- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (3 — 9 сентября 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Марокко и Алжире. В Марокко 7 сентября состоялись выборы в нижнюю палату парламента королевства, в ходе которых исламистская Партия справедливости и развития не смогла набрать наибольшее число голосов. 6 и 8 сентября в Алжире совершены два крупных теракта, в результате которых имеются значительные человеческие жертвы.

В Каире 6 сентября прошло совещание глав внешнеполитических ведомств стран-членов Лиги арабских государств. Одной из главных тем повестки дня встречи стали вопросы согласования общей арабской позиции на намеченной на ноябрь с. г. международной конференции по ближневосточному урегулированию. Египет и Саудовская Аравия выразили свою озабоченность тем, что США, инициировавшие созыв конференции, не готовы к этому мероприятию. На каирской встрече также обсуждалась ситуация в Ираке, Ливане и других «горячих точках» региона. В частности, было заявлено о готовности ЛАГ направить делегацию в сектор Газа для урегулирования конфликта между палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС. Одновременно участники совещания подтвердили, что считают главу ПНА М. Аббаса законным лидером палестинцев, а территории сектора Газа и Западного берега реки Иордан (ЗБРИ) являются единым целым.

По предварительной информации, на прошедших 7 сентября в Марокко парламентских выборах наибольшее число мест (52 из 325) завоевала консервативная националистическая партия «Истикляль» («Независимость»). В то же время исламисты из Партии справедливости и развития получили лишь 47 депутатских кресел (в прежнем составе парламента имели 42), хотя рассчитывали на 70-80 мест. Неудачно выступил возглавлявший правящую коалицию Социалистический союз народных сил, завоевавший всего 36 мест (ранее имел 50) и занявший пятое место. Успеха добилось Народное движение, представляющее интересы берберского населения – 43 места. Всего в выборах участвовали 33 политические партии, голосование прошло при низкой явке избирателей, составившей примерно 41 проц.

В Алжире 6 сентября в г. Батна (430 км юго-восточнее столицы), а 8 сентября в районе г. Деллис в 100 км восточнее Алжира террористами-смертниками совершены крупные теракты, в результате которых погибли ок. 50 и получили ранения до 170 человек. Характерно, что обоих случаях взрывы произошли в толпе людей, ожидавших прибытия президента АНДР А. Бутефлики. Ответственность за совершенные акции взяла на себя экстремистская исламистская группировка «Аль-Каида в странах Арабского Магриба». В последний раз эта группировка совершила в стране крупные теракты в апреле 2007 г., когда погибли 33 и получили ранения ок. 220 человек. Днями раньше глава МВД страны Н. Зерхуни сообщил о возможности предоставления исламистам из запрещенного Исламского фронта спасения (одной из ведущих сил вооруженной борьбы против правительства в 1990-е гг.) создать новую легальную политическую партию.

Согласно заявлению властей Сирии, в ночь на 6 сентября самолеты ВВС Израиля нарушили воздушное пространство на северо-востоке страны. При этом сирийские средства ПВО открыли огонь по самолетам-нарушителям. Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт сообщил, что «ничего не знает» об этом, а командование ЦАХАЛа отказалось комментировать сирийское заявление. Вместе с тем правительство Турции направило Израилю ноту, в которой требует объяснить причины появления двух подвесных баков для авиационного топлива от самолетов F-15 израильских ВВС, найденных вблизи границы с Сирией. МИД России выступил с заявлением, выражающим «крайнюю обеспокоенность» произошедшим инцидентом и призвал израильскую сторону предпринять меры, исключающие его повторение в будущем. Египетский МИД подчеркнул, что именно Израиль виновен в произошедшем нарушении сирийского воздушного пространства и призвал обе стороны «не демонстрировать свою военную мощь и готовность к столкновению». Иран объявил о своей готовности оказать Сирии всю необходимую помощь в случае возможного израильского нападения. В целом же, как видится, произошедшее событие не приведет к усилению напряженности в регионе и не получит дальнейшего развития в негативном направлении.

