- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу возможных американских санкций против Турции

Решение президента США Дональдa Трампа о выводе американских войск с северо-востока Сирии, который находится под контролем прокурдских «Сил демократической Сирии (СДС), вызвало широкое осуждение как  со стороны политических союзников, так и соперников Д.Трампа.

По мнению противников Трампа в Конгрессе, решение отказаться от СДС с курдским большинством, проложит путь для активизации «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в регионе. Они так же заявили, что вывод войск с турецкой границы послужит интересам Ирана и России.

Американский сенатор от Республиканской партии Линдси Грэм подверг критике президента США Дональда Трампа в связи с его решением вывести войска из Сирии и пригрозил применить санкции против Турции и инициировать процесс её исключения из НАТО, если Анкара продолжит «нападать на курдские силы, которые помогли США в уничтожении Халифата ИГИЛ (прежнее название ИГ- авт.)».

«Вывод вооружённых сил США из Сирии — большая победа Ирана и ИГИЛ», — заявил ведущий республиканский деятель, специализирующийся на вопросах внешней политики и известный своей поддержкой президента США.

Линдси Грэм заявил, что вопреки официальным заявлениям Белого дома, ИГ в регионе ещё не потерпело полного поражения.

Белый дом отметил, что курдские силы содействовали в борьбе против ИГ в регионе, однако вскоре захваченные боевики этой группировки будут переданы Турции.

Грэм назвал представленное Белым домом объяснение «самой большой ложью, сказанной этой администрацией», и призвал Трампа «изменить курс».

«Хотя администрация отказывается действовать против Турции, я ожидаю сильной поддержки от двух партий», — написал Грэм, публикуя план антитурецкихсанкций в Twitter.

Законопроект предусматривает жесткие санкции против союзника США Турции- санкции, которые обычно применяются против таких противников США, как Россия.

Стремясь изолировать оборонный сектор Турции, предлагаемые санкции будут нацелены на любого, кто «оказывает финансовую, материальную или техническую поддержку» или участвует в любых операциях совместно с турецкими военными. Они также запрещают продажу американской военной техники и боеприпасов Турции. Кроме того, санкции будут направлены против любого, кто поддерживает нефтяную и газовую промышленность Турции. Законопроект заблокирует активы семи высокопоставленных турецких чиновников, в том числе президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, и запретит турецким лидерам въезд в Соединенные Штаты.

В законопроекте подчеркивается, что покупка Турцией российской системы противоракетной обороны С-400 подлежит санкциям в соответствии с Законом о противодействии противникам США посредством санкций 2017 года (CAATSA). Хотя Турция начала получать С-400 в июле, Трамп до сих пор отказывался применять санкции. Ранее Грэм был одним из немногих республиканцев, которые поддержали Трампа в отсрочке санкций CAATSA в отношении Анкары — пока Турция не начала наступление в Сирии на этой неделе.

Инициаторы законопроекта Линдси Грэм от Республиканской партии и Ван Холлен от Демократической партии надеются заручиться поддержкой и планируют представить полный законопроект, когда Конгресс возобновит работу на следующей неделе.

Но у Трампа есть иные планы. Он пригласил Эрдогана в Белый дом на встречу в ноябре. И в своем последнем твите он высоко оценил «вклад Турции в программу совместного производства F-35» — не упоминая, что Соединенные Штаты исключили Анкару из программы в июле из-за опасений, что радары на С-400 могут позволить России шпионить за американскими истребителями. Он также похвалил Турцию за то, что она «направила войска в сирийскую провинцию Идлиб, чтобы противостоять Дамаску», а так же за то, что освободил евангелистского пастора Эндрю Брансона после двух лет задержания.

Линдси Грэм так же отметил, что большинство членов Конгресса считают неправильным решение Трампа отказываться от курдов, «которые были сильными союзниками против ИГИЛ».

Так республиканский сенатор Марко Рубио охарактеризовал решение Трампа как «серьезную ошибку, которая будет иметь последствия далеко за пределами Сирии», намекая на Иран.

