- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкий план по созданию буферной зоны на севере Сирии для расселения беженцев не получил поддержки ЕС

Президент Турции Р.Т.Эрдоган представил во вторник во время выступления на общеполитических дебатах высокого уровня 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН план создания зоны безопасности в Сирии. «Функционирование Конституционного комитета Сирии является важной основой для обеспечения территориальной целостности Сирии. Я призываю всех членов ООН поддержать усилия Турции в вопросе обеспечения безопасности в сирийском Идлибе и не допустить нового потока беженцев [из этой провинции]. Мы также планируем создать «коридор мира» глубиной 30 км [от границы Турции] и протяженностью 480 км, это позволило бы переселить туда от 1 млн до 2 млн беженцев», — подчеркнул он. Турецкий лидер продемонстрировал делегатам карту планируемой зоны безопасности. Он также назвал борьбу с Рабочей партией Курдистана (РПК) и ее ответвлениями важным аспектом сирийского урегулирования. «Террористические группировки РПК и СНС («Силы народной самообороны2 — прим. ТАСС) действуют под прикрытием [коалиционных] «Сирийских демократических сил» (СДС). С ними необходимо разобраться, чтобы обеспечить безопасность в регионе», — добавил Эрдоган. Дискуссия о создании буферной зоны началась еще в 2013 году из-за кризиса в арабской республике. Тогда рассматривался вариант создания бесполетной зоны и зоны безопасности на сирийской территории, где могли бы укрываться беженцы. К этой идее в Анкаре возвращаются практически ежегодно, однако каждый раз по ряду причин данным планам не суждено сбыться. В январе этого года Р.Т.Эрдоган после переговоров с американским коллегой Дональдом Трампом подтвердил намерение создать буферную зону на севере Сирии. По словам турецкого лидера, Анкара готова обеспечивать безопасность на земле, а Вашингтон — в воздушном пространстве. При этом, как отметил позднее официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын, в случае создания буферная зона будет контролироваться Анкарой. Военные Турции и США 7 августа договорились о создании в Сирии центра совместных операций. 12 августа в турецкий город Шанлыурфа в 50 км от границы с арабской республикой прибыла первая группа американских военнослужащих, которые будут работать в этой структуре. Центр организован двумя странами для реализации плана по созданию на севере Сирии буферной зоны, куда смогут вернуться из Турции сирийские беженцы и которая стала бы защитным поясом для турецкой границы. Анкара настаивает на том, чтобы контроль за планируемой зоной безопасности обеспечивался исключительно Вооруженными силами Турции. Американцы такому варианту противится.  В тот же день 24 сентября спикер Великого национального собрания (парламент) Турции Мустафа Шентоп синхронно заявил следующее: «Турция очень решительна в вопросе относительно ликвидации террористов на севере Сирии, ликвидации террористического коридора в этом регионе». «Но это не означает, что мы сразу начнем проводить операции. С американцами наша армия проводит там совместное патрулирование, совместные рейды. Если это не приведет к какому-либо полезному результату окончательно, то, несомненно, Турция на востоке Евфрата будет проводить самостоятельно свои решения», — сказал он, отвечая на вопрос о будет ли сформирована буферная зона к концу сентября. «В самое ближайшее время это [буферная зона] будет сформировано», — уточнил Шентоп. Таким образом, в итоге остается примерно следующее.

