- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об экономических отношениях Турции и Саудовской Аравии

Традиционно наиболее крупными экономическими партнерами современной Турции являются государства ЕС и Россия, тогда как роль арабских стран, в том числе членов ССАГПЗ, второстепенна. Аналогичным образом можно охарактеризовать внешнюю экономическую политику Саудовской Аравии, основным направлением которой является Азиатско-Тихоокеанский регион, США, отдельные европейские страны.

Несмотря на это, с экономической точки зрения кооперация между двумя странами имеет серьезный потенциал для расширения в таких сферах, как торговля, взаимные инвестиции, туризм, услуги. Способствующими факторами для этого являются:

— особенности развития двух государств, обуславливающие скорее потребность в сотрудничестве, нежели конкуренцию: Саудовская Аравия является крупным поставщиком нефти и нефтепродуктов на мировой рынок с низким уровнем развития обрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса и сферы услуг, тогда как Турция испытывает острый дефицит в энергоносителях, но способна экспортировать товары и услуги, пользующиеся спросом в королевстве;

— относительно близкое географическое расположение двух государств;

— более низкие цены турецких товаров по сравнению с некоторыми европейскими и азиатскими производителями;

— наличие крупного финансового ресурса у Саудовской Аравии, что расширяет возможности для инвестиций в турецкую экономику;

— высокий уровень жизни у подданных королевства, что существенно повышает их значение как потенциальных потребителей услуг туристической сферы. Так, согласно утверждениям агентства Франс-Пресс, саудовские туристы, посещающие Турцию, в среднем тратят около 500 долл. США в день на человека, что существенно больше, чем у граждан любой европейской страны.

Вместе с тем, существенное, а по многим аспектам ключевое влияние на экономическое сотрудничество оказывают политические отношения Анкары и Эр-Рияда. Несмотря на то, что дипломатические отношения между двумя странами были установлены еще в 1932 году, до конца 1960-х взаимный интерес друг к другу отсутствовал. Государственная элита Турецкой Республики в те годы видела в качестве основного экономического партнера скорее государства Европы, нежели Ближнего Востока. Кроме того, Анкара не вела враждебную политику в отношении Израиля в первые годы его существования, что вызывало негативную реакцию в арабских странах. Некоторое потепление, в том числе в вопросах экономического сотрудничества, наблюдалось в 1970-х и 1980-х гг, особенно в периоды прихода к власти оппозиционных сил, но после военных переворотов 1971 и 1980 гг. их развитие замедлялось. Отношения также омрачались расхождением позиций по Сирии и Ираку в 1990-х и 2000-х гг., когда некоторые военно-политические инициативы Анкары вызывали тревогу в арабских странах, в том числе в Саудовской Аравии, которые опасались усиления позиций Турции в регионе Ближнего Востока.

Важно отметить и то, что некоторые успехи, достигнутые странами ССАГПЗ, нередко были важным аргументом в руках оппозиционных сил, представляющих политический ислам в Турецкой республике, что оказывало влияние на выбор избирателей.

Во-первых, высокий уровень жизни подданных Аравийских монархий воспринимался некоторой частью электората как яркое свидетельство правильности выбора модели социально-политического развития этих стран, нежели светская Турция.

Во-вторых, постоянные обещания со стороны оппозиционных партий сместить приоритеты в экономической политике в пользу богатых арабских стран как альтернативе ЕС также рассматривались многими избирателями как привлекательная идея, способная решить многие проблемы в экономике. Несмотря на наличие ряда предпосылок для этого (возможности расширения экспорта, привлечения инвестиций и др.), период правления Партии справедливости и развития показал, что в случае отношений с Саудовской Аравией эти лозунги в значительной степени являются преувеличением и мифом: несмотря на предпринятые усилия и ощутимые достижения, торгово-экономические связи можно охарактеризовать как малозначительные в общей структуре внешнеэкономической политики обоих государств и не отвечающие своему потенциалу.

Победа на выборах Партии справедливости и развития преподносилась турецкому обществу как новая страница в отношениях Турции и Саудовской Аравии, в том числе в экономической составляющей. В последующие годы, в некоторой степени, это соответствовало действительности: активизировались политические контакты между руководителями двух стран, а объемы ежегодного турецкого экспорта в королевство выросли с 397 млн долл. США в 2000 году до 3,6 млрд долл. США в 2012 году. За этот же период существенно расширились объемы инвестиций со стороны аравийской монархии до 1 млрд в год (точная статистика отсутствует). Однако основными факторами, обусловившими это, являлись уверенные темпы экономического роста и стабильная военно-политическая обстановка в Турецкой республике, высокие доходы от экспорта нефти в Саудовской Аравии, отсутствие серьезных политических противоречий между двумя странами. При этом нахождение у власти Партии справедливости и развития, провозглашавшей целью укрепление связей с арабскими странами, следует рассматривать только как один из факторов, обусловивших расширение экономической кооперации Анкары и Эр-Рияда.

