- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Египте: сентябрь 2019 г.

5 сентября МВД Египта сообщило об уничтожении 6 джихадистов в боестолкновении, происшедшем в тот день в районе оазиса Бахария на юге Египта. Полицейские проводили в этом районе операцию по прочесыванию местности после получения сигнала о появлении в этом районе вооруженных лиц, когда были обстреляны неизвестными. Ответным огнем они убили шестерых из числа нападавших. На месте боя были обнаружены 4 автомата и охотничье ружье.

Ранее джихадисты из группы «Провинция Синай «Исламского государства»» (ИГ, запрещено в РФ) уже совершили несколько атак в этой пустынной зоне на западном берегу реки Нил.

18 сентября МВД Египта сообщило об уничтожении 9 джихадистов в двух боестолкновениях с полицией к востоку и югу от Каира. Среди убитых оказался видный полевой командир одного из отрядов группировки «Лива ат-Таура» («Бригада революции») Махмуд Гариб Касем. Операции проводились с целью уничтожения схронов боевиков. О возможных потерях со стороны полицейских не сообщалось.

Группировка «Лива ат-Таура» стала проявлять себя с 2016 г. Она взяла на себя ответственность за несколько атак на египетских полицейских и военных.

Со времени начала операции «Синай-2018» в феврале 2018 года на севере Синайского полуострова египетским силовикам, по их данным, удалось уничтожить около 650 джихадистов из группировки «Провинция Синай «Исламского государства»».

24 сентября согласно коммюнике МВД Египта к западу от Каира в городе «6 октября» были уничтожены 6 активистов «Братьев-мусульман». Эта организация формально запрещена в РФ, однако это не мешает представителям власти встречаться с ее сторонниками, например, с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом.

9 сентября глава МИД Египта Самех Шукри прибыл с визитом в Хартум. Этот визит был назван в Каире «новым стартом» в развитии двусторонних отношений в момент, когда в Судане начался переходный период на пути к гражданскому режиму. Напомним, что с момента удаления военными от власти президента Омара аль-Башира в апреле с.г. Египет поддерживал суданских военных, оказавшихся у власти. Ранее между двумя странами были достаточно напряженными в связи с неурегулированностью ряда проблем, в том числе пограничных.

Предполагалось, что в Хартуме С.Шукри встретится с главой МИД Судана Асмой Мухаммед Абдалла – первой женщиной во главе суданской дипломатии, главой Суверенного совета генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом и премьер-министром Абдаллой Хамдоком.

9 сентября С.Шукри заявил, что Каир приложит усилия с тем, чтобы Судан был удален из американского «черного списка» стран, поддерживающих терроризм.

В начале сентября на ряде зарубежных сайтов появились видеозаписи на арабском языке, обвиняющие президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси и военную верхушку в коррумпированности. Эти записи взорвали социальные сети в Египте. Их источник – проживающий в Испании в изгнании 45-летний предприниматель Мухаммед Али – утверждал, что египетские власти якобы должны ему миллионы египетских фунтов за реализацию проектов, осуществленных его строительной компанией «Амлаак». При этом он не приводил каких-либо подтверждений своих утверждений, согласно которым благодаря его компании армия реализовала несколько показушных проектов.

Обращаясь к А.Ф.ас-Сиси, он заявил: «Вы говорите, что мы (египтяне) очень бедны, и что необходимо затянуть пояса. Но вы тратите миллиарды». Понятно, что точных данных об участии предпринимателей от армии в экономике Египта по известным причинам не имеется. Но то, что такое участие очевидно – неоспоримо. Неделей ранее представитель египетских военных в телевизионном интервью заявил, что армия «следит» за более чем 2300 национальными проектами, в реализации которых заняты около 5 млн гражданских лиц.

Как следствие таких заявлений – в соцсетях самой обсуждаемой темой стала роль военных в экономике страны. Немедленно М.Али был обвинен в «измене». Официальных заявлений на тот момент относительно скандальных видео не последовало.

