- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о создании Международной коалиции по обеспечению безопасности морского судоходства в районе Персидского залива

Вопрос создания Международной коалиции по обеспечению безопасности морского судоходства в районе Персидского залива (Тhe International Alliance for Safety and Protection of Maritime Navigation in the Gulf) был поднят США этим летом, после того, как в июне в Оманском заливе были совершены нападения на два нефтяных танкера — Front Altair, принадлежащий норвежской компании Frontline, и зарегистрированный на Панаме танкер Kokuka Courageous[i] [1]. Данный инцидент произошел на фоне эскалации отношений между США и Ираном и обострения ситуации в Персидском заливе после отправки Вашингтоном в мае 2019 года в этот район дополнительных сил ВМС. В нападениях США обвинили Иран[ii] [2]. Затем власти Гибралтара, заморской территории Великобритании, задержали в июле иранский танкер Grace 1 по подозрению в перевозке нефти в Сирию в обход международных санкций. В ответ 19 июля с. г. военно-морские силы Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана)  задержали в Ормузском проливе британский танкер Stena Impero[iii] [3]. Согласно заявлению КСИР, танкер задержали «в связи с нарушением международных правил» и сопроводили до берега для проверки[iv] [4]. СМИ Тегерана объяснили, что судно Stena Impero при входе в Ормузский пролив вопреки международным правилам отключило систему идентификации, из-за чего врезался в иранский рыболовецкий корабль. Причем на предупреждения с суши танкер не реагировал. Это торговое судно до сих пор находится в порту Бендер-Аббас на юге Ирана. Все это США и Великобритания назвали эскалацией насилия со стороны Тегерана. Тогда же Госдепартамент объявил, что Вашингтон будет создавать коалицию с целью обеспечения свободы судоходства в регионе Персидского залива, а 23 июля с. г. госсекретарь Майкл Помпео предложил привлечь к участию в коалиции государства из разных регионов мира. Американскую миссию разворачивают в акваториях Ормузского пролива, Персидского и Оманского заливов, а также в Баб-эль-Мандебском проливе, соединяющем Красное море и Аденский залив. На данный момент к  военно-морской коалиции под эгидой США уже присоединились Великобритания и Австралия. Берлин и Париж отказались создавать коалицию против «иранской агрессии» и посылать свои корабли в Персидский залив [5], поскольку, по их мнению, это противоречит их экономическим интересам. Правда, Германия предлагает  сформировать отдельную миссию по защите навигации в регионе под европейским руководством.

7 августа с. г. министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац сообщил о том, что его страна присоединится к инициированной властями США международной коалиции  «для защиты торговых путей в Персидском заливе» [v] [6].   Иран же ответил, что «рассматривает членство Израиля в инициированной США военной коалиции в регионе Персидского залива как непосредственную угрозу своей национальной безопасности». 9 августа новостное агентство Fars написало, что официальный представитель МИД Ирана Аббас Мусави заявил, что  «Исламская Республика будет противостоять израильскому присутствию в указанном регионе в порядке осуществления своего права на самооборону» и «предостерегает Вашингтон и Тель-Авив, что вся ответственность за ужасные последствия этого шага ложится на них»[vi] [7].

В середине августа Бахрейн объявил о своем решении присоединиться к инициативе Вашингтона, таким образом став первым арабским государством, вошедшим в возглавляемую США коалицию по обеспечению безопасности морского судоходства в районе Персидского залива[vii] [8]. На встрече с главой Центрального командования США генералом Кеннетом Маккензи, «король Бахрейна Хамад ибн Иса Аль Халифа  подтвердил участие королевства в совместных усилиях с целью сохранить безопасность международного судоходства и обеспечить в регионе международные (транспортные – авт.) коридоры для торговли и поставок энергии», согласно сообщению бахрейнского агентства BNA[viii] [9].

Агентство Reuters, основываясь на информации Саудовского агентства печати (SPA), сообщило 18 сентября с. г. о том, что Королевство Саудовская Аравия также присоединится к возглавляемой США Международной коалиции по обеспечению безопасности морского судоходства в районе Персидского залива[ix] [10]. Такое решение Эр-Рияда основывается на ранее заявленном им стремлении поддержать региональные и международные усилия по противодействию угрозам морской безопасности, поясняется в сообщении Минобороны КСА. Саудовская Аравия намерена в сотрудничестве со своими союзниками обеспечить безопасность маршрутов поставки энергоресурсов, необходимых для мировой экономики, добавили в военном ведомстве страны[x] [11]. Разумеется, это решение было принято после атаки на объекты национальной нефтяной компании Saudi Aramco Абкайк и Хурайс, которую 14 сентября, по остающейся в качестве основной версии, провело йеменское повстанческое движение «Ансар Алла» (хоуситы), что  сократило уровень добычи нефти в крупнейшей арабской монархии почти вдвое. Saudi Aramco после воздушного нападения была вынуждена снизить добычу на почти 6 млн баррелей в сутки, что составляет более половины суточного объёма добычи королевства. Атака нарушила не только нефтедобычу, но и саудовский экспорт сырья. Ответственность за удары США возложили, однако, не на хоуситов, а опять же на Иран, с территории которого, как утверждают в Вашингтоне, были запущены ударные беспилотники и крылатые ракеты[xi] [12].

