- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты определяют основные направления стратегии национальной безопасности Израиля. Часть 5

Вашингтонский институт ближневосточной политики (The Washington Institute for Near East Policy, WINEP) опубликовал доклад под названием «Рекомендации по стратегии национальной безопасности Израиля» (Guidelines for Israel’s National Security Strategy). Авторы доклада: генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот, бывший начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) с 2014 по 2019 год, в настоящее время является военным научным сотрудником WINEP; и полковник (запаса) Габи Сибони – старший научный сотрудник Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) Тель-Авивского университета, руководитель программ военного и стратегического анализа и проблем кибербезопасности, основатель и редактор журнала Cyber, Intelligence, and Security. В работе над документом, помимо других сотрудников WINEP, приняли участие: директор INSS генерал-майор (в отставке) Амос Ядлин; д-р Анат Курц, директор по исследованиям, старший научный сотрудник и редактор INSS Insight; полковник (запаса) Юваль Базак[i] [1].

По мнению израильских экспертов, Израилю в настоящее время приходится маневрировать в условиях меняющихся угроз. Дело в том, что в наши дни противником еврейского государства больше не является коалиция арабских государств, стремящихся его уничтожить посредством масштабных наземных операций. Израиль сейчас сталкивается с целым рядом противников. С одной стороны, это негосударственные акторы, реализующие стратегию ограниченного нападения и вторжения на израильскую территорию. Тем самым они решают политические задачи, поставленные перед ними определенными политическими силами, в том числе, с целью разрушения израильского общества. С другой стороны, нынешний враг Израиля – это Иран, подконтрольные ему группировки и джихадистские организации. В то время как все они преследуют прежнюю цель – уничтожить Государство Израиль как политическую единицу – их образ действий в корне изменился. Теперь они помимо физических угроз в виде военных и террористических актов, направленных на израильские вооруженные силы, граждан и имущество, ведут когнитивную войну. Задача заключается в том, чтобы оказывать постоянное давление на два ключевых аспекта, считающихся мягким подбрюшьем национальной безопасности Израиля. Речь идет об израильском обществе и положении Израиля на международной арене.

В кампанию, нацеленную на подрыв израильского общества, входит ослабление социальных скреп и углубление разногласий, подстегивание конфликтов между слоями населения и провоцирование длительного внутреннего напряжения по вопросам территориальных уступок. Возлагается также надежда на усиление процесса утечки мозгов, что подтолкнет представителей элиты Израиля покинуть государство и, таким образом, произойдет ослабление общества и возможно его крах.

В то же время ведется широкомасштабная кампания по демонизации Израиля в глазах международного сообщества, нанесению ущерба его статусу и экономике, а также подрыву его легитимности как еврейского национального государства. Цель кампании по делегитимизации государства, аналогичной усилиям, направленным на ослабление израильского общества, состоит в том, чтобы истощить силы страны и уменьшить ее способность противостоять угрозам.

Для нанесения ущерба еврейскому государству посредством истощения и конфликтов его противники используют две взаимосвязанные стратегические идеи. Непрерывные террористические и партизанские кампании и обстрелы израильской территории, включая создание «Хизбаллой» и ХАМАСом военного потенциала, призваны сдерживать действия Израиля, а также изматывать его армию (ЦАХАЛ), израильскую общественность и лиц, принимающих решения. Неотъемлемой частью этих усилий является пополнение арсенала высокоточных ракет, разработка подземных, воздушных и морских наступательных средств, а также создание подземных сооружений для нанесения вреда в израильском тылу.

Наряду с этими наступательными способностями упомянутые выше организации обладают оборонительными возможностями, в основном в городских районах, широко используя гражданских лиц в качестве живого щита. Эти методы также направлены на истощение Израиля, в частности, сухопутных войск, вынужденных маневрировать вдоль границы. В  пропагандистских целях муссируется проблема ущерба, наносимого ЦАХАЛом гражданскому населению, тем самым усиливается международное давление, которое ограничивает свободу действий Израиля. Такая деятельность вносит вклад в делегитимизацию еврейского государства.

Вторая стратегическая концепция врагов Израиля предполагает достижение не конвенционального ядерного военного потенциала (который еще не достигнут) и химического потенциала, который, по мнению авторов доклада, давно присутствует в регионе, несмотря на то, что его контуры изменились.

Некоторые страны и образования на Ближнем Востоке решили отказаться от вооруженной борьбы против Израиля и даже признали еврейское государство, установив с ним отношения, хотя, как правило, не полноценные и официальные, а на уровне членов правящего режима и структур безопасности.

По мнению израильских экспертов, присущая региону нестабильность, в конечном итоге может изменить существующую реальность. На фоне стратегических кризисных моментов в регионе может произойти усиление потенциала обычных угроз. Стратегия национальной безопасности Израиля должна включать налаживание отношений и определение взаимных интересов со странами региона, чтобы уменьшить и в идеале предотвратить такие изменения. В то же время Израиль должен быть готов предоставить эффективные средства решения проблемы в случае ее возникновения.

