- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах военно-технического сотрудничества между США и Саудовской Аравией и шансах для России

Президент России Владимир Путин и король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд в ходе переговоров 14 октября обсуждали военно-техническое сотрудничество (ВТС), диалог будет продолжен. Об этом заявил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков в Эр-Рияде. «Обсуждалось военно-техническое сотрудничество», — сказал Песков журналистам. Отвечая на вопрос, поднималась ли тема возможных поставок С-400 в Саудовскую Аравию, Песков отметил, что «пока нечего сказать, имеются планы». «Мы надеемся, что этот диалог по военно-техническому сотрудничеству тоже будет продолжатся», — добавил представитель Кремля. В воскресенье президент России заявил в интервью телеканалам RT Arabic, «Аль-Арабия» и «Скай ньюс — Арабия», что у Москвы и Эр-Рияда складывается «хороший пакет» совместных мероприятий в сфере ВТС. По словам Путина, особенную заинтересованность в этом вопросе проявляет наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд. Президент России Владимир Путин в понедельник прибыл с государственным визитом в Саудовскую Аравию. В числе тем переговоров координация действий для стабилизации нефтяных цен, положение дел в Сирии и в регионе Персидского залива, а также палестино-израильское урегулирование. Также руководители стран обсудили различные направления сотрудничества.

Некий оптимизм в Москве в отношении хороших перспектив ВТС с КСА породили последние по времени удары беспилотников и крылатых ракет по нефтеперерабатывающим заводам Saudi Aramco в Абкаике и Хурайсе, что заставило Эр-Рияд искать средства  защиты от дальнейших аналогичных действий. Плюс ко всему, играет свою роль и позиция значительной части Конгресса США. Напомним, что 18 июля Палата представителей США заблокировала решение президента Дональда Трампа о продаже вооружений Саудовской Аравии на сумму более 8 млрд долларов для сдерживания агрессии Ирана. Законодатели выступили против продаж вооружений, так как они могут использоваться против гражданского населения в войне в Йемене, а также в связи с убийством саудовского журналиста Джамаля Хашогги при посещении генконсульства Саудовской Аравии в Стамбуле в октябре 2018 года.  Президент США Дональд Трамп в конце июля наложил вето на три резолюции, принятые ранее Конгрессом США с целью не допустить заключения сделок по продаже американского оружия арабским странам без их одобрения законодателями. Согласно американскому законодательству, Минобороны должно уведомлять законодателей о планах продажи оружия или военного снаряжения другим странам. 24 мая госсекретарь Майкл Помпео объявил о решении воспользоваться чрезвычайным правом и без одобрения Конгресса завершить процесс заключения 22 соглашений по продаже вооружений Иордании, ОАЭ и Саудовской Аравии на общую сумму 8,1 млрд долларов для «сдерживания иранской агрессии». В ответ демократы Роберт Менендес, Крис Мерфи, Патрик Лихи и Джек Рид, а также республиканцы Линдси Грэм, Рэнд Пол и Тодд Янг подготовили против планов по продаже оружия 22 резолюции. 20 июня эти резолюции были одобрены Сенатом. Палата представителей приняла три из них. Именно они подпали под вето президента. Таким образом надо констатировать, что несмотря на заметную эскалацию напряженности  отношениях с Ираном с перспективой военного противостояния,  администрация Трампа продолжает испытывать серьезный прессинг со стороны части Конгресса США в отношении возможной реализации многомиллиардных сделок в области ВТС с Эр-Риядом. При этом отметим, что такой прессинг будет только нарастать в связи с началом нового предвыборного цикла в США, а при этом инструмент использования права чрезвычайного полномочия для реализации оружейных сделок является для Трампа очень лимитированным, а, значит, проблемы экспорта американских вооружений в КСА согласно первоначальным радужным планам остается под большим вопросом. И, кстати, не в последнюю очередь из-за позиции израильского лобби в США. Все это ставит перед Эр-Риядом вопрос об избрании своей стратегии в рамках приобретения новых технологий в области ВТС. А ключевой вопрос в этом контексте стоит для саудовских властей именно в такой плоскости: отказ от простого экспорта вооружений, и приобретение технологий с размещением производств на своей территории. В условиях категорического (как ФРГ), или более закамуфлированного отказа (США, Британия) коллективного Запада  передавать свои новейшие технологии, в Эр-Рияде делали упор на приобретение их через черный рынок или путем покупки контрольного пакета акций оборонных компаний в третьих странах, и прежде всего в ЮАР. Но и здесь для КСА не все складывается удачно. Прежде всего, по причине того, что в июле с.г. южноафриканский оружейный  концерн «Денел» (Denel) отказался от денежного предложения для компании из Саудовской Аравии в рамках финансового оздоровления своей структуры. Это решение, представляется, если не ставит крест на планах Эр-Рияда поглотить эту компанию с полномасштабным выходом на южноафриканский оружейный рынок, но, по крайней мере, серьезно их осложняет.

