- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Критические замечания по оценке американских экспертов ситуации в Йемене

Коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией, заявила о начале наступления на позиции хоуситов (сторонников мятежного движения «Ансар Аллах») к северу от портового города Ходейда на востоке Йемена. Об этом в пятницу 20 сентября сообщило агентство Рейтер со ссылкой на местное телевидение. По данной информации, авиаудары будут нанесены по «военным целям». Представители коалиции призывают мирных жителей избегать пребывания рядом с обозначенными объектами. В этой связи отметим два факта.

  1. После провала попытки КСА перекупить часть горных племен в этом районе летом с.г. они просто не имеют реальной возможности развить широкомасштабное сухопутное наступление. Таким образом, все упомянутое наступление сводится в основном с нанесению ударов с воздуха. Объяснение в этом случае простое: Эр-Рияду надо как-то реагировать на атаки 14 сентября двух крупнейших предприятий саудовской национальной нефтяной компании Saudi Aramco («Сауди арамко») в Абкаике и Хурайсе. Ответственность за нападения, которые серьезно повлияли на производство нефти в королевстве, взяли на себя сторонники движения «Ансар Аллах». При этом отметим, что в самом Йемене и сторонники, и противники хоуситов четко говорят о том, что мятежники в данном случае ни при чем. Той же точки зрения придерживаются и саудовцы.  18 сентября официальный представитель саудовского Министерства обороны заявил о причастности Ирана к атакам и выразил уверенность, что ракеты прилетели не из Йемена. 2. Любая эффективная военная активность в районе Ходейды невозможна п определению без активного участия в этой проэмиратовских южнойеменских харакат, которые являлись костяком наступающих сил в ходе предыдущей наступательной операции на Ходейду и которые на сегодня от города отошли в рамках общего  решения Абу-Даби по сокращению своих войск и военной активности на севере Йемена. В рамках последнего тезиса подчеркнем, что президент Йемена Абд Раббо Мансур Хади назначил в четверг 19 сентября новых министров иностранных дел, финансов и главу Центрального банка страны. Об этом сообщает йеменское информационное агентство САБА. Согласно указам Хади, руководителем внешнеполитического ведомства стал Мухаммед Абдалла аль-Хадрами. Пост главы Минфина занял Салем Салех бен Брейк, а ЦБ — Ахмед Убейд аль-Фадли. До назначения аль-Хадрами занимал должность замминистра иностранных дела. В ходе разгоревшегося в начале августа конфликта во временной столице республики Адене между признанными мировым сообществом властями во главе с Хади и захватившими город сепаратистами из Южного переходного совета (ЮПС) он неоднократно выступал с жесткой критикой в отношении как южан, так и поддерживающих их Объединенных Арабских Эмиратов. Тогда чиновник, в частности, требовал от Абу-Даби незамедлительно прекратить оказание помощи ЮПС, а также грозился, что легитимное правительство «примет меры» против ОАЭ на международном уровне». Что касается его предшественника Халеда аль-Ямани, он возглавлял ведомство с мая 2018 года и подал в отставку еще 10 июня текущего года. Как сообщал ряд СМИ, министр, руководивший правительственной делегацией на переговорах с хоуситами  в Швеции, решил уйти с поста и оставить политику из-за разногласий с Хади, неспособности договориться с мятежниками и провала Стокгольмского соглашения. То есть, последние по времени назначения надо полагать безусловным свидетельством того, что конфликт между КСА и ОАЭ в данном случае не преодолен.

По оценке американских экспертов, такое положение дел будет продолжать подпитывать конфликт проэмиратского ЮПС с поддерживаемым Саудовской Аравией йеменским правительством, тем самым дополнительно напрягая альянс Эр-Рияда и Абу-Даби в Йемене  (даже если их партнерство на  других театрах военных  действий остается неизменным).  Боевые действия также предоставят хоуситам и джихадистским группировкам шанс добиться ограниченных успехов в других районах страны, поскольку возглавляемая Саудовской Аравией коалиция сосредоточена на том, чтобы удержать ЮПС от завоевания большей территории на юге страны.   Такие риски для безопасности могут в конечном итоге побудить обе стороны отложить на время их противостояние, хотя южнойеменские  сепаратисты все еще, вероятно, будут использовать свои достижения, чтобы потребовать большей автономии в будущем.