Несмотря на рост торгового оборота в 2000-х годах, в последующие годы этот показатель не продемонстрировал существенного увеличения (от 4,5 до 6 млрд в год). Основными товарами, экспортируемыми из Турецкой Республики в Саудовскую Аравию, являются продукция текстильной и сталелитейной промышленности, мебель, электрические панели. Саудовский экспорт представлен нефтью и продукцией химической промышленности.

Хотя турецкие власти неоднократно высказывались о необходимости существенно расширить свое присутствие в королевстве (в 2016 году президент Р.Т.Эрдоган заявлял о намерении увеличить торговый оборот между двумя странами до 20 млрд долл. США к 2023 году), в последние годы обозначилась тенденция к снижению объемов турецкого экспорта в Саудовскую Аравию.

Таблица 1. Данные об объемах торговли между Турцией и Саудовской Аравией в 2015 – 2018 гг.

  2015 2016 2017 2018
Экспорт из Турции в КСА, млрд долл. США 3, 47 3,17 2,74 2,64
Экспорт из КСА в Турцию, млрд долл. США 2,12 1,84 2,11 2,32
Общий торговый оборот, млрд долл. США 5,59 5,01 4,85 4,96

 

Причинами снижения объемов турецкого экспорта являются проблемы в экономике Саудовской Аравии, связанные с ситуацией на рынках энергоносителей, а также затруднения в логистике, связанные с войной в Сирии, которые решили турецких поставщиков наиболее оптимального маршрута.

Более оптимистичным можно назвать сотрудничество в сфере туризма: в 2015 году Турцию посетило около 450 тыс. саудовцев, в 2016 году – 476 тыс., в 2017 году – 651 тыс., в 2018 году – 747 тыс. Популярности Турции способствуют более доступные цены по сравнению с европейскими курортами.

Объемы инвестиций со стороны Саудовской Аравии в Турции в 2017 году составили 1,03 млрд долл. США – наибольший среди государств ССАГПЗ. Они сосредоточены в финансовом секторе (главным образом исламские банки), а также в покупке недвижимости. При этом доля КСА в структуре внешних инвестиций Турецкой Республики не превышает 4 %.

Объемы контрактов, выполняемых турецкими компаниями на территории королевства, превышают 0,5 млрд долл. США в год.

Развитию экономической кооперации препятствуют и политические противоречия. Они возникли в 2011 году, когда Анкара стала оказывать поддержку силам, представляющих политический ислам в арабских странах, усиления которых не желал Эр-Рияд. В 2013 году точки зрения политического руководства двух стран были противоположными в отношении отстранения от власти президента Египта М.Мурси и прихода к власти представителей армейского командования. Отношения обострялись в связи с ситуацией вокруг Катара в 2017 году, а затем после сближения руководства Турции и Судана. Однако к возникновению открытых административных барьеров в целях препятствования экономическому сотрудничеству не привели, а чиновники обеих стран продолжали оптимистично высказываться относительно будущих отношений в сфере торговли и инвестиций.

Более серьезно на кооперации двух стран отразилось резонансное убийство саудовского журналиста Дж.Хашогги в октябре 2018 года в генконсульстве КСА в Стамбуле. После нескольких месяцев разбирательств, в 2019 году саудовские чиновники стали регулярно призывать представителей бизнеса ограничить свою активность в Турции, а также прекратить посещать республику в туристических целях, мотивируя это неблагоприятной экономической ситуаций в стране, ухудшением криминогенной обстановки, враждебным отношением турецких властей к подданным Саудовской Аравии. Широкую известность получил случай, когда губернатор провинции Эр-Рияд Фейсал бен Бандар Аль Сауд демонстративно отказался употреблять турецкий кофе, что было воспринято как призыв к бойкотированию турецких товаров.

В настоящее время оценить масштаб влияния этого события сложно, так как статистика по итогам 2019 года еще не обнародована. Однако очевидно, что негативный эффект отразится на всех составляющих торгово-экономического сотрудничества между двумя странами.

Таким образом, экономические отношения Турции и Саудовской Аравии являются непрочными и относительно слабыми, а попытки их активизировать не увенчались серьезным успехом. В отличие от европейского направления, они сильно подвержены политической составляющей, которая в последние годы характеризуется обострением противоречий между двумя государствами, что в дальнейшем будет значительно обуславливать тенденцию к экономической стагнации в экономической кооперации между двумя странами.