- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об широкомасштабной операции ВС Нигерии против исламистских террористических организаций

Нигерийские военные начали операцию по противодействию террористам и вооруженным группировкам на территории всей страны. Об этом сообщила в понедельник 7 октября нигерийская газета «Нью Телеграф». Как говорится в публикации, военные действуют во всех 36 штатах Нигерии и на территории Абуджи. Больше всего сил задействовано на севере страны, где активна группировка «Боко харам», которая в 2015 году присягнула на верность террористической организации «Исламское государство» (ISWAP; запрещена в РФ). Одновременно на северо-востоке Нигерии военные проводят операцию «Позитивная идентификация», в рамках которой проверке личности подвергаются все находящиеся в этой части страны граждане. «Эта операция в ближайшее время будет распространена и на другие части Нигерии», — заявил официальный представитель нигерийской армии полковник Муса Сагир. Он уточнил, что общенациональная антитеррористическая операция продлится до 24 декабря. Подразделения 26-й оперативной бригады нигерийской армии в ходе операции в штате Борно на северо-востоке страны захватили 10 боевиков, которые подозреваются в участии в крупномасштабной террористической атаке 2 июня 2014 года в районе Гвоза и убийствах там до 500 человек, преимущественно христиан. Об этом сообщил в субботу 12 октября представитель Вооруженных сил Нигерии по связям с общественностью полковник Амину Ильясу, которого цитирует нигерийская газета «Премиум таймс». «Большинство задержанных лично принимали участие в нападении в составе отрядов террористической организации «Боко харам» на Гвозу в штате Борно», — подчеркнул Ильясу. По его словам, среди арестованных Али Хасан, который является имамом «Боко харам», два члена высшего военного командования этой террористической организации — Альхаджи Букар Маду и Буба Умару. Остальные также занимают высокие «должности» в «Боко харам». Захват террористов стал результатом успешной операции 26-й оперативной бригады по преследованию и окружению групп «Боко харам», действующих на северо-востоке Нигерии.

Личный состав нигерийской армии насчитывает 200 тыс. человек. По своей мощи среди африканских стран южнее Сахары она уступает только ЮАР. Именно на армию сейчас возложена задача борьбы с террористическими группами, в первую очередь «Боко харам». При этом, несмотря не все эти победные реляции, у экспертов существуют серьезные сомнения в конечном успехе этого наступления.

Отметим, что эта операция началась во многом как ответ властей на беспрецедентную боевую активность исламистских боевиков в последние месяцы. Кульминацией этой активности, которая вынудила власти страны срочно реагировать, стал захват  боевиками из ISWAP  нигерийской военной  базы в северо-восточном городе Губио 28 сентября. При этом они не встретили никакого серьезного сопротивления, бродили по городу в течение нескольких часов и не сталкивались с сопротивлением со стороны сил безопасности. Само это нападение было примечательным с точки зрения оценки   нынешнего состояния безопасности на северо-востоке Нигерии.  Через несколько дней после этого инцидента армия предъявила 22 солдатам обвинения в дезертирстве за то, что они покинули свои посты во время нападения. Таким образом, по оценке экспертов по борьбе с терроризмом, ISWAP продолжает создавать большие проблемы в области безопасности для Нигерии и соседних стран. Внутренние распри и низкий моральный дух (включая сообщения о мятежах в самой армии) в Вооруженных силах Нигерии только дополнительно осложняют эту ситуацию.

При этом ISWAP не является монолитной группой. Она разделилась на две фракции — одну лояльную Абу Мусабу аль-Барнави, а другую — Абубакару Шекау. После того, как ядро «Исламского государства» назначило аль-Барнави лидером в августе 2016 года, Шекау отказался признать это решение. Оба продолжают претендовать на главенство в  ISWAP, но их отряды не объединены, не координируют атаки и имеют идеологические разногласия. Но оба они непримиримо выступают против нигерийского правительства, совершают постоянные нападения на военные и гражданские цели и провозглашают своей конечной целью создание  отдельного государства в северных районах  Нигерии. В отличие от соперничающих джихадистских боевиков на других направлениях, таких как «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП) и «Исламское государство в Йемене», группировки Шекау и аАль-Барнави не нападают друг на друга. Группировка аль-Барнави в основном действует на всей территории штата Борно, особенно в районе озера Чад, и использует ее для нанесения ударов по соседним провинциям на северо-востоке Нигерии, а также по Камеруну, Чаду и Нигеру. Согласно докладу ООН за 2019 год, группа имеет до 3000 боевиков, самым серьезным образом улучшила свое финансовое положение и теперь даже имеет на своем вооружении беспилотники. Основными целями их боевой активности являются в основном  военные цели, поскольку они стремятся   заручиться поддержкой местных жителей и в этой связи избегают нападений с использованием террористов-смертников на гражданские объекты или на  места отправления культа. Тем не менее, группа активно нацелена на иностранцев и такие группы, как неправительственные организации и организации по оказанию помощи, особенно из западных стран. Так, боевики группы устроили засаду на конвой работников по оказанию помощи в июле 2019 года: убили одного, похитили нескольких других, а затем казнили одного из работников по оказанию помощи в сентябре.

Фракция Шекау действует главным образом в южной и восточной частях штате Борно, откуда она совершает рейды в соседние районы.  Группа не располагает людскими ресурсами и боевым арсеналом  аналогичными фракции аль-Барнави. Она проводит нападения на силы безопасности и НПО, но в большей степени ее активность сосредоточена на проведении терактов с использованием смертников против «мягких целей», что принципиально отличает ее от фракции аль-Барнави. Из-за этого она представляет большую угрозу для гражданского населения. Так, в частности экстремисты из этой группы убили десятки человек в спортивном зале в июне и во время  похоронной процессии в июле.

Обе группировки ISWAP оказались устойчивыми перед лицом давления со стороны нигерийских военных, а недавние события могут позволить им только усилить свое влияние. Армия недавно объявила, что она отступает в «суперкампы» в попытке укрепить свои позиции и уменьшить потери. Этот шаг может помочь остановить потерю людей, оружия и оборудования при захвате небольших баз, но в долгосрочной перспективе он только усилит ISWAP. Боевики получат больше возможностей для маневра, при этом автоколонны и сотрудники НПО будут более уязвимы для нападений, похищений и вымогательств. Кроме того, эта ситуация ослабит доверие населения к правительству, что  еще больше подорвет тыловую базу властей в рамках борьбы с повстанцами. Еще одной проблемой нигерийской армии остается резкое падение дисциплины и морального духа. Эти два аспекта было постоянной проблемой для ВС Нигерии. В августе 2018 года сотни солдат взбунтовались, и с тех пор моральный дух только ухудшился. Солдатам приходится сражаться на плохо обслуживаемой и устаревшей технике, во многом очень избирательной и неэффективной  поддержкой со стороны ВВС и полевой артиллерии, а также неадекватными материально-техническими сетями снабжения. Постоянные нападения обеих группировок ISWAP и связанные с ними потери, несомненно, еще больше подрывают моральный дух военных. Наконец, многие солдаты насильно удерживаются командованием  на своих местах службы дольше, чем это предусмотрено контрактом. Все эти моменты внушают определенный пессимизм в отношении успешных перспектив очередной широкомасштабной военной операции нигерийской армии.