном итоге силы ЦАХАЛа нанесли около 15 авиаударов по Газе в ответ на запуск ракеты, что стало более мощной реакцией, чем обычно происходило после таких обстрелов.

В последующие после атаки на Ашдод дни премьер-министр предупреждал, что война с террористическими группами в секторе Газа может начаться «в любой момент», в том числе до выборов.

Тем не менее, в условиях жесткой предвыборной борьбы, многим соперникам Б.Нетаньяху сцена его эвакуации дала повод для попыток развенчать его образ «г-на Безопасность», который он сам себе создавал. После этого инцидента его противники указывали на то, что его правительство не справилось с продолжающимися атаками террористических групп в секторе Газа.

В партии «Кахоль-лаван» разрекламировали тот факт, что депутат Габи Ашкенази под №4 в списке отказался покинуть сцену во время предвыборного мероприятия в Ашкелоне, когда прозвучал сигнал тревоги, а Б.Нетаньяху бросился в укрытие. В Ликуд ответили, что действия премьер-министра соответствовали приказам командования тылом, в то время как Г.Ашкенази потенциально подвергал опасности себя и окружающих.

Что касается политических оппонентов действующего премьер-министра с правого политического спектра, то член партии «Ямина» Нафтали Беннет назвал инцидент «национальным унижением». Лидер партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) Авигдор Либерман также не упустил возможность «пнуть» Б.Нетаньяху, подчеркнув, что его политика в секторе  Газе обанкротилась.

Стоит ли говорить о том, что в правящем в секторе Газа ХАМАСе злорадствовали по поводу результатов ракетного обстрела Израиля. Официальный представитель движения Махмуд аз-Захар сказал, что «все видели, как Нетаньяху бежал под ударами сопротивления», и что этот инцидент «пошатнул имидж Израиля».

Тем временем, поводов для веселья в Газе не так уж и много. Появляются новые подробности о глубине разрыва в отношениях между Королевством Саудовская Аравия и ХАМАСом после ареста саудовскими властями десятков активистов этого движения.

Как пишет аналитик Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem Center for public affairs, JCPA) Йони Бен-Менахем, за действиями Саудовской Аравии против ХАМАСа стоят Соединенные Штаты и Израиль, которые подталкивают Эр-Рияд к полному разрыву отношений с правительством в Газе.

12 сентября высокопоставленный представитель ХАМАСа Марван Абу Рас сказал, что Саудовская Аравия сближается с Израилем, проявлением чего является арест высокопоставленных чиновников ХАМАСа в королевстве. В Газе это расценивают как окончание «золотого века» между саудовским королевским домом и руководством ХАМАСа.

Представительство ХАМАСа в Саудовской Аравии было открыто в 1988 году во время правления короля Фахда ибн Абдель Азиза аль Сауда. Его руководителем был находящийся ныне под стражей Мухаммед Салех аль-Худари. В 1998 году король Саудовской Аравии Фахд принял у себя основателя ХАМАСа шейха Ахмада Ясина и уполномочил его собирать в королевстве пожертвования для сектора Газа: «Вы находитесь в наших сердцах, и мы будем с вами до освобождения Иерусалима», – сказал тогда король Фахд во время приеме шейха А.Ясина.

Первое ухудшение отношений Эр-Рияда с ХАМАСом произошло в 2007 году после того, как движение насильственно захватило власть в секторе Газа, выгнав правительство Палестинской национальной администрации (ПНА) во главе с Махмудом Аббасом (Абу Мазеном).

Несколько месяцев спустя на тот момент лидер ХАМАСа Халед Машаль и председатель ПНА М.Аббас встретились в КСА и подписали соглашение о перемирии, которое, по мнению саудовцев, нарушили именно ХАМАСовцы. В 2015 году саудовские силы безопасности арестовали Махера Салаха, лидера ХАМАСа за рубежом, и обвинили его в отмывании денег; он провел один год в саудовской тюрьме и был депортирован в Турцию. В октябре 2016 года силы безопасности КСА арестовали другого высокопоставленного члена движения Низара Авдаллу.

Приход к власти президента США Дональда Трампа и укрепление позиций Мухаммеда бен Сальмана в руководстве КСА привело к еще большему ухудшению отношений. В 2017 году Д.Трамп объявил ХАМАС «террористической организацией», а в феврале 2018 года министр иностранных дел Саудовской Аравии также признал ХАМАС «террористической организацией».

