- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новых гуманитарных вызовах в Сирии

Инициированная Анкарой в октябре с.г. новая военная операция на северо-востоке Сирии против курдских сил не только привнесла новый компонент в и без того непростой военно-политический баланс на территории Сирии. Одновременно, она также создает новую серьезную угрозу гуманитарной эскалации.

По сути, c начала 2019 года, наряду с фактором Идлиба, возникает второй опасный очаг гуманитарного кризиса внутри Сирии, о чем успели в превентивном порядке заявить 14 крупных работающих в регионе международных гуманитарных агентств, включая Care, Oxfam и Норвежский совет по беженцам. Все они в унисон сигнализировали о высоком риске для гражданского населения пограничных районов, где стартовала турецкая операция. И заявили о вынужденной приостановке гуманитарных операций там из-за условий безопасности. По данным работающих на месте гуманитарных организаций, в зоне риска сейчас находятся примерно 450 тысяч гражданских лиц, проживающих в радиусе 5 километров от турецко-сирийской границы. В случае интенсификации вооруженных действий, высоки риски эскалации насилия и гуманитарной ситуации. По состоянию на 10 октября, ряд ключевых служб, включая подачу водоснабжения и медицинскую помощь, работали с большими перебоями и задержками. В зоне проведения военной операции также размещено около 90 тысяч внутренне перемещенных лиц (беженцев), которые находятся в наиболее сложном гуманитарном положении.

Дальнейшие масштабы гуманитарного кризиса на северо-востоке Сирии будут зависеть от амбиций турецкой операции. Напомним, активизация турецкой военной кампании началась сразу после вывода американских сил из контролируемого курдами анклава в начале октября. Ее основной удар направлен против возглавляемого курдскими ополчениями «Сил демократической Сирии» (СДС). Цель – установление полного контроля над протяженной турецко-сирийской границей от реки Евфрат на западе до Ирака на востоке. Во избежание создания некоего «террористического коридора». Таким образом, судя по первых декларативным заявлениям Анкары, территориально военная операция затронет только приграничную зону, и не будет распространяться вглубь контролируемых курдов территорий Сирии. При этом, Турция намеревается создать приграничный анклав шириной 30 км, чтобы впоследствии разместить там до 2 млн сирийских беженцев. Неясно, идет ли речь о новой волне беженцев, либо о репатриации обратно сирийцев из Турции. Как известно, на сегодняшний день в Турции сосредоточено 3.5 млн сирийских беженцев, из которых – по заверениям самих турецких властей – порядка 83% не являются выходцами из приграничных северо-восточных регионов Сирии. Что создает еще более пикантную ситуацию и в случае их репатриации в новую буферную зону могут возникнуть существенные трения и дополнительные сложности гуманитарного характера. В частности, принцип добровольной, ненасильственной репатриации беженцев является основополагающим в гуманитарном праве ООН и его соблюдение тщательно мониторят различные правозащитные и гуманитарные организации. Поэтому Анкаре придется действовать здесь весьма аккуратно.

Становится очевидным, что масштаб предпринимаемых Турцией военных маневров в Северо-Восточной Сирии и их гуманитарные последствия будут существенными. О решимости руководства Турции в проведении данной военной операции свидетельствуют несколько факторов. В первую очередь, операция стартовала сразу же после вывода американских войск – а значит к ней готовились достаточно серьезно и последовательно. Последовавшие после этого угрозы со стороны президента Д.Трампа разрушить турецкую экономику не стали препятствием на пути турецкого плана.

Кроме того, Р.Т.Эрдоган успел заранее заручиться поддержкой России, для которой переключение активности Анкары с Идлиба на подконтрольные курдами территории является несомненно выгодным. С Дамаском операция вряд ли согласована, но тон заявлений свидетельствует о попытках Анкары заручиться некоей поддержкой или хотя бы молчаливым одобрением сирийских властей. По крайне мере, если судить по «комплементарным» заявлениям официальной Анкары в адрес Дамаска, что дескать, турецкая операция замышляется как шаг направленный на укрепление территориальной целостности Сирии и против сепаратистов из курдского ополчения. Наконец, европейские страны не имеют существенных политических или финансовых рычагов воздействия на Эрдогана, который в качестве ответной меры грозится открыть границы для потока сирийских беженцев в Европу – он уже достаточно давно и успешно разыгрывает этот козырь.

Резюмируя, открытый Турцией новый фронт на сирийском треке против курдских сил грозит стать новым перманентным очагом гуманитарного кризиса, который может охватить от 500 тысяч до нескольких миллионов человек. На нынешнем этапе, за прошедшие несколько дней, мы наблюдаем лишь первые последствия военной операции: 8 погибших, 60 тысяч новых внутренне перемещенных лиц. По мере активизации военной операции гуманитарные потребности будут расти. До начала этой операции общее число нуждающихся в гуманитарном содействии на северо-востоке Сирии составляло 1.65 млн человек, в том числе 650 тысяч внутренне переселенных. При этом среди них большое количество женщин и детей, проживающих в лагерях и полностью зависимых от гуманитарных поставок. Любые приостановки таких поставок из-за боевых действий создают существенные риски для этой уязвимой категории сирийских граждан.

Помимо создания самой буферной зоны – с учетом военного превосходства Турции над курдскими силами в этом сомневаться не приходится – важной задачей является финансирование этого проекта. Как известно, в рамках пакетного соглашения между Турцией и Евросоюзом более 3.5 млн сирийских беженцев на территории Турции обеспечиваются в большой степени благодаря выделяемому Брюсселем финансированию. Сразу после начала турецкой операции на северо-востоке Сирии ЕС направил четкий сигнал о том, что спонсировать этот новый проект он не намерен. Поэтому задача устойчивого финансирования проекта буферной зоны, по крайней мере на первом этапе, значится в приоритетах турецкого руководства.