14 сентября АФ.ас-Сиси отверг все обвинения в коррупции, заявив, что он «честен и верен» своему народу и своей армии. Он постоянно подчеркивает отличие Египта от таких стран, как Ирак, Ливия и Сирия.

20 сентября, поддавшись на очевидную провокацию со стороны противников А.Ф.ас-Сиси (скорее всего, это были «Братья-мусульмане»), немногочисленные манифестации с требованиями отставки президента прошли в Каире и в ряде городов страны. Они повторились наследующий день, причем как в столице, так и в других городах страны в них приняли участие всего по несколько сотен человек.

Формально манифестации в Египте запрещены после низложения президента М.Мурси в начале июля 2013г.

21 сентября массированное присутствие сил безопасности было отмечено на всех ключевых точках Каира, и в частности, на площади Ат-Тахрир. В ночь с 21 на 22 сентября в Суэце вспыхнули столкновения между полицией и манифестантами. Но последних было немного, всего около 200 человек. Выступление было подавлено с помощью слезоточивого газа. Тем не менее это были первые выступления против режима А.Ф.ас-Сиси с момента прихода его к власти. И они были достаточно неожиданными. Уже скоро М.Али через социальные сети призвал египтян к «маршу миллионов» 27 сентября на «всех больших площадях страны». Для их предотвращения власти, по данным «правозащитников», арестовали свыше 2 тысяч всевозможных активистов.

27 сентября А.Ф.ас-Сиси в присутствии журналистов заявил, что у него нет оснований для беспокойства в связи с попытками  организации манифестаций оппозиции. В самом деле, в тот день на акции протеста вышло очень мало египтян – по несколько сотен в разных городах. Гораздо больше людей собралось на шествия в поддержку А.Ф.ас-Сиси. Официальные СМИ обвинили «Братьев-мусульман» в очередной попытке взорвать страну.

В тот же день в очередной раз США продемонстрировали, на чьей стороне находится Вашингтон. Американская администрация призвала Египет позволить «мирные политические манифестации», выступив в защиту «права египтян свободно выражать их мнение».

11 сентября военный трибунал приговорил к пожизненному заключению 11 представителей руководства «Братьев-мусульман» (формально эта организация запрещена в РФ), признанных виновными в шпионаже в интересах палестинского исламистского движения ХАМАС и шиитского ливанского движения «Хизбалла». Эти два движения объединяет вражда к Израилю.

В Египте пожизненное заключение эквивалентно 25 годам тюрьмы.

Среди осужденных в очередной раз оказались верховный лидер «братства» Мухаммед Бади и его заместитель Хайрат аль-Хатер. Другие 5 активистов «Братьев-мусульман» получили тюремные сроки от 7 до 10 лет. Остальные были оправданы. Все осужденные были обвинены «в преступлениях в сотрудничестве с иностранными организациями», под которыми подразумевались ХАМАС и «Хизбалла». Последние при этом были обвинены в «финансировании терроризма».

По оценке судьи Мухаммеда Фахми, осужденные  «предали их страну, и при этом не испытывали ни малейшего раскаяния».

В деле также фигурировал бывший президент АРЕ исламист Мухаммед Мурси, скончавшийся в ходе допроса в июне с.г.

17 сентября в ходе визита в Каир глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что Париж не располагает какими-либо доказательствами, способными определить источник атак, которые были нацелены 14 сентября против объектов нефтяной инфраструктуры Саудовской Аравии. Он тут же призвал к «деэскалации» конфликта. Ответственность за две атаки на саудовские объекты, совершенные с помощью беспилотников, взяли на себя йеменские повстанцы, которых поддерживает Иран.

Атаки на саудовские объекты нефтедобычи привели к сокращению в два раза добычи нефти в Саудовской Аравии, которая оценивалась в 5,7 млн баррелей в день.

В целом представляется,  что египетский режим без особых потерь вышел из спровоцированного «Братьями-мусульманами» очередного витка внутриегипетского противостояния, который был чреват гражданской войной. Во многом это стало возможным решениям А.Ф.ас-Сиси и военных. Понятно, что попытки организации манифестаций были достаточно неожиданными для властей, однако они быстро и эффективно отреагировали на них.