Сложная и в целом напряженная обстановка сохраняется в Ираке. 3 сентября эту страну посетил президент США Дж. Буш, который на одной из баз американских ВВС на западе Ирака провел консультации с командованием иракской группировки ВС США и встречался с иракскими руководителями. Глава Белого дома заявил, что любое сокращение численности американских войск в Ираке будет основано «на спокойном анализе ситуации», а не на «нервной реакции» политиков.

Между тем американские и иракские правительственные войска (всего ок. 26 тыс. чел.) проводят на северо-востоке (провинция Дияла) и севере (провинция Найнава) страны масштабную операцию по ликвидации опорных баз боевиков из группировки «Аль-Каида в Ираке». Великобритания на прошедшей неделе завершила вывод своих войск из крупнейшего города иракского юга Басры, также объявлено о предстоящем сокращении на 500 чел. численности британского контингента в стране (сейчас – 5,5 тыс. чел.). По информации командования ВС США, боевики радикальной шиитской «Армии Махди» в целом соблюдают решение своего руководства о прекращении активной деятельности группировки сроком на шесть месяцев.

Правительство Ирака утвердило концепцию национальной безопасности страны на период 2007-2010 гг. – «Ирак в первую очередь». Ее цель – достижение национального примирения и восстановление экономической стабильности и безопасности в стране. Предусматривается поддержание прочных дружественных отношений с США и установление добрососедских отношений со всеми странами региона. Подчеркивается, что основными врагами современного Ирака являются «терроризм, организованная преступность и незаконные вооруженные формирования», Намечено продолжать укрепление национальных вооруженных сил и подготовку «компетентных кадров для работы в силах безопасности» страны. В сфере экономики планируется провести «серьезные реформы».

Не снижается напряженность в зоне палестино-израильского конфликта. Боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа продолжают ракетные обстрелы приграничных районов Израиля, а израильские войска наносят удары по объектам противника в палестинском анклаве и проводят операции против террористов на ЗБРИ. В то же время правительство Израиля приняло решение пока воздержаться от проведения масштабной военной операции против сил экстремистов в секторе Газа. Военные продолжат интенсивное нанесение точечных ударов в глубине территории противника с целью уничтожения его средств ракетного нападения, а также рейдовые операции по выявлению и ликвидации боевиков и их инфраструктуры. Будет усилена разведка на палестинских территориях. В то же время руководство Израиля оставляет за собой право на проведение крупной наземной операции на территории сектора Газа в случае роста числа ракетных обстрелов и увеличения жертв среди израильского гражданского населения.

Обостряется ситуация в секторе Газа, где активизируется деятельность противников ХАМАСа. В ответ исламистские власти усиливают меры репрессивного характера. Так, власти запретили любые собрания «проводимые под предлогом пятничных молитв». Проводятся постоянные аресты активистов и сторонников ФАТХА. В то же время на ЗБРИ, подконтрольной главе ПНА М. Аббасу, власти проводят аресты сторонников ХАМАСа.

Впервые в истории МО Израиля планирует свою финансовую деятельность сразу на пять лет. Учитывая уроки войны с «Хизбаллой» в 2006 г., предпочтение отдается обеспечению потребностей сухопутных войск. В частности, предполагается закупить несколько сотен тяжелых БТР типа «Нимр», созданных на базе танка «Меркава» и 200 средних БТР (американских «Страйкер» или израильских «Голан»). Также армия закупит танки «Меркава-4» для оснащения одной бронетанковой бригады, а танки «Меркава-2/3» оборудуют системой активной защиты. Для ВВС планируется закупить 50 новейших американских истребителей F-35. Военно-транспортная авиация получит 4-6 самолетов С-130J. Будет проведена модернизация имеющихся на вооружении боевых самолетов и вертолетов, пополнится арсенал авиационных ракет и бомб. Части ПРО получат дополнительное количество израильских комплексов «Хец», а американские «Пэтриоты» модернизируют до варианта РАС-3. Для противодействия ракетному оружию малой дальности разработают систему ближней ПРО «Железный купол». ВМС получат два корвета и две немецкие подводные лодки типа «Долфин». По заявлению начальника генштаба ВС Израиля генерала Г. Ашкенази, реализация намеченных планов позволит увеличить способность ЦАХАЛа в борьбе с угрозами безопасности, с которыми может столкнуться страна.

