- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об участии иранской делегации в работе 74-й сессии ГА ООН

В условиях международных санкций, наложенных на Иран, в течение многих лет для иранских властей было важно участие в сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, которая является лучшей платформой, откуда президент и министр иностранных ИРИ с одной стороны представляют приоритеты внешней политики Ирана, с другой стороны, посредством двусторонних контактов они могут прояснить свои взаимные позиции по важным для Тегерана двусторонним вопросам с представителями государств-партнеров.

Кроме того, общественно-политические круги Ирана каждый год имеют определенные ожидания  от Генеральной Ассамблеи ООН. Например, в 2013 году именно в рамках 68-й сессии ГА ООН состоялась встреча министров иностранных дел стран-участниц «Группы 5+1», за которой последовал прямой диалог между министрами иностранных дел и президентами Ирана и США, что, в свою очередь, привело к подписанию ядерного соглашения в 2015 году.

74-я сессия Генеральная Ассамблея ООН, состоявшаяся в этом году, отличалась тем, что на фоне напряженных отношений между Ираном и США сложившихся за последний год, в Иране обсуждалась возможность встречи Трамп-Роухани. Дискуссии стали особенно активными после отставки помощника  президента США по вопросам национальной безопасности Джона Болтона.

Если президент США не поставил предварительного условия для встречи с Роухани, то позиция иранской стороны была неоднозначной. С одной стороны, верховный лидер Ирана Али Хаменеи исключил любой прямой диалог с Соединенными Штатами, с другой стороны президент Роухани заявил, что будет вести переговоры с Трампом, если Соединенные Штаты отменят все санкции против Ирана и вернутся к формату «Группы 5+1».

В связи с этим глава МИД ИРИ в интервью телеканалу CNN отметил: «В случае отмены санкций, введенных в отношении Ирана, Тегеран готов разрешить постоянную проверку ядерных объектов Ирана. «Оливковая ветвь» всегда была представлена Ираном в переговорном процессе, и теперь мы подтверждаем нашу позицию».

Особенно интересно было следить за публикациями реформистских и консервативных газет в самом Иране. В первом случае освещение было в основном в контексте того, что в случае соответствующих шагов со стороны Вашингтона возможен диалог между президентами ИРИ и США, но консервативные газеты, наоборот в основном, освещали события в таком контексте, который исключал не только возможность встречи Роухани-Трамп, но и перед отъездом иранской делегации в Нью-Йорк иранское информационное агентство Tasnim, действующее под эгидой КСИР писало, что «поскольку Соединенные Штаты не спешат выдавать визу иранской делегации, то возможно, что президент Роухани и министр иностранных дел Зариф не смогут поехать в Нью-Йорк».

Соединенные Штаты, с одной стороны, пытались повлиять на решение Роухани относительно встречи с Трампом, используя визовый фактор, с другой стороны, остаться верным решению о соблюдении санкций в отношении Мохаммада Джавада Зарифа, который в первую очередь стремился ограничить встречи с американскими СМИ.

Несмотря на то, что в последний момент Хасан Рօухани и Мохаммед Джавад Зариф получили визы в США, но группа, журналистов сопровождающая президента ИРИ не смогла поехать в Нью-Йорк из-за отсутствия виз. Вышеупомянутый факт, а также санкции США, наложенные со стороны США на министра иностранных дел Ирана 1 августа, с точки зрения пропаганды, имели решающее значение для Ирана, чтобы критиковать антииранскую политику США на американской земле через американские СМИ.

Перед отъездом в Нью-Йорк президент Ирана сказал: «Создается впечатление, что Соединенные Штаты не хотят, чтобы иранская делегация выступала на разных платформах в рамках сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Американцы либо боятся правды, либо не хотят, чтобы наше слово повлияло на общественное мнение США. Вопреки воле Соединенных Штатов, мы должны поехать в Нью-Йорк и высказать свое мнение».

В этом контексте основной акцент интервью иранского президента и министра иностранных дел американским телеканалам был направлен на американскую публику.

В то время как обсуждались различные сценарии возобновления диалога между Ираном и Соединенными Штатами, в день отъезда Роухани в Нью-Йорк Европейская тройка — Великобритания, Германия и Франция — сделали заявление, противоречащее логике переговоров с Ираном, обвинив Тегеран в участии в нападении на нефтяные объекты Саудовской Аравии. За заявлением ЕС последовал жесткий ответ со стороны МИД Ирана.

Хотя президент Ирана раскритиковал такую позицию ЕС во время отдельных встреч с премьер-министром Великобритании, канцлером Германии и президентом Франции в Нью-Йорке, но консервативные СМИ назвали «счастливые» встречи Роухани с премьер-министром Великобритании и президентом Франции прокомментировав их как неуважение для иранской дипломатии.

Заявление Европейская тройка изменила «американскую» повестку дня иранской делегации. Имея ограниченные возможности в Нью-Йорке, иранская сторона была вынуждена использовать большую часть своих ресурсов для устранения неприятных и негативных последствий сюрприза, сделанного со стороны ЕС.

На встрече с представителями международных СМИ, аккредитованных в Нью-Йорке, президент Ирана сослался на заявление европейской тройки и отметил. «Некоторые лидеры европейских стран заняли неправильную позицию, когда я попросил их показать документы, свидетельствующие, что мы причастны к нападению на Саудовскую Аравию, они ответили, что у нас нет фактов, мы просто подумали, что у йеменцев нету возможности провести такую ​​атаку. И я сказал им, что, если вам нет фактов, это не означает, что вы должны клеветать на других».

Отвечая на вопрос о внутриполитических событиях в США, Роухани отметил: «Для нас не имеет значения, кто будет президентом США, для нас важно, чтобы президент США, кем бы он ни был, вел правильную политику, исходящую из интересов народа Соединенных Штатов».

