- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что происходит в израильской политике после выборов

Израильские СМИ и социальные сети полны детальных подсчетов соотношения сил между соперничающими политическими лагерями и спекуляциями по поводу возможного дальнейшего развития событий. При этом в большинстве случаев эти лагеря очерчиваются следующим образом:

  1. Левоцентристский в составе возглавляемого депутатом Кнессета Биньямином (Бени) Ганцем блока центристского блока «Бело-голубые» (33 мандата – здесь и далее цифры пока предварительные, однако скорее всего они уже не изменятся); левой партии Авода (6 мандатов) во главе с депутатом Кнессета Амиром Перецом, радикально-левого «Демократического лагеря» (5 мандатов) во главе с депутатом Кнессет Нисаном Горовицем и антисионистским Объединенным арабским мписком (ОАС, 13 мандатов) во главе с депутатом Айманом Удой.
  2. Право-религиозный лагерь в составе возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху крупнейшей правой партией Ликуд (31 мандат); сефардской ультраортодоксальной религиозной партии ШАС (9 мандатов) во главе с министром внутренних дел Арье Дери, ашкеназского ультраортодоксального религиозного блока «Еврейство Торы» (8 мандатов) во главе с заместителем министра Яаковом Лицманом; возглавляемой депутатом Кнессета Аелет Шакед партии «Новые правые» (3 мандата; на выборы эта партия шла в составе религиозно-сионистского блока «Ямина», который развалился сразу же после выборов) и религиозно-сионистская партия «Еврейский дом» (4 мандата) во главе с министром просвещения раввином Рафаэлем (Рафи) Перецом.
  3. Особняком обычно ставят возглавляемую депутатом Кнессета Авигдором Либерманом партию «Наш дом – Израиля» (НДИ, 8 мандатов). Это, все всякого сомнения, правая (по израильским понятиям, подразумевающим левизну как готовность к уступкам арабам, а правизну – соответственно – как ее отсутствие) партия, однако из-за острого конфликта Авикдора Либермана и НДИ с Биньямином Нетаньяху и Ликудом наиболее ретивые сторонники право-религиозного лагеря иногда прибавляют НДИ (безо всяких на то оснований) к левоцентристскому лагерю. Вместе с ОАС.

Поскольку в Кнессете 120 депутатов, для формирования правящей коалиции требуется поддержка, как минимум, 61 депутата. Право-религиозный лагерь без НДИ набрал всего 55 мандатов. Таким образом, ясно, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху не сможет сформировать новую правящую коалицию без поддержки извне. Однако и левоцентристский лагерь (опять же без НДИ) не набрал 61 мандат). Даже с прибавлением ОАС у него только 57 мандатов. Теоретически депутат Бени Ганц мог бы попытаться создать коалицию с НДИ. Однако этому есть основных препятствия:

  1. Арабские антисионистские партии никогда не входили в состав правящих коалиций. Крайне сомнительно, что они сделают это сейчас. Теоретически левый блок может рассчитывать на их поддержку извне, однако включение в эту коалицию НДИ полностью исключает такую возможность.
  2. НДИ никогда не войдет в коалицию поддерживаемую арабскими партиями. Более того, депутат Авигдор Либерман заявил, что он отказывается входит в коалицию с левыми радикалами из «Демократического лагеря».

Таким образом, в качестве единственной реальной возможности выглядит правительство национального единства в составе Ликуда и «Бело-голубых». Именно на этом настаивает лидер НДИ, а лидеры Ликуда и «Бело-голубых» уже заявили, что они стремятся именно к этому.

Однако и тут не все просто: Сразу же после выборов по инициативе Биньямина Нетаньяху был создан так называемый «правый блок» в составе все перечисленных партий право-религиозного лагеря. «Так называемый», потому что Авигдор Либерман тут же высмеял это название и сказал, что созданный Биньямином Нетаньяху блок никакой не правый, а «блок Галахи». Галаха – это еврейское религиозное право. Таким образом, подразумевается, что, кроме Ликуда, в этом блоке нет светских партий. Более того, огромное влияние (17 мандатов из 55) в нем имеют ультраортодоксальные религиозные партии. Так или иначе, Биньямин Нетаньяху заявил, что теперь весь этот блок в составе 55 депутатов и во главе с ним будет вести переговоры о создании правительства национального единства с «Бело-голубыми» и пригласил на эти переговоры Бени Ганца, подразумевая этим, что в правительство национального единства войдут все партии «правого блока» плюс «Бело-голубые». А возглавит правительство он, Биньямин Нетаньяху.

Однако Бени Ганц отказался вести переговоры на таких условиях. Более того, он заявил, что правительство национального единства должен возглавить он. В качестве лидера партии, получившей больше всего мандатов. На самом деле последнее обстоятельство не является решающим. Президент поручает формирование правительство тому, кого рекомендуют больше депутатов. Бени Ганц совсем не уверен, что его рекомендуют больше тех 55 депутатов, поддержка которых гарантирована Биньямину Нетаньяху. Ни ОАС, ни НДИ не обещали ему своей поддержки. И, тем не менее, условия, предложенные Биньямином Нетаньяху он отверг. Итак, патовая ситуация.

Появились слухи о том, что существует некая договоренность о сотрудничестве между «Бело-голубыми» и НДИ, однако Авигдор Либерман тут же опроверг эти слухи. В ОАС же заявили, что «Бело-голубые» заинтересованы в правительстве национального единства в Ликудом и с НДИ, а потому им, депутатам от арабских партий незачем поддерживать Бени Ганца.

Можно с уверенностью предположить, что сейчас в израильской внутренней политике идут интенсивные закулисные переговоры по двум основным направлениям:

  1. Переговоры с конкретными депутатами из противостоящего политического лагеря с целью перетянуть их на свою сторону обещаниями министерских портфелей. Как стало известно, для Биньямина Нетаньяху наиболее перспективным представлялось присоединение к возглавляемой им коалиции партии Авода. Именно ее 6 мандатов ему не хватает до 61. Однако депутат Амир Перец заявил, что он отверг эти предложения. Добавим – пока отверг. Теперь Биньямин Нетаньяху может рассчитывать только на раскол блока «Бело-голубые» и присоединение какой-то его составляющей к возглавляемой им коалиции. Сомнительно, что это сработает. Опять же добавим – пока.
  2. Переговоры между партиями, прежде всего, между Ликудом и «Бело-голубыми» и НДИ. О характере этих переговоров остается только гадать. Никакой достоверной информации о них нет. Ясно только, что то, что лидеры партии заявляют сейчас для СМИ, это не совсем или даже совсем не то, что они говорят в ходе закрытых неофициальных переговоров.

Остается подвести итог. При этом можно сделать пять основных выводов:

  1. Израильская демократия переживает острейший системный кризис.
  2. Прежнее деление на «левых» и «правых» в значительной степени утратило свою актуальность.
  3. Гораздо значимее сейчас оказались личные амбиции конкретных политиков и их личные счеты.
  4. Авигдору Либерману, выдвинувшему в этой избирательной кампании на первый план проблемы отношения религии и государства удалось «перетасовать заново» колоду карт израильской политики.
  5. Если тем, кто осуществляет сейчас неофициальные переговоры, не удастся договорится о создании правительства национального единства на тех или иных условиях, через несколько месяцев (скорее всего, уже зимой) Государство Израиль ожидают новые выборы в Кнессет. При этом, в течение этих нескольких месяцев оно будет оставаться под управлением коалиционного правительства Б.Нетаньяху.