- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Отношения между Исламабадом и Токио

Период охлаждения в двусторонних отношениях между Пакистаном и Японией, который наступил после проведения Исламабадом ядерных испытаний в 1998 году, в последнее время сменился явной оттепелью. Уровень и число двусторонних контактов практически восстановились, вплотную приблизившись к предкризисным довольно высоким показателям. Возобновлен политический диалог, заметно увеличилось количество визитов на высоком уровне. В 2005-2006 гг. состоялся обмен визитами глав правительств и министров иностранных дел, прошли встречи по парламентской линии, научных и деловых кругов, а также военных структур. Регулярно проводятся консультации между представителями внешнеполитических ведомств.

Пакистанцам удалось вернуть себе одно из первых мест в списке стран, получающих официальную помощь развитию (ОПР), объемы которой весьма значительны. Так, совокупный объем данной помощи к 2005 году (когда в ходе апрельского визита японского премьера Дз. Коидзуми в Исламабад были отменены последние ограничения) составил более 5 млрд долл. После длительного перерыва успешно восстанавливается основная составляющая ОПР — йеновые льготные кредиты, выделяемые на проекты в сфере энергетики и транспортной инфраструктуры. Хотя добиться объемов 1997 года (около 400 млн долл.) пока не удалось, можно говорить о стойкой тенденции роста этого сегмента помощи (155,5 млн долл. — 2005 год, 207 млн долл. — 2006 год). В том же 2006 году было подписано соглашение о техническом сотрудничестве и намечены к реализации два крупных проекта, которые должны были финансироваться за счет недоиспользованного гранта 2001 года в 300 млн долл.

Второй значимой составляющей японской ОПР является безвозмездная помощь, поступающая в форме отдельных целевых грантов, предназначенных для осуществления проектов в социально-экономической, экологической и гуманитарных сферах деятельности. Только на проведение прививок против полиомиелита с 1996 по 2005 гг. Токио выделило около 70 млн долл. Японское содействие в ликвидации последствий октябрьского 2005 года землетрясения составила 200 млн долл., около половины из которых предоставлены в качестве безвозмездной помощи. Часть ее пошла на восстановление пострадавших территорий в г. Музаффарабад и дистрикте Батграм (120 школ, семь мостов и 20 больниц).

Третья часть ОПР представлена техническим содействием: направление в Пакистан экспертов для подготовки пакистанских специалистов, особенно в секторе автомобилестроения, учеба и повышение квалификации в Японии пакистанских студентов, проведение финансируемых японской стороной совместных исследовательских работ и т.д.

Объем торговли между двумя странами стабильно растет, но в основном благодаря увеличению Пакистаном импорта японской продукции. Так, в 2004/2005 фин. году доля Токио в объеме пакистанского импорта составила более 7%, в то время как доля Пакистана в японском — всего 0,032%. Этому способствует наличие у Национального банка Пакистана кредитной линии на закупку японских товаров. В 2005/2006 фин. году пакистано-японский товарооборот достиг почти 2 млрд долл. при дисбалансе в 1,7 млрд долл. в пользу Японии. Структура товарооборота в целом не подвержена резким изменениям и довольно стабильна: экспортные товары Пакистана представлены морепродуктами, кожевенными и текстильными изделиями, хирургическими инструментами, коврами и спорттоварами, в то время как импорт — электротоварами, автомобилями и запчастями к ним, транспортным и машинным оборудованием. Вопросы дальнейшего наращивания сотрудничества в области двусторонней торговли обсуждаются на регулярных заседаниях Комитета по деловому сотрудничеству, Делового форума и Диалога правительства и бизнеса. Однако медленное решение имеющихся проблем двусторонней торговли и нынешняя структура товарооборота не могут удовлетворить ни официальный Исламабад, ни деловые пакистанские круги, которые добились создания специализированной совместной группы в составе профессиональных экспертов обеих стран, целенаправленно занимающихся изучением возможностей скорейшей реструктуризации товарооборота.

Японские капиталовложения в экономику Пакистана довольно существенны и за последние полтора десятилетия превысили 430 млн долл. Прямые финансовые вложения за 2005/2006 фин. год почти достигли рубежа в 60 млн долл., в несколько раз превысив показатели пятилетней давности. Средства в основном вкладываются в автомобилестроение (местные сборочные линии японских компаний, захвативших более трех четвертей рынка этой продукции). У японцев отчетливо проявляется интерес к участию в сооружении пакистанских энергообъектов, в частности речь идет о планах японской компании «Марубени» по строительству четырех теплоцентралей. Серьезные намерения имеются и в отношении металлургии, в которую «Японская универсальная металлургическая корпорация» готова вложить до 100 млн долл. для строительства современного металлургического комбината высокой производительности.

Пакистан рассматривается японцами в качестве своего рода моста в страны Центральной Азии, по которому удастся выйти на рынки этого региона. В этой связи вполне понятны и действия Токио по выделению значительных средств на развитие транспортной инфраструктуры страны, включая ремонт и реконструкцию отдельных участков шоссейных дорог Пакистана, которые в будущем станут частью магистрали, ведущей в Центральную Азию. Видимо, чтобы противопоставить себя китайцам, которые плотно сотрудничали с Пакистаном при строительстве порта Гвадар, японская сторона больше внимания уделила другому порту, расположенному в местечке Касим.

Основу повестки дня двусторонних политических контактов по-прежнему составляет проблематика нераспространения и борьбы с терроризмом. Стоит отметить, что благодаря развитию контактов между представителями спецслужб (японцы помогают пакистанским коллегам в техническом и консультационном плане) обеих стран на регулярную основу переведен обмен развединформацией, касающейся террористических и религиозных организаций экстремистского толка. Так, в ходе визита в Исламабад японского мининдел в январе с.г. были подписаны документы о сотрудничестве в разоруженческой и антитеррористической сферах. Осуществляются постоянные контакты по линии двух рабочих групп экспертов, предметно занимающихся вопросами антитеррора, разоружения и нераспространения. В рамках групп подробно рассматриваются различные аспекты ядерной безопасности, атомной энергетики и использования технологий двойного назначения. В частности, пакистанцы пытаются выйти на обсуждение с японцами взаимодействия в сфере мирного атома. При этом они заявляют, что хотя Пакистан в нынешних условиях не может присоединиться к ДНЯО, он предпринимает шаги по укреплению национальных механизмов экспортного контроля, позволяющие ведущим государствам, включая Японию, развивать партнерство с Исламабадом в гражданской атомной отрасли, не опасаясь утечек технологий и материалов. Однако до настоящего времени японцы воздерживались от каких-либо обещаний, предпочитая плотно не ангажироваться по этому достаточно деликатному вопросу.

Контакты между Исламабадом и Токио по линии военных ведомств представлены в основном обменами делегаций (в 2006 году Пакистан с визитами посетили главкомы сухопутных войск и авиации Японии), а также профильной учебой офицеров на различных курсах повышения квалификации в военных учебных заведениях обеих стран.

В последнее время все больше внимания придается гуманитарной составляющей двусторонних отношений, активно функционирует совместная Ассоциация культуры, расширяются контакты в сфере туризма (ежегодно Пакистан посещают около 20 тысяч японцев). В ходе визита главы пакистанского правительства Ш. Азизи в Токио в 2005 году подписан соответствующий меморандум о развитии.

Как представляется, позитивная динамика в отношениях между двумя государствами на ближайшую перспективу должна сохраниться, поскольку интерес к углублению и расширению контактов проявляют обе стороны.