Авторы доклада классифицируют угрозы и вызовы Государству Израиль следующим образом:

— угрозы со стороны (относительно) функциональных государств, например Ливана;

— угрозы со стороны областей с низким уровнем суверенитета и с участием нескольких игроков, например Синайский полуостров и Сирия;

— вызовы изнутри Израиля, например, общественному согласию, угрозы нарушения общественного порядка, ущерб государственному суверенитету в некоторых частях страны.

Внешние угрозы Государству Израиль эксперты разделяют на следующие категории:

— Угрозы, создаваемые обычными вооруженными силами. Они приобретут более серьезный характер, если суннитские государства станут менее дружественными к Израилю.

— Не конвенциональные угрозы. Они вызваны усилиями, направленными на достижение военного ядерного потенциала, который может поставить под угрозу использование Израилем военных самолетов или ракет большой дальности. Ярким примером является Иран, который перемещает ракеты большой дальности на территорию Ирака. В будущем эти ракеты могут быть оснащены не конвенциональными боеголовками и направлены на Израиль.

— Нерегулярные угрозы. Они охватывают широкий спектр возможностей, в том числе навесной огонь из гражданских районов, с целью нанесения вреда жителям Израиля, и использование подземных сооружений для военной и террористической деятельности. Угроза усиливается с повышением точности, активности в киберпространстве и усиления влияния противника. В качестве примера приводится «Хизбалла» и ХАМАС. Эта угроза включает террористические акты со стороны акторов как внутри, так и за пределами Израиля.

— Киберпространство и информационные угрозы. Эти угрозы, исходящие от вражеских государств и организаций, подразумевают возможности, призванные нарушить функционирование жизненно важных систем Израиля и ход повседневной жизни, ведение шпионажа и кражу данных. Они также могут включать попытки повлиять на мнение и сознание израильских граждан, поставить под сомнение законность применения Израилем силы, нанести ущерб правовой системе и способствовать экономическому и академическому бойкоту еврейского государства.

Кроме того, ракеты с большой дальностью действия класса «земля-земля», как обычные, так и не конвенциональные, в других странах и у организаций представляют угрозу для населенных пунктов Израиля и его стратегических активов. Эти угрозы могут подорвать способность Израиля мобилизовать свои резервы и перебросить войска на различные арены боевых действий, нанести ущерб израильскому потенциалу в воздухе в результате серьезного удара по базам ВВС. Они угрожают уничтожением жизненно важной инфраструктуры и объектов, таких как воздушные и морские порты, газовые хранилища и электроэнергетические установки, производственные предприятия и склады опасных материалов.

Не конвенциональные угрозы авторы доклада называют стратегически слабым местом Израиля. Ущерб от такой атаки может быть настолько серьезным, что парализует экономику, в связи с физическими и психологическими последствиями. Все это требует действий, направленных на то, чтобы нейтрализовать такие угрозы, пресечь попытки их реализации, и если таковые будут выявлены, то применить значимые средства и силы сдерживания. В частности, иранская ядерная угроза лежит в основе усилий, направленных на экспорт революционной идеологии режима в Тегеране и его стремления к региональной гегемонии через Ирак, Йемен, Бахрейн, Сирию, Ливан и сектор Газа.

Внутренние проблемы и угрозы Израилю заключаются в попытках нарушить согласие между слоями общества, поколебать веру в справедливость сионистского дела и ослабить внутреннюю легитимность действий Израиля. Разломы проходят в социальной сфере (между богатыми и бедными), в идентичности (ашкенази и мизрахи, светские и религиозные граждане), а также в политике (правые против левых), в противостоянии различных взглядов и ценностей. Эти проблемы усугубляются негативных тенденций в отдаленных районах (Галилее, Араве, Негеве) вследствие демографических процессов и отсутствия должного к ним внимания.

Авторы доклада утверждают, что стратегия безопасности Израиля должна учитывать возможность того, что риски, с которыми сталкивается страна, могут стать конкретными угрозами, которые помимо прочего приведут к политическим изменениям и переменам в руководстве соседних государств. Такие изменения могут произойти в результате внутренних процессов, которые значительно ухудшат отношение правящей элиты к Израилю, превращая эти страны в противников или даже врагов еврейского государства.

Анализируя угрозы и геостратегическое положение Израиля, авторы доклада отмечают, что за исключением границ с Египтом и Иорданией, израильские границы являются предметом споров и основаны на соответствующих соглашениях о перемирии, прекращении огня и промежуточных соглашениях. Удлиненная узкая конфигурация Израиля привела к таким же границам, которым не хватает глубины, что затрудняет их защиту. В большинстве районов страны границы лишены естественных преград, что усугубляет проблему, равно как и большое количество еврейских поселений вдоль границ, а также отсутствие буферных зон между пограничными районами и гражданским населением.