Напомним, что с 2015 года  Аден стал местом нескольких крупных столкновений между силами признанного ООН правительства президента Абд Раббо Мансура Хади и Южного переходного совета (ЮПС), которых поддержала  авиация ОАЭ. В конечном счете Аден остался под контролем ЮПС, что очевидно продемонстрировало его боевой потенциал и фракционность аравийской коалиции в принципе. Опираясь на многолетнюю военную, экономическую и политическую поддержку Абу-Даби, ЮПС теперь имеет возможность создавать теневые институты власти и руководящий потенциал в Адене, что приблизит группу к достижению ее конечной цели — восстановлению независимого Южного Йемена. Но это будет также означать отвлечение  ресурсов из коалиции во главе с Саудовской Аравией от борьбы против повстанцев-хоуситов и джихадистских группировок.

1 августа ракета хоуситов поразила военный парад коалиции в портовом городе Аден — убив популярного командира ЮПС и еще 46 других руководителей сепаратистов. Но вместо того, чтобы отомстить хоуситам, ЮПС обвинил  в инциденте  Хади, заявив, что йеменский филиал движения «Братьев-мусульман» в лице партии «Аль-Ислах» (номинальный союзник Хади) помогло организовать это  нападение. С тех пор ЮПС начал кампанию против правительства Хади, что привело к выдавливанию его сторонников из Адена.  Однако ЮПС по-прежнему сталкивается со значительными препятствиями в реализации своего давнего стремления к восстановлению независимости Южного Йемена. Во-первых, международная дипломатия в Йемене по-прежнему сосредоточена в основном на конфликте Хади и хоуситов. Ведущие сторонники коалиции против хоуситов, а именно Соединенные Штаты, Организация Объединенных Наций и Саудовская Аравия, не проявляют никаких признаков смещения этого фокуса, поскольку они видят, что юг Йемена и ЮПС в конечном итоге играют второстепенную роль по сравнению с международно признанным  йеменским правительством. По нашему мнению это в корне не верно: основные ударные силы до недавнего времени — это как раз в основном южане, т. к. племенное сообщество  вообще по большому счету с хоуситами не воюет.  Во-вторых, ее имея полного контроля над Югом, ЮПС также еще не получил рычагов влияния на местах, необходимых для того, чтобы позиционировать себя  в качестве самостоятельного игрока в  международных переговорах по внутрийеменскому урегулированию. При этом сам ЮПС не представляет весь широкий спектр фракций и племен региона. Контролируя Аден, ЮПС имеет серьезные идеологические и политические разногласия с внутренними провинциями Южного Йемена, такими как Хадрамаут и Аль-Махра. Лидер ЮПС Айдар аль-Зубайди также имеет конкурентов в борьбе за власть на юге страны. Таким образом, независимый Южный Йемен в границах бывшей НДРЙ пока остается далекой мечтой. Но в то же время ЮПС, имея контроль над Аденом,  будет постепенно наращивать управленческий потенциал и затем сможет использовать этот город в качестве базы для распространения своей власти на новые территории, находящиеся в ведении администрации Хади. Совет мог бы также использовать рычаги контроля над Аденом для того, чтобы добиться большего влияния в едином национальном правительстве, что повысило бы его шансы на серьезное отношение к нему со  стороны международной дипломатии.

По оценке американских аналитиков, недавний успех ЮПС в Адене отчасти можно объяснить давним политическим расколом между ОАЭ и КСА в Йемене. Абу-Даби и Эр-Рияд  все еще, по-видимому, формально объединены в борьбе против повстанцев-хоуситов, чтобы восстановить поддерживаемую ООН власть Хади над страной. Но Абу-Даби также обновляет свою региональную стратегию, что включает в себя   переориентацию своего внимания с угрозы со стороны  хоуситов в Йемене и сосредоточению центра своих усилий на консолидации  достижений на Юге через свои прокси-группы, такие как ЮПС. В то время как Саудовская Аравия продолжает пытаться давить на хоуситов, ОАЭ решили в одностороннем порядке сосредоточить свои усилия и финансы в пользу сохранения своего влияния в Южном Йемене, особенно в ключевых портовых городах, таких как Аден.

