- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: о призыве бедуинов В ЦАХАЛ

Бедуины, как и прочие арабы-мусульмане, не полежат обязательному призыву на службу в ЦАХАЛ. В обязательном порядке в израильскую армию призываются только евреи (включая лиц смешанного происхождения, не определяемых в качестве евреев религиозным еврейским правом – Галахой), друзы и черкесы. Тем не менее, бедуины, в отличие от не сохранивших племенного деления арабов-мусульман, именуемых феллахами,  внесли ощутимый вклад в обороноспособность еврейского государства. Так, например, следопыты-бедуины – это норма в израильской армии. У истоков этого явления стоял ставший легендой еще при жизни подполковник ЦАХАЛа Амос Яркони (Абед аль-Маджид Хадер, 1920-1991), бедуин из племени аль-Мазариб, кочевавшего в Галилее, который принимал участие в Войне Израиля за Независимость на стороне евреев. Вслед за ним добровольцами на службы в ЦАХАЛ пришли сотни бедуинов. При этом важно подчеркнуть, что речь шла главным образом о бедуинах Галилеи, а не Негева, где сосредоточена большая часть бедуинского населения Израиля. Преобладание выходцев из северных бедуинских племен над выходцами из южных племен характерно для ЦАХАЛа на протяжении всей его истории.

В 1986 году в ЦАХАЛе был создан пехотный «Батальон пустынного патрулирования» («Гдуд сиюр мидбари»), известный как «Батальон пустынных следопытов», который был укомплектован главным образом бедуинами (среди его военнослужащих есть также небольшое количество арабов-феллахов, арабоязычных христиан и евреев), который в обиходе обычно именуют «бедуинским батальоном». Этот батальон сыграл во время Второй интифады важнейшую роль в обороне так называемого «маршрута Филадельфи», узкой полосы территории, отделявшей сектор Газа от египетской границы, которая осталась под контролем Израиля, согласно Норвежским соглашениям, на основе которых была создана Палестинская национальная администрация, и должна была обеспечивать недопущение контрабанды оружия и взрывчатых материалов с Синайского полуострова в сектора Газа. В 2014 году «Батальон пустынных следопытов» принимал активное участие в операции «Несокрушимая скала», проводившейся ЦАХАЛом в секторе Газа против боевиков ХАМАСа.

Однако в июле 2017 года «бедуинский батальон» был преобразован в роту, при этом, естественно, было резко сокращено число его военнослужащих. Официально ЦАХАЛ объяснил такой шаг проводившейся тогдашним начальником Генерального штаба генерал-полковником Гади Айзенкотом линией на ликвидацию существовавших в ЦАХАЛе подразделений национальных меньшинств (в 2015 году по приказу генерал-полковника Гади Айзенкота был расформированы существовавший с 1947 году друзский батальон «Херев») для того, чтобы упростить интеграцию военнослужащих-неевреев во все подразделения израильской армии. Тем не менее, сама собой напрашивается мысль, что в конкретном случае «бедуинского батальона» в принятии начальником Генерального штаба ЦАХАЛа упомянутого решения определенную роль сыграла тенденция к постоянному сокращению числа добровольцев-бедуинов, идущих на службу в ЦАХАЛ, которая продолжается уже немало лет.

Основная причина данного явления кроется в постоянном усилении антисионистских арабских партий, в особенности Исламского движения, на бедуинский сектор населения Израиля. Более радикальное «Северное крыло» Исламского движения в Израиле открыто отрицает право еврейского государства на существование и в выборах в Кнессет не участвует. Более умеренное «Южное крыло» представлено в Кнессете партией РААМ, входящей в состав парламентского блока Объединенный арабский список. В Кнессете предыдущего созыва партию РААМ представлял депутат Талеб Абу-Арар, бедуин из поселка Арар в Негеве, резко выступающий против службы бедуинов и вообще арабов в ЦАХАЛе.

И едва ли будет ошибкой предположить, что сокращение числа добровольцев-бедуинов, приходящих на призывные пункты израильской армии проявляет себя в значительно большей степени в Негеве, чем в Галилее. Галилейские бедуины, имеющие, как уже было сказано выше достаточно длительную и устойчивую традицию службы в ЦАХАЛе, проживают в основном либо в стационарных поселках, имеющих законный статус (Басмат-Табун, Румат аль-Хейб, Шибли и др.) и тесно связанных с соседними еврейскими населенными пунктами, либо в населенных пунктах с преобладанием друзов и черкесов (например, Далият эль-Кармель, Усафия, Рейхания), которые призываются в ЦАХАЛ в обязательном порядке наравне с евреями. Их интеграция в израильское общество зашла достаточно далеко. В то же время значительная часть бедуинов Негева живет в незаконно построенных путем самозахвата на государственных землях населенных пунктах и в этой связи находится в остром конфликте с государственными органами и с еврейским населением.

На фоне такой ситуации в последние годы ЦАХАЛ предпринимает усилия, направленные на повышение числа новобранцев-бедуинов. Эти усилия приносят определенные плоды (так, например,  в 2014 году на службу в ЦАХАЛ пошли только 312 бедуинов, а в 2018 году — 467 бедуинов), но до сих пор они не переломили отрицательную тенденцию.

Только что в Израиле завершилась очередная кампания по стимулированию мобилизации бедуинов в ЦАХАЛ. Эта кампания была охарактеризована в качестве национальной задачи. Как было сообщено в израильских СМИ, в результате проведенной кампании 450 молодых бедуинов обратились в военкоматы для выяснения деталей, касающихся военной службы. Вместе с тем следует помнить, что реальные результаты этой кампании будет иметь смысл оценивать только после того, как станет ясно, сколько бедуинов-новобранцев в итоге придет на службу. В любом случае в ЦАХАЛе признают, что число призывников из бедуинского сектора населения все еще остается небольшим по сравнению с существующим потенциалом (согласно оценкам, общая численность бедуинов в Израиле составляет 110-140 тысяч) и поэтому необходимы новые кампании такого рода.

Любопытно, что офицер, занимающийся данной проблемой (его имя названо не было), сказал в связи с проведенной кампанией по стимулированию мобилизации корреспонденту ежедневной израильской газеты «Маарив», что в израильские военкоматы поступили среди прочего обращения и от бедуинов, проживающих в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) и не имеющих израильского гражданства. Это косвенным образом свидетельствует о произраильских настроениях какой-то части бедуинов, именуемых «палестинцами» и юридически связанных с Палестинской национальной Администрацией.