Усиливается напряженность внутриполитической обстановки в Пакистане. На минувшей неделе исламские экстремисты совершили несколько крупных терактов. В северо-восточных районах страны вблизи границы с Афганистаном продолжаются вооруженные столкновения армии и сил безопасности с боевиками местных племен, поддерживающих движение «Талибан» и «Аль-Каиду». Власти Саудовской Аравии предложили находящемуся в эмиграции бывшему премьер-министру Пакистана Н. Шарифу воздержаться от возвращения на родинку. Тем не менее, влиятельный оппозиционный политик намерен 10 сентября вылететь из Лондона в Пакистан. В ответ власти усилили меры безопасности в аэропорту Исламабада, произведены аресты ок. 2000 сторонников Н. Шарифа.

Бывший президент Ирана А. Х. Рафсанджани 4 сентября избран председателем Совета экспертов страны – государственного органа, который избирает и наблюдает за деятельностью духовного лидера (верховного руководителя) ИРИ. Как известно, Рафсанджани считается представителем группы прагматиков в иранском руководстве, готовых вести переговоры с международными представителями по урегулированию вопросов, связанных с ядерной программой ИРИ. Со своей стороны, президент Ирана М. Ахмадинежад 9 сентября подтвердил, что его страна не намерена обсуждать с Западом свое право на мирную атомную программу и это право поддерживается все большим числом стран.

5 сентября парламент Турции одобрил программу правительства, вновь сформированного лидером правящей исламистски ориентированной Партии справедливости и развития Р. Т. Эрдоганом. Основными ее пунктами являются изменения ряда положений конституции республики и обеспечение дальнейшего роста национальной экономики. Также правительство намерено продолжить переговоры о вступлении Турции в Евросоюз.

По сообщениям французской прессы, Франция намерена расширять военное сотрудничество с Ливией, о чем свидетельствует соответствующее соглашение между двумя государствами. В соответствии с этим документом, французская сторона поставит Ливии партии вооружения и окажет содействие в подготовке местного спецназа и пограничников. Также предусмотрено проведение совместных учений ВС двух стран. Ливийцы намерены приобрести во Франции боевые и военно-транспортные самолеты, боевые корабли, системы ПВО, системы пограничного наблюдения и контроля, военные автомобили и др.

По признанию генерального секретаря НАТО Я. Де Хооп Схеффера, миссия миротворческих сил НАТО в Афганистане будет длительной, т. к. «после многолетней войны восстановление страны, реставрация важнейших институтов, включая афганскую армию, потребует значительного времени». Кроме того, перед кабульскими властями и силами коалиции по-прежнему стоят серьезные вызовы со стороны противников – движения «Талибан» и боевиков «Аль-Каиды», которые наиболее активно действуют в южных и восточных районах Афганистана. Причем в последнее время они все чаще прибегают к террористическим методам борьбы, в т. ч. с использованием боевиков-смертников, совершают нападения на школы, захватывают заложников.

Приложение

Суданский Дарфур: что дальше?

