- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Трансформация турецкого проекта на севере Сирии

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций с красочной речью, с представлением картин и карт. В своем выступлении он коснулся различных тем, однако главной мишенью стал сирийский конфликт, что и было ожидаемо.

Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что Турция нанесла первый серьезнейший удар по «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России) в Сирии. «В рамках операции “Щит Евфрата” мы нейтрализовали около 3,5 тысяч террористов и положили начало процессу падения организации в Сирии», – продолжил он. Он снова представил Турцию, принимающей у себя пять миллионов беженцев, в качестве лидера по соотношению гуманитарной помощи к ВВП.

Президент Турции также заявил, что в Сирии не удалось обеспечить возвращение беженцев в регионы, контролируемые правительством и такими организациями, как Рабочая партия Курдистана (РПК) / Силы народной самообороны (СНС), ИГ, и продолжил: «Единственное место, куда возвращаются сирийские беженцы, – это районы, где безопасность была обеспечена Турцией». Президент Турции отметил, что обеспечение эффективной и продуктивной работы Конституционного комитета, что рассматривается в качестве критически важного процесса для восстановления территориальной целостности и политического единства Сирии. «Решения, которые были приняты на саммите в Анкаре в начале прошлой недели вместе с Россией и Ираном, были серьезным успехом. Когда будет достигнуто устойчивое политическое решение в Сирии, тогда восстановится и территориальная целостность этой страны»,- заявил Р.Т.Эрдоган.

Р.Т.Эрдоган так же сообщил, что к востоку от Евфрата, продолжаются переговоры Турции с США о создании безопасной зоны. «Наша цель – создать на первом этапе мирный коридор глубиной 30 километров и протяженностью 480 километров, а в дальнейшем при поддержке международного сообщества расселить на этих территориях два миллиона сирийцев», – сказал президент. Показывая карту, Эрдоган продолжил: «Если мы сможем продлить глубину этого региона до оси Дейр-эз-Зор – Ракка, тогда число сирийцев, которые вернутся на свою родину из нашей страны, Европы и других регионов мира, может увеличиться до трех миллионов».

На первый взгляд, план Р.Т.Эрдогана по расселению беженцев в Сирии является очень желанным «подсластителем» для ЕС, который давно трясется от угрозы увеличения потока беженцев из Сирии в Европу. Ну и в принципе, если сама территория Сирии может вместить такое огромное количество беженцев, кто будет против этого?

Тем не менее, не так все просто. Во-первых, нужно подчеркнуть, что если новое турецкое вторжение в Сирию планируется уже давно и создание на турецко-сирийской границе так называемой «зоны безопасности» или «мирного коридора» обсуждается с американцами уже достаточно продолжительный период времени, то идея о построении постоянного место жительства для сирийских беженцев является новым планом Турции. Видимо, Турция осознала, что создание ею так называемого «мирного коридора» не приемлемо для других акторов сирийского конфликта и решила скорректировать свой проект, в очередной раз разыгрывая карту беженцев.

Достаточно интересным является заявление министр обороны Турции Хулуси Акара, о том, что главной целью является создание постоянных баз в Северной Сирии, как это сделала Турция в Северном Ираке.

«Мы построим патрульные базы к востоку от Евфрата, — сказал Акар. — Мы остановимся там? Нет. Наша цель — создать 30-40 километровую зону безопасности вдоль границы. Затем, возводя дома, мы будем поощрять возвращение сирийцев. Это будут совместные американо-турецкие базы. Мы хотим, чтобы они были постоянными. Они могут быть похожи на базы Северного Ирака. Их местоположение и номера будут определены по мере продвижения переговоров. Если США попытаются затормозить, наши планы B, C готовы».

Необходимо отметить, что появился и новый элемент в сирийских планах Анкары — расширение контролируемой Турцией зоны безопасности к югу до Дейр-эз-Зора, выходящее далеко за пределы предполагаемой глубины в  32 километров, которая уже стала поводом для разногласий между Анкарой и Вашингтоном. Прежде чем раскрыть эту цель создания расширенной зоны безопасности в северо-восточной, а теперь и в восточной части Сирии, Акар упомянул о своей неоднократной цели ликвидации Сил демократической Сирии (СДС) в этом районе. Анкара считает СДС угрозой национальной безопасности Турции; она рассматривает СНС, которые возглавляют СДС, как сирийское крыло РПК.

Турция уже давно предприняла меры по наращиванию турецкого военного присутствия вдоль сирийской границы. Р.Т.Эрдоган всего неделю назад выступил с угрозой военного вмешательства, заявив, что если в течение двух недель с американцами не будет определена зона безопасности глубиной 20 миль (32 километров), Турция начнет военную операцию в одностороннем порядке. Многие наблюдатели истолковали его замечания как надеющиеся получить одобрение президента Дональда Трампа, с которым Р.Т.Эрдоган хотел встретиться в Нью-Йорке во время работы Генеральной Ассамблеи ООН.