19 сентября, вслед за Эр-Риядом, Emirates News Agency (WAM) со ссылкой на официальное заявление МИД ОАЭ  сообщило  о том, что Абу-Даби  присоединится к Международной коалиции по обеспечению безопасности морского судоходства в районе Персидского залива. [xii] [13] Как говорят власти ОАЭ, «цель такого шага — поддержка региональных и международных усилий в борьбе с угрозами морскому судоходству и мировой торговле, а также обеспечение мировой энергетической безопасности и поставок энергетических ресурсов»[xiii] [14].

20 сентября Министерство иностранных дел Ирака обнародовало свое заявление, в котором сообщило о невозможности присоединения Багдада к возглавляемой США коалиции[xiv] [15].  В МИД Ирака отметили, что создание подобного альянса «еще больше осложнит ситуацию», а также подчеркнули, что «за безопасность в регионе отвечают сами государства Персидского залива»[xv] [16]. Как отмечают эксперты, причиной такого решения является желание сохранить нейтралитет, ввиду тесных контактов Ирака как с Соединенными Штатами, так и с их противником — Ираном.

Таким образом, на сегодняшний день в коалицию входят США, Австралия, Бахрейн, Великобритания, Израиль, ОАЭ и Саудовская Аравия. Несмотря на то, что Кэтрин Уилбаргер, помощник главы Пентагона, заверила, что «объединение сил и усиление разведки и наблюдения в регионе необходимо исключительно для обеспечения безопасности , а не для военного противостояния Ирану», большинство экспертов видят эту Международную коалицию именно в таком свете[xvi] [17]. К тому же, по сути Вашингтон и его союзники, просто стремятся легально взять под контроль зону Персидского залива. Нельзя не согласиться с первым вице-президентом Ирана Эсхаком Джахангири, который уверен, что «нет необходимости в создании коалиции по обеспечению безопасности региона. Те, кто стремятся к (образованию) коалиции, выходя за пределы своего региона, не приносят ничего, кроме усиления незащищенности региона».

[i] [18] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6546539 [19] Случаи нападения на танкеры в Оманском и Персидском заливах

[ii] [20] https://www.aljazeera.net/news/ebusiness/2019/5/13/هجوم-على-ناقلات-نفط-والحرب-التجارية-تربكان-أسواق-النفط-والأسهم [21]

[iii] [22] https://www.1tv.ru/news/2019-07-20/368971-v_londone_gotovyat_zhestkiy_otvet_na_deystviya_iranskih_vlastey_kotorye_zaderzhali_sudno_stena_impero [23]

[iv] [24] https://news.day.az/world/1157237.html [25]

[v] [26] http://www.israelnationalnews.com/News/News.aspx/267048 [27]

[vi] [28] https://eadaily.com/ru/news/2019/08/09/iran-nazval-vopiyushchey-ugrozoy-uchastie-izrailya-v-morskoy-koalicii-ssha [29] Иран назвал «вопиющей угрозой» участие Израиля в морской коалиции США

[vii] [30] https://www.thenational.ae/world/mena/bahrain-becomes-first-gulf-country-to-join-us-led-maritime-coalition-1.900203 [31] Bahrain becomes first Gulf country to join US-led maritime coalition

[viii] [32] https://news2.ru/story/574338/ [33]

[ix] [34] https://www.reuters.com/article/us-saudi-security-maritime-idUSKBN1W30DB [35] Saudi Arabia joins maritime protection mission: state news agency

[x] [36] https://arabic.sputniknews.com/world/201909191042927914-سر-مشاركة-السعودية-والإمارات-في-التحالف-الدولي-لأمن-الملاحة/ [37] سر مشاركة السعودية والإمارات في التحالف الدولي لأمن الملاحة

[xi] [38] https://eadaily.com/ru/news/2019/09/18/saudovskaya-araviya-primknula-k-morskoy-koalicii-ssha-v-persidskom-zalive [39]

[xii] [40] https://english.alarabiya.net/en/News/middle-east/2019/09/19/UAE-joins-international-maritime-security-alliance.html [41] UAE joins international maritime security alliance

[xiii] [42] https://www.alarabiya.net/ar/arab-and-world/gulf/2019/09/19/وام-الامارات-تنضم-للتحالف-الدولي-لأمن-الملاحة-البحرية- [43] وام: الإمارات تنضم للتحالف الدولي لأمن الملاحة البحرية

[xiv] [44] https://www.middleeastmonitor.com/20190920-iraq-refuses-to-join-gulf-sea-alliance/ [45] Iraq refuses to join Gulf Sea alliance

[xv] [46] https://sputniknews.com/middleeast/201909191076839630-iraq-rejects-participation-in-us-led-maritime-coalition-in-middle-east-report/ [47]

[xvi] [48] https://oilcapital.ru/news/markets/23-07-2019/v-sozdanii-mezhdunarodnoy-koalitsii-dlya-zaschity-bezopasnosti-v-persidskom-zalive-net-predstavitel-irana?ind=630 [49]