- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О подоплеке протестного движения в Ираке

Судя по всему, массовые протесты в Ираке стихли так же быстро и неожиданно, как и начались. Последней попыткой местной шиитской элиты успокоить страсти и заодно набрать себе очки среди электората стало заявление  радикального шиитского имама Муктады ас-Садр, который призвал в пятницу 4 октября депутатов своего блока приостановить участие в работе Совета представителей (парламенте) Ирака. Об этом сообщил телеканал «Аль-Маядин». По его информации, лидер радикалов потребовал от правительства немедленно разработать «программу, которая бы служила интересам всех иракцев». «Депутаты блока «Саирун» не вернутся в парламент до тех пор, пока правительство не начнет проводить политику, отвечающую требованиям народных масс»», — заявил имам ас-Садр.  Ранее предводитель радикального крыла шиитской общины Ирака, который является сыном великого аятоллы Мухаммеда Садека ас-Садра, неоднократно поднимал народные восстания против властей. Он возглавлял вооруженную милицию «Армия Махди», которая вела борьбу против американского военного присутствия после свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году.  Блок «Саирун» на всеобщих выборах весной этого года завоевал наибольшее число мест в Совете представителей (парламенте) Ирака — 54 из 329. 5 октября иракский парламент соберется на заседание для обсуждения требований участников демонстраций, которые продолжаются в Багдаде и других городах с 1 октября. Есть большой соблазн обвинить в последних по времени столкновениях и беспорядках именно М.ас-Садра, но это, скорее всего, не совсем так. Но одно совершенное безусловно — шиитский политический лидер весь период перед началом беспорядков активно торговался в отношении расширения своего присутствия в исполнительной власти с иранцами, для чего даже выезжал в Тегеран, и, судя по всему, к какому-то глобальному соглашению не пришел. Ранее премьер-министр Ирака Адель Абдель Махди призвал парламент поддержать перестановки в кабинете министров в связи с масштабными уличными протестами. Премьер отметил, что для хронических проблем с системой управления в стране не существует «волшебного решения», но назвал требования демонстрантов расправиться с коррупцией «правильными». Он призвал граждан Ирака сохранять спокойствие и заявил, что властям «нужно помогать справляться с обязанностями». Напомним, что  в Ираке 1 октября начались антиправительственные выступления в знак протеста против плохих условий жизни, безработицы и коррупции. Вышедшие на улицы Багдада и других городов люди требовали отставки правительства, а в ряде мест, включая столицу, начинавшиеся мирно демонстрации обернулись массовыми беспорядками и столкновениями с силовиками.  При этом отметим несколько моментов.

  1. Проходившие с 1 октября протесты, жертвами которых стали более 100 человек, не сказались заметно на жизни столицы, по крайней мере, правительственного района Багдада, так называемой «зеленой зоны». Столица Ирака не похожа на город, охваченный массовыми волнениями, которые могли бы представлять опасность для государства. Знакомые с ситуацией собеседники ТАСС в иракской столице склонны относиться к протестам скорее скептически, указывая на их раскрутку в западных СМИ и социальных сетях. Другие, правда, не исключают, что к попыткам «раскачать» ситуацию могли приложить руку террористы. Никаких террористов там конечно не было, поскольку в протестах участвовали в основном шииты. Отключение интернета, устроенное правительством в конце прошлой недели, должно было стать решительным ударом по антиправительственным выступлениям, подорвав возможности для координации оппонентов власти и продвижения ими своих идей. Однако сама эта мера — отключение интернета — была применена, по крайней мере, не полностью. В городе мобильный интернет работает на сим-картах зарубежных компаний.
  2. Такого рода протесты в прошлом был практически всегда связаны с сезонностью. Протесты возникали либо тогда, когда в самие жаркие месяцы лета начинались перебои с электричеством и водой, либо когда южные шииты требовали своей доли в рамках раздела нефтяного пирога. На этот раз протесты случились без привязки к этим чисто сезонным требованиям, что означает только то, что они были организованы кем-то и зачем-то.

В этой связи рискнем сделать вывод о том, что организаторы протестной акции безусловно были, и никого не должен обманывать тот факт, что практически все политические деятели официально дистанцировались от этих протестов. При этом беспорядки в крупных иракских городах за последние три дня произошли в основном в шиитских районах в центральной и южной частях страны. Хотя они были вызваны несколькими разрозненными политическими и экономическими проблемами, демонстрации с тех пор объединились в широкое движение и приняли насильственный оборот. 4 октября премьер-министр Ирака Адель Абдель Махди объявил о новой программе стипендий для бедных семей и увольнении 1000 государственных служащих, обвиняемых в коррупции. И в это же день влиятельный шиитский священнослужитель великий аятолла Али ас-Систани осудил ответные меры сил безопасности на протесты и призвал премьер-министра создать антикоррупционный комитет. Шиитский лидер Муктада ас-Садр также призвал правительство уйти в отставку, заявив, что его  блок в парламенте прекратит участие в законодательной деятельности до тех пор, пока правительство не введет реальные реформы, вторя его давнему призыву к мерам по борьбе с коррупцией. Вот ровно два этих персонажа и надо полагать неофициальными организаторами этих протестов, основной целью которых было направление премьеру «черной метки». Отсюда и антиранские лозунги и информационная поддержка саудовцев. Последние таким образом не только усиливают позиции умеренных иракских шиитских националистов против проиранских, но и предупреждают премьера о недопустимости занятия им нейтральной позиции по вопросу обстрелов КСА с территории Ирака.

Эти волнения, вызванные экономическими и политическими проблемами, не являются  в жизни Ирака чем-то новым. Но нынешний всплеск имеет несколько уникальных аспектов, которые указывают именно на то, что они имели своей, целью показать нынешнему премьеру шаткость его позиций. Они отличаются от экономически мотивированных демонстраций прошлых лет, прежде всего по масштабу и размаху. Американские эксперты утверждают, что эти протесты не имеют централизованного лидера, что затрудняет их контроль со стороны иракского правительства или иностранных субъектов. Несмотря на то, что есть признаки того, что протестные социальные медиа-хэштеги могут происходить из Саудовской Аравии, но, учитывая разнообразие социальных и политических спектров Ирака, маловероятно, что какой-либо один внешний субъект сможет воспользоваться нынешними беспорядками. В этой связи отметим, что главных организаторов этих волнения надо искать внутри Ирака: никакая молодежь нигде и никогда сама не объединится, не пойдет громить магазины и стрелять в полицию. Протесты происходят в период особой слабости иракского правительства. Существует большое расхождения между его фракциями, особенно внутри шиитской элиты, по поводу распределения полномочий. Грубо говоря, идет дележка финансовых потоков на фоне готовности правительства реализовывать ряд серьезных инфраструктурных проектов. Вот собственно и вся подоплека конфликта.