  1. Совместные мероприятия с США в рамках патрулирования и отвода сил курдов на севере Сирии Анкару не удовлетворяют в принципе. И дело не в создании каких-то совместных центров или чисто показного совместного патрулирования. В нынешней ситуации Вашингтон не собирается сворачивать свою поддержку курдам и отказываться от их услуг как основного рычага сохранения своего влияния в Сирии. Мы об этом сообщали ранее: ничего нового не произошло, просто все заявления турецких чиновников свидетельствует о том, что разногласия по этому вопросу вышли на первый план. При этом, несмотря на все заверения американцев, материально-техническая поддержка со стороны США курдам не прекратилась и не сократилась, а курды начали осуществлять масштабные противотанковые инженерные работы вокруг Манбиджа и в ряде районов Заевфратья.
  2. Становится понятным один из итогов трехстороннего саммита в Анкаре в этом месяце. Если грубо, то Москва и Тегеран согласилась с предложениями Анкары по самостоятельному формированию зоны безопасности на севере Сирии в обмен на запуск механизма Конституционного комитета. Об этом с большой помпой было объявлено во время нынешней сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Правда, никаких деталей, в том числе и о количественном составе и представителях разных сил в  этой структуре, ничего не известно. При этом очевидно, что с военной точки зрения Россия и Иран участвовать в создании такой буферной зоны не будут.
  3. В этой ситуации Анкара ведет сложные и закулисные переговоры с ЕС (Берлином прежде всего) в отношении поддержки им турецкого сценария с точки зрения решения проблемы беженцев. Президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил в пятницу 21 сентября о возможности проведения в республике в октябре нового саммита Турции, России, Германии, Франции по сирийскому урегулированию. «В начале октября в Турции может пройти четырехсторонняя встреча между Турцией, Россией, Германией и Францией. Мы обсудим ситуацию в сирийском Идлибе и тему беженцев», — сказал турецкий лидер в интервью агентству Рейтер. Между тем в июле официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын сообщил, что четырехсторонний саммит в стамбульском формате (Россия, ФРГ, Франция, Турция) по Сирии пройдет до проведения Генассамблеи ООН, очередная сессия которой откроется 17 сентября. Общие прения начнутся 24 сентября. Предыдущий стамбульский саммит по Сирии прошел в октябре 2018 года. Участники встречи подтвердили, что выступают за политико-дипломатическое решение кризиса. Лидеры «четверки» высказались за увеличение гуманитарной помощи сирийцам и восстановление разрушенной инфраструктуры. Такого саммита не состоялось, а это означает, что противостояние между Берлином и Анкарой на эту тему продолжается.

Тайные переговоры между Турцией и Европейским союзом о беженцах начались примерно 17 сентября после фактического шантажа, к которому фактически прибегнул президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, неоднократно заявлявший, что он спровоцирует волну сирийских и других беженцев, чтобы затопить Европу и дестабилизировать политическую устойчивость правительств европейских стран. Согласно данным ряда турецких источников, Эрдоган требует от государств-членов ЕС дополнительных взносов несколько миллиардов евро и поддержки заявленной им политики создания буферной зоны на севере Сирии. Этот шантаж Эрдогана вызвал новую серию дипломатических переговоров между ЕС и Турцией, направленных на то, чтобы не допустить наплыва беженцев в Европу. Переговоры ведутся в тайне, чтобы избежать негативной реакции общественности после скандального соглашения о беженцах 2016 года, которое было охарактеризовано правозащитными группами и правозащитными организациями как позорное пятно на коллективном сознании Европы. По данным Управления по связям с общественностью президента Турции, Эрдоган разговаривал с канцлером ФРГ Ангелой Меркель по телефону 21 сентября. Эрдоган и Меркель сосредоточились на миграции, развитии ситуации в Сирии и двусторонних отношениях, говорится в заявлении ведомства. Утечки с обеих сторон показали, что президент Турции пытался оказать давление на Меркель, главного архитектора  предыдущего соглашения о беженцах 2016 года, чтобы не только продлить финансовые условия этого соглашения, но и значительно расширить его. Через два дня после этого телефонного звонка делегации ЕС и Турции встретились в Брюсселе. Турки во главе с заместителем министра иностранных дел Фаруком Каймакчи обсудили вопросы, связанные с миграцией, с должностными лицами Европейской комиссии и Европейской службы внешних действий, говорится в официальных заявлениях. Источники сообщили, что Каймакчи возглавил передовую группу, которой, возможно, было поручено определить основные правила для дальнейших переговоров и изучить возможность проведения саммита. Между тем, заместитель министра внутренних дел Мухтерем Инче и министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер также встретились в Берлине в пятницу 21 сентября. Инче сопровождал генеральный директор по управлению миграцией Абдулла Аяз, отвечающий за осуществление политики и стратегий, связанных с миграцией в Турции, а также координацию между соответствующими учреждениями и организациями.

Таким образом, последние по времени  события показывают, что ЕС рассматривает возможность заключения новой мигрантской сделки с Эрдоганом. О возможном продлении также сообщили премьер-министр Нидерландов Марк Рютте и премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис на прошлой неделе. На следующий день после угрозы Эрдогана Рютте заявил, что сделка должна быть пересмотрена. Однако они, похоже, были удивлены дополнительными финансовыми запросами Эрдогана, которые могут стоить больше, чем ожидалось. И в этой связи Берлин пока такие консультации подвесил. Помимо выделения дополнительных финансов европейцев останавливает и позиция НПО. По их оценкам, новое соглашение ухудшит ситуацию для сирийцев, судьба которых находится в руках «турецкого диктатора». При этом в последние недели турецкие власти   вынудили  тысячи сирийских беженцев  покинуть  крупные города  и перебраться ближе к  сирийской границе. При этом операции по перевозке этих беженцев осуществляли именно государственные структуры на автобусах и в полицейских фургонах. Кроме того, Эрдоган хочет, чтобы средства были переведены непосредственно его правительству, но ЕС не желает напрямую финансировать правительство, которое обвиняют в коррупции и непрозрачной тендерной практике. По версии европейцев, новое соглашение должно предусматривать, что финансирование будет направляться на  реализацию инфраструктурных  проектов при посредничестве официальных институтов ЕС, европейских банков развития и инвестиций и учреждений ООН.