Хасан Роухани в интервью американскому телеканалу Fox News раскритиковал решение Трампа выйти из ядерной сделки и в частности отметил. «Из-за действий Трампа доверие к Соединенным Штатам было утрачено, поскольку мы пришли к соглашению с семью странами, но США вышли из этого соглашения без какой-либо причины, поэтому, если правительство Соединенных штатов выражает готовность вести переговоры, оно должно сначала восстановить доверие».

Касаясь темы причастности США к событиям в ближневосточном регионе, Роухани подчеркнул: «У народа Соединенных Штатов нет полного представления нашего региона. Если американцы узнают, как их средствами убивают йеменцев, они не будут молчать, вы-средства массовой информации должны правильно объяснять реальность людям».

Касаясь предстоящих президентских выборов в США, президент Ирана сказал: «Для нас не имеет значения, будет ли президент США демократом или республиканцем. Это касается населения США, какого человека они хотят избрать президентом, мы требуем, чтобы США выполнили свои обязательства».

Во время встречи с политиками США Хасан Роухани подчеркнул, что международное сообщество часто ошибается в отношении Ирана. В связи с этим президент Ирана подчеркнул: «Есть два факта, которые мы должны знать об Иране. Во-первых, у Ирана никогда не было и не будет намерения создать ядерное оружие. Во-вторых, целью Ирана является установление стабильности и безопасности в регионе. В связи с этим Иран призвал страны региона с трибуны ООН присоединиться к иранской инициативе «Альянс надежды»».

Что касается выступления президента Ирана на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, то в своем выступлении Роухани рассказал о развитии событий вокруг ядерного соглашения и в этой связи о возможности переговоров с американской стороной, экономических санкциях США, отношениях между Ираном и Европой, региональных событиях и в этом контексте представил инициативу «Альянс надежды» и «Ормузский мир».

«Я родом из страны, которая за последние 1,5 года сопротивляется самому серьезному и несправедливому экономическому терроризму, защищая свою независимость», — сказал Хасан Роухани. «Вводя санкции за пределами своих границ, Соединенные Штаты стремились лишить Иран присутствия в мировой экономике, злоупотребляя его влиянием на банковскую систему».

Касаясь ядерной программы Ирана, Роухани сказал: «Если вы удовлетворены минимальным результатом, то и мы довольны. Ядерное соглашение было минимумом и для нас, и для вас, если вы хотите большего, вы должны платить больше».

Подводя итоги визита иранской делегации в Нью-Йорк, следует отметить, что ожидания иранского общественного, политического и экспертного кругов были достаточно высокими.

Учитывая недавнее намерение США сформировать антииранский альянс в регионе Персидского залива, в Иране надеялись, что инициативой «Альянс надежды» и «Ормузский мир» смогут нейтрализовать эту угрозу, но неожиданное заявление европейской тройки создало новую реальность, ослабив сопротивление Ирана вести борьбу против США.

Иранская делегация отправляясь в Нью-Йорк, поставила перед собой цель использовать фактор встречи с Трампом для достижения хотя бы минимальной отмены санкций, но предварительное условие Ирана «встретиться с Трампом взамен на отмену санкций» не имело никакого эффекта.

Этот вопрос обсуждается в иранской прессе с двух точек зрения. С одной стороны, провал встречи Трампа и Роухани может еще больше усугубить и без того напряженные ирано-американские отношения и оказать негативное влияние на внутриполитические события в Иране, а с другой стороны, иранская дипломатия отказалась от встречи с Трампом, учитывая опыт Северной Кореи, утверждая, что, если Соединенные Штаты увеличат давление на Иран после встречи, то Хасан Рօухани и его команда столкнутся с серьезными проблемами в Иране. Консерваторы еще раз обвинят их в действиях, противоречащих интересам Ирана.

В значительной степени, как в консервативных, так и в реформистских газетах, в опубликованных аналитических статьях, основной упор делался на то, что «дипломатия Ирана не могла не участвовать в непредсказуемых политических играх, и иранская делегация преуспела в том, чтобы наилучшим образом представлять интересы Ирана в Соединенных Штатах и оставаться верной своим принципам».

Что касается действий иранской делегации в ООН, то главной целью иранской дипломатии было с одной стороны оставить открытой дверь к переговорам с Соединенными Штатами, с другой стороны, в отношениях с европейскими странами понять, является ли жесткая позиция Европейской тройки конъюнктурным шагом или изменением политики.

На наш взгляд, обвинение тройки в адрес Ирана относительно нападения на Саудовскую Аравию и внесение в повестку дня иранских ракетных систем не только ставит под угрозу усилия Парижа по налаживанию диалога между Ираном и США, но и может в конечном итоге подорвать сотрудничество Ирана и ЕС в рамках ядерной сделки. Тем более что в эти дни из Европы поступают сигналы о том, что европейские страны также могут выйти из ядерного соглашения.

 

Источники:

Iran newspaper, No: 7166, 26 Sep 2019, p. 2

Kayhan newspaper, No: 22292, 26 Sep 2019, p. 2

Armanmeli newspaper, No: 550, 26 Sep 2019, p. 2

 

http://president.ir/fa/111455 [1]

http://president.ir/fa/111491 [2]

http://www.iribnews.ir/fa/news/2532758/ [3]

http://president.ir/fa/111525 [4]

https://www.tasnimnews.com/fa/news/1398/07/01/2102394/ [5]

http://president.ir/fa/111464 [6]

https://www.bbc.com/persian/iran-49787167 [7]

https://www.tasnimnews.com/fa/news/1398/07/01/2103162/ [8]

https://www.isna.ir/news/98070604292/ [9]