На минувшей неделе генеральный секретарь ООП Пан Ги Мун посетил Судан, где провел переговоры по ситуации в регионе Дарфур с президентом страны О. аль-Баширом и одним из руководителей дарфурских повстанцев М. А. Миннауи. В числе главных на переговорах был вопрос о размещении в Дарфуре в соответствии в резолюцией Совета Безопаности ООН 1769 от 31 июля 2007 г. совместного миротворческого контингента Африканского союза (АС) – ООН численностью свыше 26 тыс. чел. (в настоящее время здесь находится 7-тысячный контингент миротворцев АС). Пан Ги Мун также побывал в одном из лагерей беженцев в Дарфуре. В итоге была достигнута договоренность о возобновлении 27 октября с. г. в Ливии переговоров между суданским правительством и представителями повстанцев. Причем правительство Судана обязалось «внести свой вклад в обеспечение благоприятной обстановки для переговоров и выполнить свои обязательства в части прекращения военных действий в Дарфуре и согласованного прекращения огня».

Вместе с тем, сразу же отметим, что развитие событий в Дарфуре показывает, что урегулирование вооруженного конфликта, начавшегося в 2003 г. между центральным правительством и местными повстанческими группировками, представляется делом весьма трудным и в ближайшее время здесь вряд ли удастся достичь каких-либо конкретных значимых результатов.

На сегодняшний день положение дел в регионе остается очень сложным. Конфликт приобрел масштабный характер, отличается многослойностью и ожесточенностью действий его участников. Насилие, которому подвергается главным образом мирное население, остановить не удается, число жертв и беженцев постоянно растет. Ситуацию осложняет крайне тяжелая гуманитарная обстановка: Дарфур постоянно находится под угрозой голода, отсутствует нормальное медицинское обслуживание населения, сложные проблемы имеются в обеспечении водой и др.

По оценке очень многих экспертов, в основе нынешнего конфликта в Дарфуре лежат крупномасштабные изменения климата и окружающей среды, произошедшие в регионе за последние десятилетия. По данным специалистов Программы ООН по окружающей среде (UNEP), за истекшие 40 лет пустыня в Дарфуре продвинулась на юг на 100 км, а за последние 15 лет зеленый покров здесь уменьшился на 12 проц, активно идет процесс эрозии почвы, сокращаются имеющиеся водные ресурсы, все более частым явлением становятся засухи. И все это происходит на фоне быстрого роста населения: с 1973 по 2003 г. оно увеличилось с 2,2 до 5,1 млн чел. Таким образом, сокращение естественных ресурсов при быстром росте населения резко обострило борьбу за землю и воду. Ситуацию дополнительно осложнило и недавнее обнаружение на юге Дарфура промышленных запасов нефти, на получение доходов от продажи которой претендуют все участники дарфурских событий.

Совокупность всех этих факторов, плюс нерешенность целого ряда проблем экономического, социального и культурного развития Дарфура, нежелание центральной власти шире привлекать к управлению регионом местные кадры привели к возникновению и быстрому разрастанию конфликта, обусловили ожесточенность происходящего здесь противостояния.

Особо хочется подчеркнуть, что со схожими проблемами сталкиваются и другие страны Северной Африки и Ближнего Востока, где быстрый рост населения, масштабная урбанизация, развитие экономики вступают в противоречие с растущим дефицитом скудных в этом районе мира водных и пригодных к использованию земельных ресурсов. В первую очередь, это относится к Египту. Именно «война за воду» может в перспективе привести здесь серьезному обострению целого ряда межгосударственных конфликтов.

В последние годы вокруг событий, происходящих в Дарфуре, на Западе, развернута пропагандистская кампания, в ходе которой в подавляющем большинстве случаев в насилии и жестокости обвиняют власти Судана и поддерживаемые ими арабские военизированные формирования «джанджавид». Безусловно, и Хартум, и патронируемые им отряды «джанджавид» во многом ответственны за кровопролитие и насилие в регионе. Но это одна сторона вопроса. Между тем следует сказать, что в действиях повстанческих группировок также имеются многочисленные проявления жестокости и насилия, в т. ч. по отношению к гражданскому населению. Об этом, кстати, неоднократно сообщали иностранные наблюдатели, в т. ч. по линии ООН. Так что за дела, происходящие в Дарфуре, в полной мере несут ответственность все участники конфликта.

