- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских военных специалистов политического аспекта национальной безопасности Государства Израиль

По оценке обозревателей военно-технического издания «Бинци чжиши» («Знание об оружии») военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке в 2019 году оставалась напряженной, а основными факторами, оказавшими влияние на ее формирование, явились:

– дальнейшая дестабилизация обстановки на Ближнем Востоке и происходящие изменения военно-политической обстановки в странах региона (Сирия, Ирак, Турция, Йемен);

– осуществление контроля за выполнением Ираном условий соглашения по развитию его ядерной программы, которая рассматривается Израилем как основная угроза существованию еврейского государства;

– наличие угроз безопасности израильскому государству со стороны Ирана;

– сохраняющиеся угрозы со стороны ливанской шиитской организации «Хизбалла»;

– значительный рост террористической активности на территории Сирии и Синайского полуострова;

– продолжение израильской поселенческой деятельности в Восточном Иерусалиме и на Западном берегу реки Иордан;

– отсутствие прогресса в процессе палестинско-израильского мирного урегулирования;

– сложная внутриполитическая обстановка в Государстве Израиль.

Китайские обозреватели отмечают, что военно-политическое руководство Израиля уделяет особое внимание оценке ситуации на сирийском и египетском направлениях, а также просчитывает возможные варианты развития обстановки в этих странах. В отношении Сирии Израиль открыто выступает за смену действующего режима власти в Дамаске. По оценкам израильского руководства, смещение президента Б.Асада и его правительства было бы выгодно для еврейского государства. Правительство Израиля ожидает от этого, в первую очередь, ослабление позиций и влияния Ирана в Сирийской Арабской Республике, а также нарушение якобы существующих поставок современных вооружений ливанской шиитской организации «Хизбалла». Основным фактором, повлиявшим на обстановку и изменение баланса сил в регионе в целом, стало ослабление военного потенциала САР, связанное с продолжающейся гражданской войной. Это позволило Израилю пересмотреть подход к оценкам потенциальных угроз и на данном этапе исключить Сирию из числа стран-противников, способных в ближайшей перспективе нанести критический ущерб военному и экономическому потенциалу еврейского государства. Отсутствие сдерживающего фактора позволило Израилю более свободно использовать силовые методы для решения своих задач по дальнейшему ослаблению ВС САР под предлогом предотвращения поставок вооружения и военной техники «Хизбалле». По информации китайских СМИ, ВВС Израиля нанесли по территории соседнего государства более десяти авиационных ударов. Целями израильских ВВС стали склады с оружием и военной техникой, пусковые установки, а также научно-исследовательские объекты и учреждения. Ослабление военного потенциала ВС Сирии также позволило Израилю провести ряд реформ в вооруженных силах и сократить значительное количество соединений и частей, имевших на вооружении устаревшие образцы ВВТ.

По информации китайских военных периодических изданий, в отношениях с властями Египта главную роль для израильтян играет преемственность Каира в вопросе соблюдения двустороннего мирного договора и предпринимаемые усилия египетского правительства по уничтожению террористических группировок, действующих на Синайском полуострове. Следует также отметить активное взаимодействие двух стран в вопросах увеличения группировки сил и средств Вооруженных сил АРЕ на Синайском полуострове и обмене разведывательной информацией. Министерство обороны Израиля в качестве главной стратегической угрозы еврейскому государству называет растущее влияние Исламской Республики Иран (ИРИ) в регионе. Отмечается, что Тегеран, действуя в Сирии, Ираке и Ливане через ливанскую шиитскую группировку «Хизбалла», напрямую угрожает национальной безопасности Израиля и финансирует практически всю антиизраильскую террористическую деятельность ХАМАСа и «Хизбаллы» на Ближнем Востоке. Иранское руководство в перспективе продолжит использовать радикальные группировки, действующие на сирийской территории, в качестве основы для дальнейшего наращивания своего присутствия у израильских границ.

Отмечается, что обстановка на израильско-ливанской границе сохраняет относительное спокойствие. Военное командование еврейского государства положительно оценивает деятельность воинского контингента временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ) по обеспечению безопасности в своей зоне ответственности. По оценкам израильтян, планы руководств ряда западных стран по сокращению своих воинских контингентов в составе ВСООНЛ могут негативным образом повлиять на ситуацию на юге Ливана и смогут способствовать усилению террористической активности организации «Хизбалла», которая стремится к усилению своих боевых возможностей, особенно ракетного потенциала, который насчитывает более 100 тыс. ракет и реактивных снарядов различных типов. Исходя из этого группировка Северного военного округа ВС Израиля, дислоцированная в приграничных с Ливаном районах, находится в готовности к немедленным боевым действиям против «Хизбаллы».

Военные специалисты издания «Бинци чжиши» делают аккуратное предположение, что по оценкам Управления военной разведки ГШ ВС Израиля, Иран активизировал усилия по оснащению ливанской шиитской организации современными видами оружия. Особую обеспокоенность Израиля вызывает переход Тегерана от практики передачи готовых вооружений к созданию на территории Ливана сети заводов и мастерских по производству широкого спектра продукции военного и двойного назначения.

