- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: сентябрь 2019 г.

2 сентября ставший на время (?) «хозяином» Алжира начальник Генштаба Национальной народной армии (ННА) Алжира корпусной генерал Ахмед Гаид Салах объявил, что дата президентских выборов, по результатам которых станет известен преемник Абдельазиза Бутефлики, должна быть объявлена 15 сентября. Это заявление прозвучало как указание исполняющему обязанности главы государства Абделькериму Бенсалаху, который формально по конституции мог делать подобные заявления.

Согласно закону о президентских выборах, объявление о дате их проведения должно быть сделано за 90 дней до голосования. Таким образом получалось, что президентские выборы должны были состояться в середине декабря. Назначенные на 4 июня президентские выборы не состоялись из-за отсутствия кандидатов в условиях, когда движение протеста, родившееся 22 февраля, категорически отвергало саму идею выборов в условиях, когда у власти оставались представители прежнего режима, рухнувшего после отставки 2 апреля А.Бутефлики. Речь шла в первую очередь о генерале  Ахмеде Гаиде Салахе и исполняющем обязанности президента Абделькадере Бенсалахе.

В выступлении в ходе поездки по войскам ННА, текст которого был распространен Министерством национальной обороны (МНО), генерал Ахмед Гаид Салах отметил, что перед выборами «будут пересмотрены несколько статей избирательного законодательства». Одновременно он исключил «любой полный и глубокий пересмотр избирательного законодательства», на чем настаивала часть протестного движения «Хирак». Его представители требовали полного пересмотра конституции до президентских выборов.

Генерал также приветствовал «усилия Национальной инстанции посредничества и диалога», которой А.Бенсалах предложил провести консультации с основными политическими силами страны с целью выработки основных рекомендаций для проведения «честных» выборов. Понятно, что у этой инстанции осталось крайне мало времени для завершения этой работы.

Генерал Ахмед Гаид Салах предупредил, что ННА «не потерпит никакой попытки вмешательства в работу государственных институтов, и она будет решительно противостоять подобным маневрам».

Со времени отставки 2 апреля А.Бутефлики, происшедшей в результате давления протестного движения «Хирак» и командования ННА, последнее, долгое время считавшееся «реальной властью» в Алжире, вновь взяло на себя ответственность за судьбу страны. Военные отказываются от других решений внутриалжирского кризиса, кроме скорейших президентских выборов.

Также 2 сентября координатор Национальной инстанции диалога, бывший спикер верхней палаты алжирского парламента Карим Юнес анонсировал представление в ближайшие дни «двух предложений», направленных на пересмотр избирательного  законодательства и учреждение некоей структуры, призванной организовать выборы и наблюдать за их ходом.

3 сентября алжирская Фемида предложила лишить депутатской неприкосновенности депутата Национальной народной ассамблеи (ННА, нижняя палата парламента) и главу партии Фронт национального освобождения (ФНО) Мухаммеда Джемая. ФНО располагает большинством мест в ННА. Мотивы этого требования не объявлялись.

50-летний предприниматель М.Джемай был избран на пост генсека ФНО 30 апреля, почти месяц спустя после отставки А.Бутефлики.

Уже 19 сентября М.Джемай оказался в предварительном заключении. По данным СМИ, его обвинили в «уничтожении официальных документов».

23 сентября в предварительном заключении оказался бывший министр транспорта и общественных работ 67-летний Буджемаа Талаи. Как и в отношении других участников правительства при А.Бутефлике, ему были предъявлены обвинения в «расхищении общественных средств» и «злоупотреблении властью». Аресту Б.Талаи не помешало то, что в тот момент он формально был депутатом парламента. Впрочем, Министерство юстиции потребовало лишить его депутатского иммунитета еще в июне.

4 сентября генерал Ахмед Гаид Салах подтвердил, что президентские выборы больше не будут переноситься. Это было его третье политическое заявление за три дня. В тот же день К.Юнес, координатор инициированной властями Национальной инстанции диалога, объявил, что планировавшаяся ранее Национальная конференция диалога не состоится. Тем самым он обозначил жесткий курс военных на недопущение оппозиции к решению актуальных проблем страны.

6 сентября, в 29-ю пятницу подряд, алжирцы вновь вышли на манифестацию протеста, первую после завершения сезона летних отпусков и после того, как военные предписали временному главе государства организовать президентские выборы до конца текущего года.

11 сентября министр юстиции Алжира Белькасем Зехмати представил в нижней палате парламента проект закона, предусматривающего создание независимой от властей инстанции, которой будет поручена организация и контроль предстоящих президентских выборов вплоть до объявления их предварительных результатов.

Министр также представил проект закона о пересмотре избирательного законодательства с тем, чтобы гарантировать «прозрачность, правильность и нейтральность» предстоящих  президентских выборов. Проекты новых законов предложила Национальная инстанция диалога. Оба документа были одобрены парламентом.