Ситуация в регионе значительно осложняется отсутствием единства в повстанческом движении. Здесь действует больше число различных движений и группировок (только наиболее крупных насчитывается 12), зачастую не столько воюющих с правительством, сколько соперничающих друг с другом или ведущих борьбу за контроль над определенными районами. Плюс ко всему в Дарфуре имеется множество просто криминальных банд, которые активно и масштабно занимаются грабежом и насилием.

В начале августа лидеры восьми повстанческих группировок на совещании, проведенном под эгидой Африканского союза (АС) в г. Аруша (Танзания), договорились по составу общей делегации и согласовали свои позиции для переговоров с суданским правительством. Однако ряд группировок отказался участвовать в этой встрече и продолжает действовать самостоятельно. К тому же, по информации СМИ, хартумские власти «не проявили энтузиазма относительно некоторых элементов соглашения», выработанного в Аруше. Все это самым серьезным образом затрудняет возобновление процесса политического урегулирования в Дарфуре. А пока здесь продолжается кровопролитие, регулярно сообщается о боях правительственных войск с повстанцами, вооруженных столкновениях между различными повстанческими группировками, между отрядами племен и пр.

Коротко еще об одном вопросе. Часто говорится о том, что суданская армия в боях с дарфурскими повстанцами использует российское оружие. Хочется подчеркнуть, что понятие «российское оружие» вовсе не означает, что тот или иной тип вооружения произведен именно в нашей стране и поступил в Судан (или какую-то другую «горячую точку» планеты) именно из России. Вооружение могло быть доставлено как правительственным силам, так и повстанцам из бывших советских республик, стран Восточной Европы, какого-либо другого государства или поступить по существующим в мире частным нелегальным каналам продажи оружия.

Что можно сказать о путях разрешения дарфурского конфликта? Как представляется, наращивание в регионе миротворческих сил АС/ООН вряд ли приведет к существенной стабилизации обстановки, тем более что их основу, как и прежде, составят африканские военнослужащие, не имеющие хорошей подготовки. Дальнейшее усиление международного давления на Хартум также контрпродуктивно. Оно будет лишь стимулировать завышение требований повстанцев к правительству, а власти — подталкивать к более суровым мерам по подавлению мятежа. При этом жесткое давление, не учитывающее политических, исторических, этнических, конфессиональных и иных особенностей Судана лишь обострит конфликт, приведет к новым жертвам. Здесь, по нашему мнению, очень важно убедить суданское правительство в том, что международная посредническая и миротворческая деятельность отнюдь не ставит своей целью смену существующей в Хартуме власти. Это позволит наладить действительно конструктивное взаимодействие между суданским правительством и миротворцами. Несомненно и то, что международная поддержка урегулирования дарфурского конфликта должна включать не только контроль за безопасностью в этом регионе, но также поддержку политического процесса урегулирования с учетом позиций всех его участников, масштабное содействие экономическому и социальному развитию Дарфура и, конечно же, оказание активной гуманитарной помощи населению региона. Что касается повстанцев, то международному сообществу, тем же ООН и АС следует твердо заявить: язык постоянных ультиматумов, столь часто используемый мятежниками в отношении центральной власти, не способствует урегулированию конфликта, а лишь обостряет его, ведет к усилению противостояния.

Таким образом, быстрое разрешение дарфурского конфликта не представляется возможным. Для этого необходима умелая, длительная кропотливая работа со всеми его участниками. К тому же, как стало известно, возможности для уменьшения дефицита природных ресурсов в Дарфуре имеются. Так, египетские исследователи недавно сообщили о наличии в регионе гигантской подземной водной емкости площадью ок. 39 тыс. кв. км. Существует и проект ее использования под названием «1000 колодцев в Дарфуре». На сегодняшний день первые 20 из них уже отрыты.