Известно, что израильско-иорданские отношения характеризуются как наиболее стабильные и перспективные. Руководства двух стран осуществляют тесное сотрудничество в сфере безопасности, поддерживают на официальном уровне реализацию совместных проектов в различных сферах межгосударственных взаимоотношений. Однако китайские специалисты отмечают, что устойчивость иорданского правящего режима во многом зависит от поддержки оказываемой США.

Подводя промежуточный итог необходимо отметить, что остается сложным вопрос израильско-палестинского урегулирования, основными спорными моментами которого являются: определение государственных границ, статуса Иерусалима, признание легитимности существования Израиля как еврейского государства и обеспечение его безопасности, а также проблемы беженцев. Израильтяне уверены, что политика многих европейских стран, поддерживающих палестинцев, не способствует процессу нормализации арабо-израильских отношений. По китайской оценке такое положение дел дает руководству Палестинской национальной администрации возможность действовать в одностороннем порядке (попытки провозглашения Палестинского государства), а также мотивирует к неуступчивости в рассмотрении реальных шагов к заключению мирного договора. Вместе с тем по оценкам китайских военных специалистов в ближайшей перспективе ожидать усиления организованных действий палестинцев в борьбе за свою независимость на Западном Берегу реки Иордан не следует.

Общая направленность военно-политического курса

По оценке обозревателей военно-технического издания «Бинци чжиши» («Знание об оружии») военно-политический курс Государства Израиль направлен на приоритетное обеспечение национальной безопасности, основная угроза которой исходит от Ирана, а также стран арабского мира и радикальных исламских организаций, выступающих против существования еврейского государства. Отмечается, что основными задачами внешнеполитической деятельности Израиля являются:

Отмечается, что при проведении своего военно-политического курса Израиль ориентируется на Соединенные Штаты и другие государства Запада, подчеркивая статус «основного союзника Вашингтона вне НАТО». Осуществлялось взаимодействие и согласование позиций практически по всем актуальным мировым и региональным проблемам на постоянной основе. Отношения между государствами развиваются на принципах соглашения о политическом, военном и экономическом сотрудничестве (1988 г.).

Китайские специалисты обращают внимание на тот факт, что Израиль относится к числу стран, которые получают безвозмездную военную помощь США. В соответствии с двусторонним соглашением о военном сотрудничестве (2007 г.), Израиль в период 2009-2018 гг. получил от Вашингтона вооружение и военную технику на общую сумму 30 млрд долларов. В сентябре 2016 года между странами подписан очередной «Меморандум о взаимопонимании», согласно которому Соединенные Штаты с 2019 по 2028 гг. выделят израильтянам 38 млрд долларов. Размер ежегодных отчислений при этом составит 3,5- 4,1 млрд долларов. Израиль ориентируется на развитие связей с блоком НАТО, заинтересованным в возможном использовании военной инфраструктуры страны. Между сторонами создана многоуровневая система взаимоотношений в рамках партнерских программ Североатлантического союза и на основе двусторонних договоренностей. Израиль является участником «Средиземноморского диалога» по программе индивидуального партнерства с блоком, главной целью которого является создание системы региональной безопасности. В соответствии с этой программой, деятельность израильтян заключается в участии в мероприятиях по поддержанию стабильности и урегулированию кризисных ситуаций, борьбе с международным терроризмом, обеспечении безопасности на границах и охране судоходства в Средиземном море, пресечению незаконной миграции, совместной оперативной и боевой подготовке вооруженных сил.

Известно, что Израиль продолжает считать Иран главной угрозой национальной безопасности страны. Антииранскую политику Израиля обусловливает наличием потенциальных угроз, связанных с реализацией Тегераном собственной ядерной программы и программы создания ракетных средств доставки оружия массового поражения, способных достичь территории еврейского государства. Израиль рассматривает возможность взаимодействия с умеренными суннитскими странами региона по основным ближневосточным проблемам, включая Иран. Так, в ходе встречи премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху с президентом США Д.Трампом 15 февраля 2017 года обсуждалась выдвинутая Вашингтоном инициатива о создании арабо-израильской коалиции с участием Египта, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии, способной эффективно противодействовать экспансии Ирана в регионе. Вместе с тем, несмотря на налаженные рабочие контакты израильтян с арабскими государствами по линии спецслужб, данная идея представляется труднореализуемой на практике.

Используя сложившуюся обстановку в регионе, прежде всего ситуацию в Сирии и тупиковую ситуацию в переговорном процессе с палестинцами, израильское руководство прорабатывает вопрос международного признания суверенитета Израиля над оккупированными Голанскими высотами. На региональном уровне Израиль исходит из того, что на Ближнем Востоке у него нет союзников. В настоящее время израильтяне формально имеют мирные договоры с Египтом (1979 г.) и Иорданией (1994 г.). Вместе с тем израильская сторона допускает возможность их разрыва египетским и иорданским руководством в зависимости от складывающейся в регионе, военно-политической обстановки.

Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов о том, что политический курс Израиля направлен на обеспечение национальной безопасности и развитие сотрудничества с США и европейскими государствами. Израиль по-прежнему рассматривает страны арабского мира в качестве вероятного противника и источника угрозы национальной безопасности. В этой связи израильское руководство продолжит принимать меры по повышению потенциала своих вооруженных сил.