- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О подготовке новой международной конференции по Ливии:

В ноябре 2019 года запланировано проведение нового раунда международных переговоров по ливийскому урегулированию. К нему приковано пристальное внимание наблюдателей и экспертов по целому ряду причин. Во-первых, готовящаяся международная конференция станет по сути первой серьезной попыткой дипломатического урегулирования с момента начала военной кампании под руководством фельдмаршала Халифы Хафтара против Триполи в апреле текущего года. Во-вторых, подготовку и проведение ливийской конференции  взяла на себя Германия, которая постепенно превращается в одного из ведущих гуманитарных доноров, финансирующих содействие в конфликтных странах на Ближнем Востоке. Закрывая вакуум, образуемый после последовательного ухода с авансцены ближневосточного противостояния США, Берлин начинает все чаще играть роль политического тяжеловеса и ответственного глобального лидера на треке антикризисного урегулирования. И, пожалуй, впервые за долгое время проводит у себя политически важную международную конференцию.

Для Германии как лидера Европейского союза ливийская конференция является важной возможностью воплотить свой политический капитал в конкретные договоренности. Именно поэтому, Германия как принимающая сторона как никогда заинтересована в успешных и осязаемых результатах предстоящей встречи. Берлин будет соответственно добиваться от других ключевых внешних игроков соблюдать наложенные по линии ООН эмбарго на поставку вооружений в Ливию и подталкивать своих союзников внутри Ливии к прекращению огня и старту нового политического процесса.

Главная сложность предстоящего мероприятия заключается в том, что интересы и приоритеты ключевых внешних игроков по-прежнему серьезно расходятся. Видя отсутствие прогресса, Берлин не спешит с идеей конференции – изначально она планировалась ранее, в октябре, но впоследствии была перенесена. Проведенный на полях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке подготовительный мини-саммит с участием министров иностранных дел Франции и Италии показал неготовность сторон к развязкам. Несмотря на общий консенсус относительно перезапуска политического процесса и блокировки военного решения, реальных рычагов для остановки процесса поставки вооружений в Ливию стороны так и не смогли обозначить. Список участников ливийской конференции также пока остается несогласованным. Исходя из этого, Берлин предложил перенести сроки ливийской конференции на ноябрь. Но точных, согласованных дат проведения пока нет; и риски очередного переноса мероприятия также высоки.

Очевидно, чтобы обеспечить успех ливийской конференции Германии нужно активнее работать на дипломатическом фронте с пестрым спектром внешних игроков. Известно, что Катар и Турция являются наиболее активными спонсорами, в том числе в плане поставки вооружений, признанного ООН так называемого правительства национального согласия (ПНС) во главе с премьер-министром Ф.Сараджем в Триполи. Политически эту власть также поддерживает Италия, претендуя на свое лидерство в переговорном процессе. Италия и Турция стали единственными странами, открывшими свои посольства в Триполи после подписания соглашения о создании правительства национального единства в 2016 году. Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ, c другой стороны, являются твердыми сторонниками Ливийской национальной армии (ЛНА) во главе с Х.Хафтаром. Последний также имеет негласную поддержку от России. Все чаще в сторону поддержки Хафтара склоняется Франция, исторически один из ключевых игроков на ливийском политическом поле. США изначально поддерживающие Сараджа, c приходом администрации Д.Трампа также вступили в некие негласные переговоры и заигрывания с администрацией Хафтара.

С учетом непростых отношений Германии с некоторыми из этих внешних игроков, особенно Турцией (в свете недавно начатой военной кампании в северо-восточной Сирии), на дипломатическом фронте Берлин должен будет проделать большую работу, чтобы выйти на конструктивную дискуссию. С учетом возрастающей роли Турции в ливийских делах как ключевого военного союзника премьер-министра Сараджа, сделать это будет непросто. Недавнее обращение Триполи к Анкаре с просьбой защитить аэропорт Мисураты от воздушных ударов может стать триггером уже для прямого вмешательства Турции в военный конфликт (пока турецкая сторона ограничивается поставкой вооружения, а также технической координацией и поддержкой, включая управление дронами). Такой сценарий является крайне нежелательным для перспектив ливийской конференции и может еще более отодвинуть сроки ее проведения.

Чтобы избежать этого нежелательного сценария и добиться политических решений, Германия активно работает с ООН и спецпосланником генерального секретаря по Ливии Г.Саламе. Одновременно, Берлин стремится заручиться поддержкой Совета Безопасности ООН и его пяти постоянных членов, продвигая идею принятия новой резолюции Совбеза, которая обязывала бы всех внешних игроков прекратить поставку вооружений и поддержку эскалирующих прокси-войн на ливийской территории. Откровенно говоря, эта инициатива не новая и уже не раз лоббировалась различными силами. Однако с момента начала военной кампании генерала Хафтара против Триполи в апреле текущего года, она всячески торпедировалась – с тех пор ни одной резолюции Совета Безопасности ООН по Ливии принято не было.

Тем не менее, данная идея активно разделяется спецпосланником ООН по Ливии Cаламе, который предлагает вдобавок к этому создать некий механизм контроля и мониторинга за исполнением принятого решения. Созданный под его руководством экспертный совет по мониторингу военного эмбарго в Ливию к сегодняшнему дню смог обнаружить достаточное число явных нарушений и обходов этого решения и следов так называемого «внешнего вмешательства» в ливийский процесс. В конце года этот орган ООН должен опубликовать новый доклад, с детально задокументированными случаями нарушений эмбарго за последние несколько лет. Видимо, исходя из политических соображений, выход этого доклада станет возможным уже после проведения международной конференции по Ливии в Берлине.