- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об интересах Индии в Афганистане. Часть 1

Индия поприветствовала отмену мирных переговоров между США и Афганистаном в Дохе в прошлом месяце. Выражая поддержку в адрес Кабула, который был подвергнут остракизму в результате неудавшихся переговоров, Нью-Дели заявил, что принятие любого решения, связанного с этой проблемой, в будущем должно проводиться с участием всех слоев афганского общества, включая законно избранное правительство. На первый взгляд, Индия подтвердила давнюю позицию поддержки Кабула против спонсируемого Пакистаном «Талибана». Но делает эту позицию особенно интересной то, что отношения между Индией с Афганистаном претерпевали различные изменения, начиная с 2014 года. Когда правительство Афганистана обратилось к «Талибану» с предложением провести переговоры в 2015 году, Индия восприняла данный шаг афганского президента Ашрафа Гани как «сближение» с Пакистаном, что противоречило ее стратегическим интересам. В ответ Нью-Дели отменил двусторонние и многосторонние соглашения высокого уровня, заключенные с Кабулом. Однако уже в начале 2018 года, когда Гани вновь выступил с мирным предложением провести переговоры без каких-либо предварительных условий, Индия приветствовала этот шаг и рассчитывала заручиться международной поддержкой. Поддержка Индией недавней отмены дальнейших переговоров больше связана с ее озабоченностью по поводу исключения из них Кабула, нежели с неприятием его переговоров с талибами. Изменения в политике Индии в отношении Афганистана с 2015 по 2018 год произошли несмотря на то, что в плане безопасности обстановка на местах продолжает формировать отрицательное отношение к Кабулу; «Талибан» не только добился территориальных завоеваний, но и дипломатически взаимодействует с США, Китаем, Россией и Ираном. Понимание сдвига в позиции Нью-Дели требует рассмотрения постоянной роли Индии в Афганистане как могущественного соседа, который, возможно, не является центральным в политике страны, но также не является сторонним наблюдателем. Это лучше всего отражено на пути Индии от центральной позиции в афганской стратегии Д.Трампа в 2017 году к периферийной позиции в мирных переговорах между правительством Афганистана, США и талибами в 2018 и 2019 годах. Актуальность позиции Индии вновь возросла в связи со срывом мирных переговоров и отменой Нью-Дели статьи 370 конституции, согласно которой штаты Джамму и Кашмир раньше наделялись особым статусом. Это усложнило пакистанскую стратегию поиска посредничества США в Кашмире в обмен на мирный и своевременный уход из Афганистана. Индия, в свою очередь, не выступает против примирения Кабула с «Талибаном» – что касается Нью-Дели, талибы не являются для него центральной проблемой. Влияние Пакистана на движение «Талибан» и неспособность последнего освободиться от этого влияния являются главной проблемой. Пакистан ясно это понимает: одним из требований, которые Пакистан последовательно предъявляет Кабулу в обмен на сотрудничество, является сокращение индийского дипломатического, разведывательного и развивающего присутствия в Афганистане. В 2015 году Индия потеряла веру в способность Гани противостоять пакистанскому давлению. Мало того, что афганский президент отложил необработанные запросы на индийские военные поставки, он также подтолкнул Нью-Дели к «четвертому кругу» его внешней политики «пяти кругов» (концепция круга государств, воспроизводящая традиционное для Индии рассмотрение взаимодействий государств через призму круговых орбит влияния Л. А.) – понижение, которое поместило взаимоотношения Индии с Афганистаном на один уровень с другими низко приоритетными для нее азиатскими государствами. Это сопровождалось отсутствием ясности в политике Соединенных Штатов в отношении Афганистана, желанием Вашингтона вывести боевые подразделения из страны, несмотря на продолжающиеся наступления талибов, а также требованием со стороны Пакистана поддержки Кабула в борьбе с элементами «Техрик-е Талибан Пакистан» (ТТП), действующими с афганской территории. Под давлением пакистанских вооруженных сил афганские силы безопасности пресекли действия ТТП, а также разрешили оперативным сотрудникам пакистанской Межведомственной разведки допрашивать заключенных ТТП в афганских тюрьмах. Ни одна из этих уступок со стороны Кабула в итоге не принесла результатов в плане сокращения насилия в отношении талибов или «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и не открыла возможность прямых переговоров между Кабулом и талибами. Окончательного подписания меморандума о взаимопонимании между афганскими и пакистанскими спецслужбами в мае 2015 года было достаточно, чтобы вызвать охлаждение в отношении Индии к Афганистану. Таким образом,  подводя промежуточный итог выше сказанному, мы можем утверждать, что основной движущей силой политики Индии в Афганистане является обеспечение постоянного стратегического баланса между Афганистаном и Пакистаном. С учетом разницы в силах Кабула и Исламабада, это означает, что Индия хочет добиться того, чтобы Пакистан не манипулировал условиями мирных переговоров и не подрывал ее интересы в Афганистане. Как минимум, Индия хочет защитить безопасность своих граждан, работающих в Афганистане, и безопасность своих миссий в стране, а также не дать пакистанским службам безопасности использовать афганскую территорию для обучения антииндийских радикалов. Баланс для Индии означает обеспечение Афганистана сильными стратегиями, которые помогут справиться с давлением со стороны Пакистана и тем самым подавить столь невыгодный для Индии дисбаланс сил в регионе.