- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О состоянии продовольственной безопасности Катара

На протяжении последних лет в рейтинге, составленном на основании индекса продовольственной безопасности стран мира, Катар является лидирующей страной в регионе Персидского залива (22 место по итогам 2018 года). Среди государств Ближнего Востока эмират уступает позиции только Израилю, а в Азии – Японии и Сингапуру. Ситуация демонстрировала ухудшение только в 2017 году в связи с кризисом в отношениях с двумя важными для страны торговыми партнерами, ОАЭ и Саудовской Аравией, когда Катар опускался до 29 места в списке, уступив Кувейту и Султанату Оман. Однако уже со следующего года позиции эмирата в этом рейтинге вновь улучшились.

При этом упомянутый индекс продовольственной безопасности учитывает такие аспекты, как стабильность доступа граждан к здоровому и качественному питанию, долю населения, страдающего от недоедания и т.д., однако не оценивает всех потенциальных угроз для страны. Столь завидное место в рейтинге обусловлено наличием финансовых ресурсов, высокими доходами граждан и относительно малочисленным населением, что позволяет импортировать качественную продукцию в объемах, достаточных для удовлетворения внутреннего спроса. В 2015 году указывалось, что более 90 % потребляемого продовольствия ввозилось из-за рубежа, из них более 80 % — с использованием маршрутов из ОАЭ и Саудовской Аравии. Исходя из страны происхождения база поставщиков была представлена регионом Ближнего Востока (49 % —  Египет, Иордания, Саудовская Аравия, Турция, Ливан), Северной и Южной Америкой (23 %), Океанией (11 %), Европой (10 %), Азией (6 %), Африкой (1 %, мясная продукция из Сомали)[i] [1].  Также отмечался более строгий по сравнению с соседними государствами контроль соответствия международным стандартам и стандартам ССАГПЗ (осуществляет Высший совет здравоохранения). Доля уничтоженной или возвращенной продукции по причине непригодности была относительно высокой.

Однако существующие угрозы обуславливают глубокую уязвимость продовольственной безопасности Катара. Еще до событий 2017 года в числе основных вызовов указывались жаркий климат, острый дефицит водных ресурсов, их неудовлетворительное состояние ввиду отсутствия адекватной государственной политики, маленькая площадь плодородных земель (от 1,5 до 6 %), низкий уровень развития обрабатывающей промышленности и немногочисленность специалистов, угроза стабильности внешних поставок из-за возможного осложнения военно-политической обстановки в регионе. Под последним традиционно понималось вероятное осложнение судоходства через Ормузский пролив, тогда как блокада со стороны соседних арабских государств в качестве вероятной угрозы не упоминалась.

При этом руководство страны осознавало опасность высокой зависимости от импорта, с целью чего в 2008 году оно даже приняло Программу национальной продовольственной безопасности Катара, которая предполагала инвестирование в проекты по производству продуктов питания как на территории эмирата, так и других стран. Однако в условиях Катара почти все возможные варианты развития АПК нецелесообразны с экономической точки зрения: себестоимость единицы продукции в разы превышает цену импортируемого товара. В том числе по этой причине ни государство, ни представители бизнеса до 2017 года не проявляли внимания к развитию сектора. В эмирате существовало несколько частных ферм и садов, но они носили символичный характер и не вносили весомого вклада в развитие АПК. По сути, политика в области продовольственной безопасности сводилась только к громким и красивым лозунгам о достижении высоких показателей внутреннего производства к 2030 году, на практике никаких ощутимых действий не осуществлялось.

События 2017 года в виде закрытия границы с Саудовской Аравией и ввода ряда ограничений со стороны соседних государств были неожиданным событием как для руководства страны, так и для населения. Угроза дефицита продовольствия оценивалась как одно из самых неблагоприятных последствий тех событий. Через несколько дней после объявления блокады власти заявили о том, что запасов продуктов питания за счет стратегических резервов хватит на 10 месяцев[ii] [2]. Вероятно, это был шаг с целью успокоить общественность, в реальности же ситуация с запасами была более сложная. Тогда в спешном порядке были приняты меры, в том числе открыт воздушный мост с Турцией, активизирована торговля с Оманом, Кувейтом, Ираном в целях переориентировать торговые связи. Большинство договоренностей с этими странами осуществлялись в условиях прямой или косвенной государственной помощи, а также субсидирования на внутреннем рынке в целях снизить инфляцию. Некоторые аналитики указали, что, несмотря на предоставление доступа представителям иранского бизнеса, контрактов о долгосрочных поставках не заключалось ввиду нежелания властей зависеть от Тегерана в этом вопросе[iii] [3].

В-целом ситуация с обеспечением была восстановлена, однако информация об объемах финансовых затрат на эти мероприятия отсутствует. Статистика поставок исходя из страны происхождения также не представлена, но значимое место среди них занимают Турция, Иран, Пакистан, Индия, страны ЕС, Австралия, Китай.

