- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак: о протестных выступлениях в столице и провинциях страны

В ходе протестов, которые происходили в последние  дни, на площади Тахрир в центре Багдада, с целью положить конец коррупции и предоставить, наконец, населению доступные на приемлемом уровне услуги, было убито и ранено 200 человек, в том числе 40 сотрудников сил безопасности, сообщает Министерство здравоохранения Ирака.

В совместном заявлении с Министерством внутренних дел, копия которого оказалась в распоряжении новостного портала «Аль Сабах аль-Джадид», Минздрав сообщил, что «число погибших и раненых, в результате демонстраций в Багдаде, составило 200 человек, из них 40 раненых — это сотрудники служб безопасности».

В пресс-релизе говорится также: «Некоторые из них выписаны после оказания первой помощи, а медицинский персонал продолжает оказывать медицинскую помощь оставшимся 50 пострадавшим».

Демонстрации, организованные группами молодых людей через сайты социальных сетей, начались во вторник, 1 октября.  По традиции, демонстранты устремились на площадь Тахрир, но, во время попытки протестующих пересечь мост Республики, полиция и силы армейского спецназа встретили их водометами, газовыми гранатами, после чего раздался звук стрельбы. Источник в службе безопасности сообщил, что люди в масках и в черной форме обстреливали демонстрантов, в соответствии с заявлениями СМИ, на самом деле, это неустановленный факт, либо провокация сил, желающих подорвать стабильность в обществе.

По словам источника, различные сайты и СМИ, в том числе RT и Sputnik, сообщили о «маскировавшихся людях в черных мундирах, размещенных в высоких зданиях вокруг площади Тахрир, которые стреляли пулями и слезоточивым газом по демонстрантам, что привело к сложившейся ситуации и подогревало накал страстей». На нескольких медийных и спутниковых каналах, помимо официальных, демонстрировались видео ролики и фотографии, на которых демонстранты бросали камни в силы безопасности после использования водяных пушек и слезоточивого газа, что в итоге, привело к широкомасштабным столкновениям и применению силовиками огнестрельного оружия. Обе стороны, приводили аргументы, которые полностью противоречили заявлениям Комитета по безопасности в совете провинции Багдад, член которого, Саад аль-Мутталиби подтвердил, что силы безопасности разработали план защиты демонстрантов, заявив: «Оперативное командование Багдада и поддерживающие его органы безопасности разработали план действий по предотвращению любых нарушений в отношении демонстрантов и их защите и рекомендовали не препятствовать им… Демонстранты могут выражать свои взгляды во всех формах без каких-либо ограничений».

Во время демонстраций столкновения между силами безопасности и демонстрантами происходили не только в центре города, и длились с утра и до вечера, вплоть до объявления о введении в среду комендантского часа в иракской столице. Беспорядки охватили и ряд провинций страны, где также были ранены десятки человек. На некоторых улицах столицы вспыхнули пожары, вызванные тем, что протестующие начали поджигать автомобильные покрышки, от которых, в частности, загорелся турецкий ресторане в центре Багдада.

Тушить этот и многие другие пожары принялись группы гражданской обороны во главе с генеральным директором организации, генерал-майором Каземом Салманом Боханом. Всего было привлечено более 15 пожарных команд.

Сейчас многочисленные комментарии разных экспертов на злобу дня, сводятся к следующим версиям:

1.Проплаченная США и Западом, а также саудовцами, агентура спровоцировала беспорядки, с тем, что расшатать позиции Ирана и его сторонников.

2.Известный общественный деятель, клирик и политик шейх Муктада ас-Садр «спустил с цепи» своих сторонников, с тем, чтобы оказать давление на кабинет в разгар бюджетных чтений.

На самом деле, оба этих сценария маловероятны. Правительство Аделя Абдель Махди, политкорректно выражаясь, совсем не «проиранское». Во всяком случае, если сравнивать его с двумя предыдущими. Да, экономическое сотрудничество развивается, но вот, во всем остальном, максимум на что соглашался иракский премьер, являющийся, как известно, сторонником максимальной открытости страны для диалога со всеми, так это на роль посредника между Тегераном и всеми остальными, по длинному списку. Да и в экономических аспектах, пару раз Тегеран достаточно жестко «ставили на место», по тому же вопросу расчетов в национальных валютах.

Что касается «садристов», то ни они, ни их лидер ни разу не выступили с призывами к нынешним действиям, и, скорее сами оказались, если не на противоположной стороне, то, на нейтральной. М.ас-Садру сейчас совершенно незачем прессинговать правительство. На самом деле, он практически контролирует все важнейшие сферы государственного управления и основные сектора экономики, договорившись с «бюрократами» и т.н. «технократами» из предыдущего кабинета.

По всей видимости, на этот раз, протест имел достаточно стихийный и саморегулируемый и сообразующийся характер и начался, по некоторым данным, не со столицы, а с провинций, таких как Насирия и Дияла. Обе они достаточно депрессивные и протестноемкие. Насирия вообще считается «красной» территорией, де сильны позиции иракских…коммунистов, переживших репрессии времен С.Хусейна. И там, и там, люди устали от тотальной коррупции, бытовой и коммунальной не обустроенности, что и спровоцировало выступления. То, что они моментально перекинулись на столицу, неудивительно, там царят такие же настроения. Достаточно приглядеться к лозунгам протестующих, чтобы понять, ни Иран, ни большая политика не имеют к этому никакого отношения.

Просто правящая в Ираке парламентская бюрократия и политиканы не замечают, как заигрываются с показными вещами, игнорируя повседневные факты. А ведь сейчас уже не получится списать все, как прежде на происки «Исламского государства» (ИРИ, запрещено в России).

Впрочем, есть некоторые данные, говорящие о том, что на фоне стихийных выступлений, в правительстве Ирака грядут ряд перемен и к власти придут новые фигуры. Подробности закулисных переговоров по новым кандидатам на министерские посты и того, что стоит за этим, скудны, но мы будем следить за развитием ситуации.