Президент Турции планирует переселить 1 млн беженцев на север Сирии. На прошлой неделе он заявил, что построит роскошные дома в безопасной зоне, которую турецкие и американские чиновники создают к востоку от реки Евфрат. Если безопасная зона не будет создана  к концу сентября, Турция будет двигаться в одностороннем порядке против курдских «Сил народной самообороны» (СНС). При этом отметим, что эта угроза самостоятельных действий возникла вскоре после шантажа Р.Т.Эрдогана открыть границу и наводнить ЕС мигрантами, что говорит нам, что два этих направления турецкой политики взаимосвязаны.  Миграция стала ведущей темой обсуждения в национальных парламентах ЕС фактически  с начала сирийского кризиса, и соглашение С Турцией позволило странам ЕС вернуть сирийских беженцев  в их убогие лагеря в Турции. При этом, несмотря на транши из ЕС, эти лагеря мало видоизменились с того времени. Таким образом, ЕС фактически закрыл глаза на воровство чиновников режима Эрдогана в обмен на усиление контроля над беженцами, покидающими турецкую территорию. Таким образом, от выстраивания жесткой позиции  в отношении Анкары и лично турецкого президента Брюссель пока удерживает  отчасти миграционный вопрос, а отчасти — торговые и деловые интересы. Тем временем положение Турции в области прав человека ухудшилось. Мирный процесс с курдами был отложен Эрдоганом в 2015 году, когда он понял, что его партия не выигрывает политически и теряет голоса прокурдской Партии демократии народов. После неудавшейся попытки переворота 2016 год  более полумиллиона человек были задержаны в соответствии с жестокими антитеррористическими законами страны, многие из которых подверглись пыткам и жестокому обращению в местах лишения свободы и тюрьмах. Помимо примерно 200 журналистов, десятки нынешних и бывших членов парламента и ученых и тысячи судей были заключены в тюрьму. Все это создает дополнительный рычаг давления на А.Меркель прежде всего с точки зрения условий по новой редакции миграционной сделки. На этом фоне она испытывает серьезное давление снизу в самой Германии. Вариант и условия  новой сделки вызывает критику со стороны силового блока ФРГ. Недавно бывший глава внешней разведки раскритиковал канцлера Ангелу Меркель за то, что ее правительство пустило этот процесс на самотек. «В нашей стране — преступники, террористы, люди с поддельными документами. Те, кто устроили атаку в Берлине, пользовались двенадцатью разными именами. Мы не до конца уверены в личностях еще 300 тысяч человек, находящихся в Германии. Это уже лучше, чем раньше, но все еще огромный риск для безопасности», — так охарактеризовал нынешнее положение дел доктор Аугуст Ханнинг, бывший глава немецкой внешней разведки и статс-секретарь МВД, в интервью британскому таблоиду Express. Старый разведчик считает: канцлер Ангела Меркель в ключевой для страны момент не только выбрала неверный курс, приведший к ослаблению влияния страны на общеевропейские вопросы, но и вела себя неуверенно. Она, как рассказал Ханнинг, раздавала противоречивые указания и порой оценивала собственную программу то как единственно правильную, то как обреченную на провал. Результатом этого, заявил он, стали не только внешнеполитические проблемы, но и раскол внутри германского общества — если бы в стране не разразился миграционный кризис, то и движение PEGIDA, выступающее против исламизации, и националистическая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) не получили бы такой широкой поддержки. Все так, но на поверку любому канцлеру придется выбирать из двух зол: либо и далее откупаться от Анкары, закрывая глаза на банальное нецелевое расходование этих траншей турками. Либо — включаться в проект строительства «города-сада» для беженцев  в новой зоне безопасности на севере Сирии и тем самым фактически расписаться в поддержке лично турецкого президента. Этот вариант маловероятен, по нашей оценке, и дело в данном случае не только в скупости европейцев. Есть еще негативная позиции по этому вопросу Вашингтона, и позиция собственно самих курдов, чьи лоббистские позиции в ЕС довольно сильны.