По мнению израильского аналитика, последняя по времени  волна арестов, начавшаяся в апреле этого года и приведшая к задержанию около 60 активистов ХАМАСа, представляет собой существенное изменение в отношении саудовского королевства к этому движению. ХАМАС обвиняет США и Израиль в оказании давления на Эр-Рияд, что привело не только к аресту активистов ХАМАСа в королевстве, но и к приостановке сбора средств для Газы. Это рассматривается как нож в спину со стороны саудовского королевского дома, который использовал разведданные, предоставленные саудовской разведке Израилем. Это объясняется близостью наследного принца Мухаммеда бен Сальмана к Джареду Кушнеру, старшему советнику и зятю президента Д.Трампа, и его желанием наладить отношения с Израилем[ii] [2].

Движение ХАМАС не разглашало задержание своих активистов в течение 5 месяцев. Когда сообщения появились в катарских СМИ, в Газе отказались подтвердить эту новость. Тем временем, для освобождения задержанных прилагались закулисные дипломатические усилия посредством нескольких государств в Персидском заливе. Согласно источникам ХАМАСа, движению также оказал содействие Мухаммед Дахлан, который имеет важные связи в странах Персидского залива.

На прошлой неделе в руководстве ХАМАСа пришли к выводу об отсутствии шансов на мирное освобождение своих активистов, и 9 сентября было опубликовано официальное заявление с требованием освободить 81-летнего Мухаммеда аль-Худари, который был арестован вместе с сыном Хани. Они возглавляли группу, которая занималась сбором средств в КСА, переводила их в Турцию, а оттуда – руководству ХАМАСа в секторе Газа. Семья Аль-Худари обратилась к королю Саудовской Аравии Сальману с просьбой освободить их из-под стражи, но они получили ответ, что расследование еще не закончено.

Руководство ХАМАСа обратилось к кувейтскому правителю шейху Сабаху аль-Ахмеду аль-Джаберу ас-Сабаху и ливанскому премьер-министру Сааду Харири, чтобы те посодействовали в решении вопроса, но оба ответили, что это внутренний, суверенный вопрос Саудовской Аравии.

Ливанская газета «Аль-Акбар», близкая к «Хизбалле», 12 сентября с.г. сообщила, что Саудовская Аравия выдвинула ряд условий, касающихся связей ХАМАСа с Ираном и Катаром, основными конкурентами Саудовской Аравии, с требованием проявить гибкость в отношении «сделки века» президента Д.Трампа.

Родственники М.аль-Худари утверждают, что глава семейства страдает хроническим заболеванием и недавно перенес операцию, и что он и его сын Хани подвергались пыткам в следственном изоляторе саудовской тюрьмы и даже провели три месяца в одиночной камере, в связи с чем они подали жалобу в Amnesty International.

Выяснилось, что Мухаммед аль-Худари, имеет гражданство Кувейта, работал директором Кувейтского военного госпиталя и имел звание полковника в кувейтской армии.

Как пишет Йони Бен-Менахем, аресты активистов ХАМАСа в Саудовской Аравии, по просьбе США и Израиля, направлены на то, чтобы «высушить» источники финансирования ХАМАСа. Полное игнорирование саудовцами просьб ХАМАСа об освобождении задержанных активистов движения указывает на полную координацию действий Эр-Рияда с США и Израилем в войне с террором. «Саудовская Аравия нуждается в помощи обеих стран против иранской опасности и не хочет помогать движению ХАМАС, которое является союзником режима аятолл».

В день запуска ракет по Израилю, 10 сентября, Соединенные Штаты приняли дополнительную меру и наложили санкции на должностных лиц ХАМАС и заграничные учреждения, вовлеченные в перевод денег на нужды организации в секторе Газа. ХАМАС имеет офис в Стамбуле, деятельность которого также направлена ​​на Западный берег р. Иордан. Недавно, израильский аналитик заметил, что турецкие власти также начали переоценку деятельности представительства ХАМАСа в Турции, опасаясь санкций со стороны США.

[i] [3]                      PM plotted ‘extraordinary’ Gaza op after speech interrupted by rockets — report  // The Times of Israel. 16.09.2019 — https://www.timesofisrael.com/pm-plotted-extraordinary-gaza-op-after-rally-targeted-by-rockets-report/

[ii] [4]                     סעודיה מפנה עורף לחמאס (Саудовская Аравия отвернулась от ХАМАС) // Arabexpert. 16.09.2019 — http://www.arabexpert.co.il/2019/09/blog-post_16.html