- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления о политических последствиях атак на объекты ТЭК в Саудовской Аравии. Часть 2

Техническую сторону версии о пуске беспилотника из Ирака обосновал британский военный эксперт Стивен Брайен.  По его данным, несколько милиций, входящих в состав «Аль-Хашед аш-Шааби», получили в свое время дроны из Ирана.  Например, «Харакат Хизбалла ан-Нуджаба» имеет на вооружении дроны модели Yasir UAV, являющиеся модификацией американского беспилотника Boeing Insitu Scan Eagle.  В свое время иранцы захватили несколько таких дронов и наладили их производство, превратив их  из разведчиков в «дроны-самоубийцы», предназначенные для подрыва целей. Время полета такого дрона составляет от 8 до 20 часов, что делает вполне возможным поражение саудовских целей из южного Ирака. Из доклада командующего Сухопутными войсками ИРИ генерала Ахмада Резы Пурдастана, сделанного в 2015 году, ясно, что дроны-самоубийцы предназначены для поражения наземных и воздушных целей. Такой беспилотник идентифицирует подозрительный объект и наносит по нему удар. Напомним, что спикер движения хоуситов сообщил о том, что удар по Хурейсу и Абкейку был нанесен десятью подобными беспилотниками. В то же время Стивен Брайен настаивает на том, что в нападении участвовали три дрона и три крылатые ракеты «Кудс-1» (1). Особую, более миниатюрную версию «Кудс-1», оснащенную чешским двигателем PBS TJ-100, производят в Иране для хоуситов. Эта ракета, оснащенная 43-фунтовым турбинным двигателем, сделанным в Чехии, несет меньший заряд, чем ракета «Сумар» с двигателями российского или китайского производства. Автор выдвигает версию о том, что ракета «Кудс» не использует двигатели из этих государств (РФ и КНР), чтобы не наносить ущерб их отношениям с Ираном. Версия «Сумар» несет гораздо более тяжелую боеголовку и обладает большей дальностью полета (2000 километров).

Вопреки официальной версии хоуситов о том, что атака на саудовские нефтяные объекты была совершена 10 дронами и 10 крылатыми ракетами, эксперт считает, что в нападении были задействованы как дроны, так и крылатые ракеты. Это было осуществлено для того, чтобы ввести в заблуждение саудовскую систему ПВО. Дроны и беспилотники летят на разной высоте, поэтому их одновременное появление создает путаницу. Что касается дронов, использованных при атаке, то, по словам британского эксперта, скорее всего это был не легкий Yasir UAV, неспособный нести большой груз взрывчатки, а Ababil-2T, который хоуситы называют Qasef-2K. Эти дроны оснащены двухцилиндровыми двигателями немецкого (3W110i B2) или китайского (бензиновый двухцилиндровый мотор DLE-111, производимый китайской компанией Mile HaoXiang Technology Co. Ltd.). Согласно докладу Совета Безопасности ООН, дальность полета дрона Qasef-2K может составлять от 1200 до 1500 километров.  По мнению британского военного аналитика, особое значение имеет способность этих беспилотников обойти глушители, создающие помехи для работы GPS. Возможно, что при налете на территорию КСА дроны были заранее запрограммированы на определенную цель, а не управлялись из отдаленного пункта (из Йемена или из Ирака). Вообще, одним из основных военно-технических вопросов является каким образом американская система ПВО «Пэтриот», состоящая на вооружении у ВС КСА, оказалась совершенно неэффективной в отражении удара по Хурейсу и Абкейку. Некоторые эксперты объясняют это тем, что пуск их состоялся с северного направления, который не прикрывают радары, ориентированные на юг. Другие как Стивен Брайен объясняют это комбинированным ударом. Главным здесь остается, что эта система ПВО плохо показала себя в саудовских условиях, что ведет к частичной дискредитации продукции американского ВПК.

