- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Строительный бум в Египте: новые аэропорты и их целесообразность

Несмотря на коррупционный скандал, разразившийся три недели назад, в ходе которого бывший подрядчик египетской армии Мухаммед Али рассказал всему миру о том, сколько президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси тратит на постройку роскошных дворцов, отелей и прочих мега-проектов, власти страны продолжают активное строительство, на которое уходят громадные средства из государственного бюджета. В преддверии Ежегодного саммита религиозной терпимости (Тhe annual St. Catherine Religious Tolerance Forum), который пройдет с 10 по 12 октября в монастыре Святой Екатерины на Синае, в Египте идет комплексное обновление международного аэропорта Святой Екатерины (St. Catherine International Airport), которое оценивается экспертами в 1 млрд египетских фунтов (62,4 млн долларов)[i] [1]. Проект предусматривает два этапа: присоединение порядка 1000 гектаров к существующим 465 гектарам, что позволит увеличить площадь, пассажировместимость и пропускную способность аэропорта, а также создать ряд новых административно-технических объектов, в том числе VIP-зал[ii] [2]. Первый этап должен быть завершен к середине этого месяца. Уже существующая взлетно-посадочная полоса аэропорта была модернизирована и расширена с 36 метров (118 футов) до 45 метров (148 футов). Ведется строительство второй взлетно-посадочной полосы. Также в сентябре начались работы по восстановлению и ремонту 5-икилометровой  дороги, ведущей в этот аэропорт[iii] [3].

Ахмед Адель (Ahmed Adel), пилот и председатель правления Egypt Air Holding, рассказал Al-Monitor, что терминал, который пока может принять только 80 пассажиров, расширяется, чтобы иметь возможность вместить 650 человек на площади около 5558 кв. м, а перед самим терминалом создается парковка для 300 автомобилей. Для обеспечения ожидаемого увеличения объема перевозок на втором этапе будет построено еще одно здание площадью 7000 кв. м, которое сможет принимать еще до 900 пассажиров, а также новый вход в аэропорт, ограждение и автостоянка, способная вместить 450 автомобилей и 15 автобусов. Что касается точных сроков окончания строительства этого аэропорта, то они пока не обозначены.

Несмотря на то, что этот проект позиционируется как положительный фактор для улучшения положения Южного Синая в туристическом плане, Al-Monitor замечает, что далеко не все согласны с этим утверждением. Много тех, кто откровенно подвергают критике эту  масштабную реконструкцию и напоминают, что в этом году были запущены еще два новых аэропорта. Так, в конце января 2019 года  в тестовом режиме заработал новый аэропорт «Сфинкс» (Sphinx International Airport, SPX), расположенный в 12 км от пирамид Гизы в окрестностях Каира[iv] [4]. Стоимость его  строительства составила боле 300 млн египетских фунтов (18,4 млн долларов), а подрядчиком выступила компания Egyptian Consultancy Company. Аэропорт «Сфинкс» было решено построить для разгрузки международного аэропорта Каира, который расположен на восточной окраине столицы. А уже в начале июля с. г. в тестовом режиме начал свою работу Международный аэропорт Новой административной столицы Египта (Тhe New Administrative Capital Airport, или NACA)[v] [5], территория которого составляет 5000 кв. м. Кроме всего прочего, этот аэропорт призван ускорить развитие портов Айн эс-Сухны и Суэца, где будут организованы логистические и индустриальные зоны.

Профессор экономики Йомна аль-Хамаки (Yomn al-Hamaki) из университета Айн эш-Шамс  сказала в интервью Al-Monitor, что правительство просто «хвалится» своими мега-проектами, которые, скорее всего, не смогут окупить себя и принести пользу египетской экономике. Й.аль-Хамаки отметила, что миллиардные затраты на модернизацию аэропорта Святой Екатерины — это огромная сумма по сравнению с ожидаемыми доходами от него, и что его комплексное обновление имеет своей целью просто произвести впечатление на иностранные делегации, которые приглашены для участия в форуме. По ее словам, когда ежегодный саммит закончится, аэропорт  Святой Екатерины будет использоваться редко, потому что он находится в отдаленной пустынной зоне, которая, по большому счету, не нуждается в таком большом объекте.

Саид Садек (Said Sadek), профессор политической социологии в Американском университете в Каире, сообщил в своем комментарии Al-Monitor, что перелет в новый аэропорт Святой Екатерины будет слишком дорогим для большинства египтян, поэтому не стоит рассчитывать, что он будет обслуживать много внутренних рейсов. С.Садек привел в пример, что «перелет из Каира в аэропорт Святой Екатерины будет стоить от 1000 фунтов до 1200 фунтов (от 65 до 75 долларов), что является огромной суммой, учитывая то, что поездка на автобусе туда же  стоит от 80 до 180 фунтов (от 5 до 11 долларов, соответственно). Он отметил, что аэропорт «Сфинкс» и Международный аэропорт Новой административной столицы Египта — оба были созданы с огромными затратами, однако до сих пор не принесли экономическую выгоду стране из-за стагнации туризма в Египте, а также из-за того, что большинство египтян предпочитают пользоваться другими, менее дорогими видами транспорта. Поэтому Саид Садек весьма скептически относится к комплексному обновлению международного аэропорта Святой Екатерины.

Как видится, египетские власти опять стараются воплотить в жизнь свои «амбиции фараонов», не задумываясь над тем, принесут ли мега-проекты реальную пользу египтянам, треть из которых проживает за чертой бедности.

[i] [6] https://almalnews.com/مليار-جنيه-تكلفة-تطوير-مطار-سانت-كاتري/ [7]

[ii] [8] https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/09/egypt-airport-renovation-works-huge-cost-economic-returns.html [9] Airport rehabilitation project raising eyebrows in Egypt

[iii] [10] https://www.elwatannews.com/news/details/4345078 [11] رصف الطبقة السطحية بطريق مطار سانت كاترين

[iv] [12] https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/02/egypt-giza-airport-revive-tourism-sector-pyramids-setback.html [13] Can Egypt’s new airport revive country’s ailing tourism sector?

[v] [14] https://africa.cgtn.com/2019/07/09/egypt-conducts-pilot-operation-of-new-airport-in-administrative-capital/ [15] Egypt conducts pilot operation of new airport in administrative capital