Другой республиканец, член Палаты представителей Адам Кинзингер, раскритиковал Трампа за использование «бесконечных войн» в качестве тем для разговора и что он приказал «Америке еще раз отказаться от друзей и дать России и Ирану именно то, что они хотят».

Отметим, что Трамп пригрозил вывести все войска США из Сирии в декабре 2018 года, прежде чем изменил решение на постепенный вывод войск в течение года. Сенат тогда принял необязывающую резолюцию №70-26, предупреждающую от «стремительного ухода» из Сирии и Афганистана. Но почти все потенциальные кандидаты в президенты от Демократической партии проголосовали против  этого символического акта.«Тем не менее, некоторые из этих кандидатов сегодня не теряли времени, осуждая Трампа за то, что он уступил планам президента Реджепа Тайипа Эрдогана по вытеснению курдов с границы»,- пишет журналист Брайан Харрис.

Председатель комитета Палаты представителей по иностранным делам демократ Элиот Энгель, также назвал решение «абсолютно позорным», обвинив Трампа в «успокоении» Эрдогана.

Даже новый твит Трампа об уничтожении экономики Турции, если та перейдет «красную линию», не помог президенту заручиться поддержкой.

Согласно ежегодному законопроекту  Сената о расходах на оборону, предусматривается расширение помощи  для «временного содержания под стражей и репатриации» иностранных боевиков ИГ. Также, несмотря на неоднократные усилия Трампа по сокращению сирийской стабилизационной помощи, в ежегодном законопроекте Сената о расходах на иностранную помощь  предусмотрено выделение 25 млн долларов на программы на северо-востоке Сирии.

Некоторые демократы заявили, одни санкции не будут достаточными для изменения ситуаций.

«К тому времени, когда к Турции будут применены санкции, многие из наших ключевых союзников в борьбе с ИГИЛ будут убиты», — заявил в своем твиттере сенатор Брайан Шатц, демократ в Комитете по ассигнованиям Сената. «Республиканцы в Сенате должны делать больше, чем просто выражать свое несогласие. Они должны использовать всю свою власть как сенаторы, чтобы сделать шаг назад. Все остальное для показа и для прикрытия».

Сенатор Крис Мерфи, член окружного комитета, который входит в Комитет по международным отношениям, считает, что только президент, а не Конгресс, может исправить кризис, и призвал республиканцев оказать давление на Трампа.

Нужно подчеркнуть, что отношение Трампа и Эрдогана были на хорошем уровне даже тогда, когда турецко-американские отношения находились на пике напряженности. Они друг друга называли «мой близкий друг».

Бурак Билгехан Озпек, профессор международных отношений в Университете экономики и технологий TOBB в Анкаре и лидер движения Daktilo1984 — одного из самых влиятельных либеральных движений в науке и политике за последние несколько лет в Турции – комментируя отношения между Трампом и Эрдоганом, пишет: «Существует дилемма, в связи тупиком ценностей, созданного ими самими, которую они поддерживают и управляют. Трамп не проводит внешнюю политику на основе глобальных ценностей. Это играет на руку ПСР, поскольку давление в вопросах права человека или демократизации значительно меньше со стороны администрации Трампа, чем со стороны администрации Обамы. ПСР рада иметь дело с президентом США, который фокусируется на интересах, а не ценностях».

Действительно, восхищение Эрдогана Трампом можно увидеть в заявлении турецкого президента, в котором он сказал, что хотел бы «управлять страной как корпорацией».

Если бы санкции США против Турции действительно были выполнены, они могли бы серьезно подорвать экономику страны. С другой стороны, санкции редко работают, когда на карту поставлены основные национальные интересы страны. Это и заставляет правительство, против которого применяются санкции, удвоить усилия по стабилизации своей экономики и продолжить выбранный курс.

Министерство финансов США недавно заявило, что, несмотря на увеличение количества санкций, их успех измеряется не объемом, а их влиянием на достижение конкретных политических целей. С этой точки зрения, до сих пор результатом денежной войны США против Турции является установление более тесных связей между Анкарой, Москвой и Тегераном.