При этом руководство эмирата пересмотрело свой подход к продовольственной безопасности. Принятая правительством стратегия на период 2019 – 2023 гг. включает в себя четыре основных элемента:

— стимулирование производства продуктов питания внутри страны;

— создание стратегических резервов на территории эмирата;

— регулирование импорта продовольствия;

— регулирование внутреннего рынка продуктов питания.

В сфере развития внутренней индустриальной базы за счет создания нескольких предприятий, субсидируемых государством, по утверждению властей, достигнут некоторый успех. Так, объемы местного производства мяса птицы уже достаточны для полного удовлетворения потребностей страны и даже, согласно материалов катарских СМИ, открывают возможности для экспорта. Реализован ряд проектов по созданию тепличных хозяйств, использующих кондиционеры, для выращивания овощей, в настоящее время удалось достичь объема производства, эквивалентному 24 % от общего потребления в стране, в следующие 5 лет предполагается увеличение показателя до 70 %. Реализуется ряд проектов в сфере производства яиц (до 70 % от объемов внутреннего потребления через 5 лет), аквакультуры и кормов для животных (планируется выйти на полное самообеспечение через 5 лет). Приобретено около 1,5 млн голов скота (коровы, козы, бараны), заключен контракт с французской компанией Allflex на поставку оборудования для содержания и лечения животных в условиях жаркого климата. Вероятно, полученный опыт в стеле животноводства и растениеводства в столь сложных климатических условиях может быть интересен для специалистов в сфере АПК. Чиновники стремятся преподнести достигнутые успехи как серьезное достижение, подчеркивая при этом, что введенные санкции со стороны соседних государств открыли новые возможности. Продукция уже продается в магазинах страны, как правило, на специальных полках с яркой отметкой «Сделано в Катаре», по всей видимости, с целью пробудить патриотические чувства у граждан. По утверждению национальных СМИ, произведенные на местных предприятиях продукты питания не уступают по качеству импортным. Всего же за два года (с 2017 по 2019) объемы производства внутри страны увеличились на 400 %[iv] [4].

Стоит учитывать, что функционирование предприятий осуществляется в условиях колоссального субсидирования со стороны государства, привлечения иностранных специалистов и с использованием зарубежного оборудования. При этом затраты на орошение, энергию, оплату труда и материалов очень высокие, поэтому, ни о какой рентабельности и ценовой конкуренции с зарубежными производителями речи идти не может. Утверждения о высоком качестве, на наш взгляд, преувеличены. Кроме того, потенциал эмирата в вопросах развития АПК ограничен. К примеру, даже при огромных финансовых возможностях обеспечить объем производства зерновых, эквивалентный внутреннему потреблению, по мнению экспертов в сфере АПК, невозможно.  Поэтому, зависимость от импорта продовольствия будет оставаться крайне высокой даже в случае исполнения самого оптимистичного сценария по развитию собственной производственной базы.

Информация об объектах, связанных с хранением продовольствия в Катаре, представлена скудно. Указывается, что цель правительства – обеспечить наличие неприкосновенных запасов продовольствия, эквивалентных 6-ти месячному объему потребления в стране.

После событий 2017 года цепочка внешних поставщиков была существенно изменена, в настоящее время государство регулирует эту сферу более глубоко. Если в предыдущие годы основное внимание уделялось качеству и чистоте продукции, а также соблюдению религиозных правил при приготовлении ввозимой еды, то в настоящее время на выбор поставщика оказывают более широкое влияние его надежность, репутация. Согласно новым требованиям, каждый продукт должен быть диверсифицирован 3-4 разными поставщиками.

К мерам по регулированию внутреннего рынка относятся контроль качества продукции, соблюдения требований торговли, расширения сети рынков и магазинов, субсидирования ряда продуктов питания, поддержка отечественных производителей и др. Летом 2017 года низкий уровень развития предприятий торговли был одной из причин массовых очередей за продуктами питания.

Несмотря на преодоление последствий кризиса 2017 года и хорошую ситуацию с обеспечением населения продуктами питания, продовольственная безопасность Катара остается уязвимой. Меры по расширению собственной индустриальной базы не способны существенно повлиять на ситуацию. Тем более, что в стране со столь непростыми климатическими условиями и практически нулевым уровнем развития отрасли создать собственную базу, отвечающую современным требованиям, за два года невозможно. Поэтому, об успехе говорить преждевременно. Но правительство осознало важность проблемы продовольственной безопасности и оценило масштаб мероприятий, необходимых для снижения уровня стоящих сегодня угроз. Поэтому, в случае повторения кризиса 2017 года страна будет более подготовлена к нему.

[i] [5]                       http://www.futuredirections.org.au/publication/food-and-water-security-in-qatar-part-1-food-production/ [6]

[ii] [7]                      http://www.qatar-tribune.com/news-details/id/69657 [8]

[iii] [9]                     http://www.futuredirections.org.au/publication/qatar-greece-replace-gulf-food-suppliers/ [10]

[iv] [11]                     https://www.thepeninsulaqatar.com/article/13/03/2019/Food-production-in-Qatar-grows-by-400-since-2017 [12]