Также привлекают внимание приказы, изданные министерством здравоохранения Турции для его персонала в рамках подготовки к военной операции в Сирии. Турецкое правительство отменило отпуск врачей в приграничной провинции Шанлыурфе, и дополнительные врачи были вызваны в Шанлыурфу и Мардин из 19 провинций для подготовки к возможной военной операции.

Специалист по турецкой внешней политике Фехим Таштекин отмечает, что Турция, которая несколько раз собирала войска вдоль границы, но воздерживалась от действий, вряд ли начнет операцию без координации с Соединенными Штатами. «Если Трамп прислушается к советам своих подчиненных, которые занимаются сирийским вопросом, он, скорее всего, предпримет шаги, которые понравится Турции».

Представители курдских партий и организаций, естественным образом, выступили против намерений Р.Т.Эрдоган, заявив, что Турция стремится взять под контроль международный маршрут движения («дорога Родко») в 30 километрах (18 милях) от турецкой границы, которая соединяет дороги из Южного Курдистана в Алеппо, Дамаск и арабские страны.

Информационное агентство ANF, связанное с запрещенной Рабочей партией Курдистана (РПК), сообщило: «С захватом этой дороги, которая является важным торговым маршрутом, Турция также планирует, в качестве второго или третьего шага своего плана оккупации, транспортировать нефть от Киркука до Дейр-эз-Зора  и до Средиземного моря».

Интересно, что курдская позиция относительно планов Турции по созданию так называемого «мирного коридора» совпадает с оценками Бретта Мак Гурка, бывшего посланника США в Сирии.

В своей статье он утверждает, что у Р.Т.Эрдогана есть амбиции по расширению границ Турции, «которые, по его мнению, были несправедливо нарисованы Лозаннским договором в 1923 году».

6 августа Р.Т.Эрдоган  в своем заявлении казался достаточно решительным в отношении действий своей страны на сирийской территории против курдов, и сказал, что никакие внешние факторы не в состоянии помешать намерениям Турции. Однако, в тот же день министр обороны США Марк Эспер заявил: «Одностороннее турецкое военное вмешательство недопустимо».

СДС, которые находятся под покровительством США и которые руководят и действуют в районе, в котором Р.Т.Эрдоган стремится создать так называемый «мирный коридор», также отреагировал на заявление турецкого президента в ГА ООН.  «Президент Турции в ООН объявляет о планах по массовому нарушению прав человека на северо-востоке Сирии. Он планирует лишить людей их земли и вызвать демографические изменения».

Действительно, план Р.Т.Эрдогана в отношении севера-востока Сирии неминуемым образом повлечет за собой радикальные демографические изменения. Если произойдет военное вторжение Турции восточнее Евфрата, турецкие войска, помимо столкновения с испытанными в бою силами СДС, столкнуться так же с естественным сопротивлением местного населения. Дело в том, что северо-восток Сирии не является ничейной землей — пустующей территорией. По словам известного географа Фабриса Баланше, в настоящее время около 850 000 человек проживают в предполагаемой зоне глубиной 20 миль, ограниченной рекой Евфрат на западе и рекой Тигр на востоке. Из них 650 000 курды (76%), 180 000 арабы-сунниты (21%), 10 000 туркмены (1%) и 10 000 христиане (1%) ».

По мнению известного турецкого политического обозревателя Дженгиза Джандара, Р.Т.Эрдоган отчаянно пытается оживить турецкую экономику. «Основной экономической силой и двигателем экономического роста в Турции был строительный сектор. Северо-восточная Сирия может стать бонусом для турецких строительных компаний, которые поддерживают Эрдогана»,- пишет Джандар.

Кроме того, Р.Т.Эрдогану нужно общенациональное дело, чтобы сплотить общественность, а также предотвратить окончательный раскол внутри своей партии. По официальным данным, за последний год количество членов правящей Партии справедливости и развития сократилось на 800 000 человек. Отметим так же, что как бы парадоксально не звучало, однако планы США и России на северо-востоке Турции совпадают. Обе страны не хотят допустить наращивания турецкого влияния в регионе. Различие лишь в том, что если США открыто выступают против турецкого плана, то Россия просто не сопротивляется намерениям Турции, видимо, рассчитывая, что США сделают это за них. В этой ситуации Турции не остается другой альтернативы, как делать риторические заявления для поддержания своей аудитории внутри страны и ожидать одобрения от ключевых игроков сирийского конфликта.