В соответствии с устоявшейся стратегией безопасности Израиля, пограничные поселения являлись частью оборонительной системы, и были призваны задержать врага и обеспечить возможность призыва и перемещения резервистов к аренам боевых действий. Однако близость гражданского населения к границе одновременно выступает в качестве слабого места государства в оперативном и психологическом отношении. Поэтому стратегия безопасности должна определить баланс между ролью поселений в деле обороны и стремлением лишить противника возможности достичь стратегических целей. Отсутствие глубины и близости угроз для жизненно важных объектов в пограничной зоне Израиля также является вызовом для израильской разведки. Это требует достаточного времени для предупреждений, чтобы можно было развернуть войска, призвать резервные подразделения и вывести их на линию фронта. Необходимы упреждающие шаги для нейтрализации угроз и обеспечения возможности развертывания войск на арене боевых действий. Затем требуется быстрый перенос борьбы на вражескую территорию и удаление угроз.

Близость Западного берега р. Иордан к основным населенным пункты и жизненно важным объектам Израиля потребует – даже в случае будущей договоренности с палестинцами – заключения соглашения, которое обеспечит возможность израильским войскам быть развернутыми в этом районе с учетом любой угрозы. Поддержание полного израильского контроля безопасности в долине реки Иордан также необходимо для предотвращения формирования потенциального Восточного фронта, обеспечения демилитаризации контролируемых палестинцами районов и срыва наращивания сил с помощью контрабанды оружия с востока.

Государство Израиль отличают геостратегические факторы, которые сильно влияют на использование обычной военной мощи, со следующими вызовами:

— Боевые силы действуют в соответствии с сухопутной военной стратегией, например, решение военных задач зависит от способности достичь стратегических целей с помощью сухопутных войск, исходные позиции которых находятся вдоль израильских сухопутных границ. Это влечет за собой необходимость предотвращения компромисса в отношении суверенной территории Израиля путем применения военной силы, центральным компонентом которой являются сухопутные войска.

— Угрозы, исходящие от соседних государств и организаций, могут заставить Израиль участвовать более чем на одном фронте одновременно. Две или даже три сухопутных арены боевых действий – например, Ливан и Сирия, сектор Газа, Западный берег р. Иордан – могут возникнуть, в дополнение к другим фронтам.

— Процесс урбанизации и переход от боя в открытой местности в густонаселенные районы, вероятно, затруднит маневрирование. Военные операции вполне могут затянуться и привести к военным потерям и репутационным издержкам в общественном мнении. Быстрое маневрирование вглубь врага и угроза его центрам оперативной устойчивости потребует развития способности выполнять системные обходы вдоль внешних линий, в море, в воздухе и на суше.

— В дополнение к сухопутным аренам, у побережья Ливана и сектора Газа вполне может быть открыт военно-морской фронт, что создаст серьезные проблемы для свободы торговых путей в/из Израиля и защиты экономических активов. Эта проблема может еще больше усугубиться на фоне негативного изменения стратегии соседних стран, что также окажет влияние на свободу судоходства в Красном море.

Географическое положение и особенности Израиля имеют также ряд преимуществ, которые позволяют:

— отрезать морские пути в Ливан и сектор Газа;

— быстро перемещать войска между аренами боевых действий по коротким внутренним маршрутам и ​​использовать ВВС во всех районах против любых существующих или потенциальных угроз;

— предотвращать враждебные военные закрепления на Западном берегу р. Иордан, секторе Газа и на Синайском полуострове или, по крайней мере, принимать превентивные меры против таких действий;

— остановить появление обычных вооруженных сил на Голанских высотах, в Ливане, секторе Газа и на Синае или, в качестве альтернативы, предпринять упреждающие шаги при появлении первых признаков использования обычных военных возможностей в этих областях.

Действия врагов Израиля осуществляются в рамках четырех видов угроз:

— Угроза терроризма как распространенного явления в мирное время, на войне или в чрезвычайных ситуациях. Она охватывает целый ряд различных средств, таких как холодное и огнестрельное оружие, самодельные взрывные устройства и даже нетрадиционный терроризм – химический и биологический.

— Угроза со стороны стран, которые доказали свои возможности во всех измерениях войны и против которых должен действовать Израиль.

— Необычная угроза – в ближайшей перспективе, химическая и биологическая, а в долгосрочной перспективе – военная ядерная.

— Киберпространство и информационные угрозы, исходящие от региональных врагов и глобальных конкурентов.

Каждая из этих угроз может появиться по отдельности, в разных комбинациях или все одновременно, а также в мирное время, на войне или в чрезвычайной ситуации.

Рассматриваемый сценарий построен на возможности одновременных действий против широкого спектра вышеперечисленных угроз. Суровые и экстремальные параметры угрозы должны способствовать усилению всех составных частей военной мощи Израиля. Более того, необходимо исходить из того, что Израилю придется действовать самостоятельно без какой-либо внешней поддержки.

Стратегия безопасности Израиля должна противостоять сочетанию внешних угроз и внутренних проблем, основываясь на понимании того, что опасность заключается в их одновременном возникновении. Таким образом, стратегия должна предусматривать последовательный ответ, усиливая каждый компонент в отдельности, обеспечивая тесную координацию действий, предполагая, что параметры системы безопасности одновременно направлены на защиту государства и достижение победы.

[i] [2] Guidelines for Israel’s National Security Strategy // WINEP. October, 2019 — https://www.washingtoninstitute.org/uploads/Documents/pubs/PolicyFocus160-EisenkotSiboni.pdf