12 сентября в предварительном заключении по обвинению в «нанесении ущерба морали армии» был помещен известный деятель протестного движения «Хирак» 46-летний Карим Таббу. В период с 2007 по 2011 годы он занимал пост влиятельной оппозиционной проберберской партии Фронт социалистических сил (ФСС), затем в ноябре 2012 г. сформировал неразрешенную в Алжире партию Демократический и социальный союз (ДСС). Уже 25 сентября он был освобожден и день спустя вновь арестован.

15 сентября в обращении к нации исполняющий обязанности главы государства А.Бенсалах объявил, что президентские выборы в Алжире состоятся 12 декабря. Эта дата полностью вписывалась в сроки избирательного процесса, ранее обозначенного генералом Ахмедом Гаидом Салахом. Согласно конституции, А.Бенсалах не может баллотироваться на выборах. Решение властей шло вразрез с требованиями протестного движения, выступавшего против поспешности с проведением выборов.

18 сентября генерал Ахмед Гаид Салах сообщил, что он приказал силам национальной жандармерии воспрепятствовать доступу иногородних в столицу для участия в пятничных манифестациях. С этой целью жандармерии было предписано изымать транспортные средства, на которых перемещались провинциалы, желавшие принять участие в манифестациях, а также штрафовать их владельцев.

Несмотря на предпринятую властями меру, 20 сентября, в 31-ю пятницу подряд, тысячи алжирцев вышли на очередную манифестацию протеста в столице страны.

21 сентября стало известно имя первого претендента на избрание на пост президента. Им стал бывший министр туризма, исламист по убеждениям (sic, поскольку туризм в общепринятом плане и исламизм вряд ли совместимы) Абделькадер Бенгрина. Он «работал» в составе правительства в период с 1997 по 1999 годы, где представлял исламистскую партию Движение общества мира (ДОМ). В 2013 году он вместе с другими диссидентами, вышедшими из ДОМ, основал партию «Движение эль-Бина». Он ранее выставлял свою кандидатуру на президентских выборах, которые должны были пройти 18 апреля. Они были перенесены на 4 июня после отставки А.Бутефлики.

26 сентября о своих президентских амбициях объявили два бывших премьер-министра – 72-летний Абдельмаджид Теббун и 75-летний Али Бенфлис. Последний был главным противником А.Бутефлики на президентских выборах в 2004 и 2014 годах. Со своей стороны исламисты из ДОМ 29 сентября объявили, что не будут выставлять своего кандидата на выборах

23 сентября в трибунале г.Блида стартовал судебный процесс над младшим братом А.Бутефлики и его советником Саидом Бутефликой. Вместе с ним предстали бывший глава некогда всесильных алжирских спецслужб Мухаммед Медьен (прозвище – Туфик, он занимал этот пост в течение 25 лет), его преемник на этом посту Осман Тартаг и глава левацкой Партии трудящихся (ПТ) Луиза Ханун. Всем им предъявили обвинения в «покушении на власть армии» и в «заговоре против государства».

В ходе судебного допроса Л.Ханун признала, что 27 марта, наследующий день после того, как генерал Ахмед Гаид Салах публично потребовал отставки А.Бутефлики, она участвовала во встрече с Саидом Бутефликой и Туфиком.

Уже 25 сентября все четверо получили по 15 лет тюрьмы каждый.

26 сентября, накануне 32-й пятницы протестных выступлений, генерал Ахмед Гаид Салах предостерег против любой попытки воспрепятствовать президентским выборам, назначенным на 12 декабря. Несмотря на это предостережение, 27 сентября тысячи алжирцев вышли на улицы Алжира с требованием не проводить президентские выборы вплоть до отставки функционеров прежнего режима.

6 сентября стало известно, что в ход недавнего Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 «Рособоронэкспорт» и Алжир подписали два контракта на поставку в АНДР истребителей МиГ-29М/М2 и Су-30МКА. Об этом сообщило специализированное электронное издание menadefense.net.

«Первый контракт касается поставки эскадрильи истребителей МиГ-29М/М2, второй – поставки новой эскадрильи истребителей Су-30МКА и возможной модернизации самолетов этого типа», состоящих на вооружении ВВС Алжира, отмечалось в сообщении.

По данным издания, новые истребители МиГ-29М/М2 предназначены на замену самолетов МГ-29С, состоящих на вооружении 193-й истребительной авиаэскадрильи ВВС Алжира. Срок их эксплуатации истекает в 2020 году.

По второму контракту в части модернизации алжирского флота Су-30МКА речь шла о приобретении модернизационного пакета, предлагавшегося КРЭТ.

На вооружении ВВС Алжира состоят, в частности, 58 истребителей Су-30МКА, которые закупались тремя партиями.

В «Рособоронэкспорте» традиционно не комментируют вопросы военно-технического сотрудничества с Алжиром.

Позднее стало  известно, что речь идет о поставке 16 истребителей Су-30МКА и 14 истребителей МиГ-29М/М2. Общая сумма контрактов превышает 1,8 млрд долларов.

В целом, несмотря на назначение даты президентских выборов, нет никакой уверенности в том, что они состоятся. В любом случае они станут решающей пробой сил между алжирскими военными и протестным движением «Хирак».