Такой подход сразу же получил опровержение со стороны хоуситов. Их спикер генерал Яхья Сарийя, связавшийся с газетой «Рай аль-йаум», завил о том, что атака на объекты саудовского ТЭК была проведена именно из Йемена. По его словам, дроны производятся на йеменской территории, подконтрольной хоуситам из таких материалов, которые делают их труднораспознаваемыми для радаров. По его информации, хоуситы способны производить до 6 таких беспилотников в день. Он также коснулся вопроса о том, почему удар был нанесен по территории Саудовской Аравии, а не ОАЭ. По словам генерала, политическая линия ОАЭ в последнее время стала меняться. Вооруженные силы Эмиратов практически не наносят ударов по Йемену, а правительство этой страны объявило о поэтапном выводе войск. «Впрочем, если правительство этой страны возобновит свои враждебные действия против йеменского народа, мы сразу нанесем удар, еще более тяжелый, чем по Саудовской Аравии» (2).

Разумеется, ни слова спикера хоуситов, ни мнение британского военного эксперта не являются истиной в последней инстанции. Правда о том, откуда на самым деле были выпущены ракеты по Хурейсу и Абкейку еще не скоро станет достоянием мировой общественности. Гораздо важнее военные и политические последствия данной масштабной акции. Одно из этих последствий уже было нами затронуто. Удар беспилотников показал реальную военную слабость Саудовской Аравии и незащищенность ее жизненно важных объектов. Ведь вслед за нефтяными скважинами и НПЗ хоуситы могут также бомбить электростанции, линии электропередачи, объекты водоснабжения и т.д. Во-вторых, этот удар развенчивает миф о «недоразвитости» хоуситов. Это движение, возможно, с иранской помощью освоило приемы и навыки гибридной войны с применением кибероружия. Знаменателен и выбор даты обстрела объектов саудовского ТЭК. Нападение было сделано в преддверии намечавшегося на ноябрь проведения IPO акций компании Saudi Aramco. Абсолютно ясно, что эта биржевая операция, за которую правительство КСА хотело выручить солидную сумму, сорвалась. В любом  случае после сентябрьских атак эти акции не будут стоить и половины намеченной цены.

Третьим серьезным итогом данной операции является двусмысленное положение, в котором оказалась нынешняя администрация США. Долгое время она шантажировала саудовское правительство тем, что является единственным гарантом безопасности королевства, без помощи которого саудиты не простоят и двух недель. И вот настало время действиями показать свою военную поддержку. И здесь наступила весьма интересная ситуация. С одной стороны американцы официально обвинили в нанесении удара Иран. Напомним, что еще 15 сентября госсекретарь США Майк Помпео возложил на Иран ответственность за удары по саудовским нефтяным объектам. Он отметил, что «нет никаких доказательств, что эти удары наносились из Йемена». Одновременно шеф американской дипломатии заявил, что «Тегеран нанес беспрецедентный удар по мировым поставкам нефти». Если это действительно так, то самое время продемонстрировать свою верность военным обязательствам перед КСА. В то же время заявления и выступления президента США Дональда Трампа показывают, что Вашингтон вовсе не хочет воевать.    17 сентября на встрече с наследным принцем Бахрейна Сальманом бен Хамадом бен Исой Аль Халифой Дональд Трамп коснулся нападения на объекты саудовского ТЭК и возможной американской реакции. Он отметил: «Мы рассматриваем это в данный момент, — сказал он, отвечая на вопрос, считают ли США Иран виновным за атаки. — Как только мы узнаем [точно], дадим вам знать». То есть, американский лидер подверг сомнению правдивость своего госсекретаря. Ведь в противном случае надо было отчитаться за какие-то конкретные действия.

  1. https://www.asiatimes.com/2019/09/article/saudi-oil-facility-attacks-may-have-come-from-iraq/
  2. https://www.raialyoum.com/index.php/ماذا-كشف-لنا-المتحدث-باسم-الحوثيين-من-م [1]