Несмотря на этот растущий раскол, КСА и ОАЭ стремятся поддерживать образ единства на йеменском направлении. При этом практические  действия Абу-Даби на местах говорят о другом. После удара по силам Хади 29 августа, ОАЭ быстро и публично взяли на себя ответственность за нападение. Этот шаг продемонстрировал, что для Абу-Даби сохранение ЮПС как структуры  в настоящее время более важно, чем законное, единое йеменское правительство. По крайней мере, при администрации Хади, которая имеет напряженные отношения с Абу-Даби.  Изменение стратегии ОАЭ является результатом нескольких факторов. Растущая угроза быть вовлеченными в открытую  вероятную военную конфронтацию между США и Ираном снизила общую терпимость Абу-Даби к риску возникновения конфликта в регионе Персидского залива. Между тем, в Йемене военный прогресс в рамках борьбы с хоуситами в значительной степени застопорился с тех пор, как ОАЭ возглавили наступление в 2018 году против портового города Ходейда. В результате, размещение сил на линии фронта против хоуситов приносило все меньше и меньше реальных успехов за последний год,  в то время как Абу-Даби попадал по прямой риск в рамках нанесения ударов со стороны йеменских мятежников уже в самих Эмиратах. Последний по времени инцидент с атакой объектов в КСА такие соображения только дополнительно укрепили. Таким образом, для Абу-Даби риски активной борьбы с хоуситами перевешивают выгоды. Но это не означает, что Объединенные Арабские Эмираты просто откажутся от Йемена в целом и лишатся тех завоеваний, которые они там получили. Их постоянная поддержка ЮПС предполагает, что ОАЭ планирует сохранять свое присутствие и влияние, как минимум, на части юга страны. Но этот сдвиг усилий именно на Юге предполагает  свой собственный набор рисков для безопасности, поскольку базирующиеся на севере хоуситы будут извлекать выгоду из всплеска борьбы между  ЮПС и Хади, чтобы настаивать на своих требованиях. Поскольку правительство Йемена и Саудовская Аравия теперь частично сосредоточены на смягчении проблемы ЮПС в Адене, меньше ресурсов будет доступно для сдерживания нападений хоуситов, тем самым оставляя повстанческой группе широкие возможности для вытеснения сил коалиции с их нынешних позиций.

Сразу скажем, что такой вывод американских экспертов грешит натяжкой. Прежде всего по той причине, что хоуситы с силами просаудовского крыла коалиции, костяк которой составляют отряды именно той  самой партии «Аль-Ислах»  во главе с ярым антагонистом ОАЭ Али Мохсеном аль-Ахмаром, воевать не будут. Как собственно и ислаховцы уже давно держат в этой связи нейтралитет и от активных наступательных операций против хоуситов воздерживаются практически на протяжению всей кампании. Последним по времени  ярким примером такой «активности» стала фактическое топтание на месте сил Али Мохсена аль-Ахмара во время нендавнего наступления сил коалиции  на Ходейду. Более того, местные эксперты говорят о том, что между двумя этими силами уже давно существует негласная координация. Али Мохсен аль-Ахмар, который в бытность своего командования Северным военным округом во время президентства А.А.Салаха, шесть раз воевал с хоуситами и  хорошо знает их лидеров. В том числе и по причине обоюдного участия в контрабанде оружия в страны Африки. А вот противостояние с южанами — это принципиально для «Аль-Ислах»,  которая категорически отрицательно относится к сценарию государственной независимости Южного Йемена. В отличие, кстати, от тех же хоуситов.

Еще более спорным выглядит и вывод американских экспертов о том, что риски экспансии  хоуситов или рост  экстремистских настроений  в Йемене могут в конечном итоге вынудить ОАЭ рекомендовать ЮПС положить конец нынешнему давлению  против поддерживаемой Саудовской Аравией администрации Хади. Это не соответствует действительности, поскольку и Эр-Рияд, и Абу-Даб практически целиком и полностью контролируют местные салафитские и джихадистские силы, которых они используют в своих целях. И в этой связи, ОАЭ будут, как и прежде, отстаивать повестку дня ЮПС. Прежде всего в контексте создания условий для участия ЮПС в любых переговорных форматах по внутрийеменскому урегулированию в качестве самостоятельного участника. Таким образом, любое соглашение, на которое Абу-Даби может пойти в рамках смягчения  напряженности между Севером и Югом, должно будет предусматривать этот момент.