Но все это совершенно не означает, что КСА обирается закупать в России системы С-400. И собственно не случайно,  что  никаких прорывных сообщений по этому вопросу по итогам визита российского президента РФ В.В.Путина не последовало. В этой связи отметим следующее сообщение.  Дальнейшие попытки демократов в Конгрессе США запретить поставки американских вооружений Эр-Рияду обречены на провал. Об этом заявил в конце сентября государственный министр по иностранным делам Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр, отвечая на вопросы в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке. «Я считаю, что дальнейшие попытки запретить поставки [американских] вооружений нам закончатся безрезультатно. Если вы хотите послать дополнительно 20 тысяч американских военнослужащих для предотвращения захвата Ираном Йемена, то пожалуйста. Только этого не произойдет», — отметил аль-Джубейр, отвечая на просьбу прокомментировать настойчивые попытки демократов в Конгрессе США принять резолюцию о запрете сделок по поставкам вооружений Эр-Рияду. «Мы соблюдаем интересы нашей страны, вашей [США] и остального мира, потому что стабильность в Йемене и недостаточное количество бойцов экстремистской группировки «Хизбалла» в стратегически важной точке мира имеют очень важное значение», — пояснил государственный министр по иностранным делам Саудовской Аравии. Он назвал отчеты о причастности Эр-Рияда к массовой гибели мирного населения в Йемене, заложенные в основу проектов резолюций демократов, «пристрастными, опирающимися на неверную методологию и не соответствующими реальным цифрам»». Насчет цифр пока говорить не беремся, но поправим государственного министра иностранных дел КСА в одном: последние по времени события в Турции со всей очевидностью показывает, что никаких войск в Йемен американцы точно посылать не собираются, даже при угрозе захвате его иранцами. Но опять же все эти сомнения не исключают того факта, что Эр-Рияд будет продолжать оставаться в плотной орбите американского влияния, что исключает такие резонансные контракты, как покупка С-400. Видимо ожидать обратного следует только в случае, если в США начнутся судебные процессы о материальных исках жертв событий «11 сентября» и соответствующий вывод из страны саудовского капитала. Но это вряд ли. При этом помимо явных политических причин существуют еще и чисто технические.

По ряду данных,  Эр-Рияд сейчас  срочно ищет решения, которые гарантируют, что такой сценарий не повторится. Одним из самых быстрых и эффективных способов это предотвратить является направление в КСА дополнительного контингента американских военных, которое  к тому же будут финансировать сами саудовцы. Сбывается таким образом мечта Трампа о том, что за гарантии безопасности со стороны американцев надо платить самим получателям такой помощи.  США перебросят в Саудовскую Аравию дополнительно 3 тысячи военных, две батареи зенитных ракетных комплексов (ЗРК) Patriot («Пэтриот») и один комплекс противоракетной обороны театра военных действий THAAD. Об этом говорится в распространенном 11 октября в сообщении Пентагона. «По запросу Центрального командования министр обороны США Марк Эспер санкционировал переброску еще 3 тысяч военнослужащих в Саудовскую Аравию, двух эскадрилий истребителей, одного экспедиционного авиакрыла, двух батарей [ЗРК] Patriot, одной системы [противоракетной обороны] THAAD, — отмечается в тексте. — Марк Эспер проинформировал наследного принца и министра обороны Саудовской Аравии о дополнительном развертывании войск, чтобы гарантировать и укрепить безопасность этой страны». США, подчеркнули в ведомстве, не ищут конфликта с Ираном, но будут поддерживать военные возможности в регионе, чтобы «быть готовыми ответить на любой кризис, защитить своих военнослужащих и интересы».

Второй аспект решения проблемы повышения обороноспособности заключается в технической модернизации имеющейся системы ПВО. Хотя объекты нефтяной инфраструктуры, которые были подвергнуты атаке, были защищены по крайней мере тремя различными типами систем ПВО, включая американские ракеты ПВО Patriot PAC-2, техника не смогла вовремя обнаружить и локализовать три крылатые ракеты и три  беспилотника. Батареи «земля-воздух Patriot от Lockheed Martin, полдюжины систем «Шахин» от Thales и «Рейнметалл Скайгард», прикрывающие сейчас ключевые объекты королевства, технически не приспособлены для работы на малых высотах по перехвату ракет и беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, несмотря на все деньги, которые Эр-Рияд вложил в дорогостоящие учебные программы, в стране не хватает местных инженеров, обладающих необходимыми навыками для наилучшего использования этой техники. В этой связи Пентагон уже   пообещал направить американских военных инженеров в Саудовскую Аравию с целью оказания технологической поддержки и тренинга местных кадров. При этом перед последними по времени  нападениями Саудовская Аравия уже начала консультации по приобретению  средств РЭБ, таких как радары и оборудование для подавления сигналов. Ряд иностранных компаний уже продемонстрировали свою продукцию армии Саудовской Аравии в надежде получить часть выделенного на эту программу  1 млрд долларов. При этом атаки на объекты нефтяной инфраструктуры стимулировали  Эр-Рияд  обратится к своим традиционным поставщикам в рамках  более крупных и амбициозных проектов. Корпорация Raytheon уже предложила КСА систему раннего предупреждения и нейтрализации беспилотников, которая включает в себя радары и системы помех, и, если это возможно, дистанционный контроль вражеских беспилотников (в данном случае речь идет о тех дронах, которые  не  подключены к внешнему источнику наведения и не имеют заранее запрограммированную программу наведения). По оценке экспертов, последние по времени атаки стимулируют Эр-Рияд  на ускорение подписания контакта с Lockheed в рамках проведения общей интеграции компонентов Raytheon и Boeing в противоракетной системе Terminal High Altitude Area Defense (THAAD). Субподрядчик SAIC тем временем занимается реконфигурируемой тактической операционной системой (RTOS) THAAD, как это было ранее сделано с Patriot.  Некоторые саудовские стратеги отмечают, что в Эр-Рияде также изучают  реализацию некого регионального решения защиты в рамках закупки технологии  израильского  Sling/Iron Dome, который был разработан совместно Raytheon и израильским «Рафаэлем». Поскольку эти контракты заключаются в ответ на чрезвычайную ситуацию в области политики и безопасности, им может быть предоставлен чрезвычайный бюджет. Это означает, что они выходят за рамки обычных процессов оборонных закупок, которые ввел наследный принц Мухаммед бен Сальман (MБС). В таких случаях Министерство обороны Саудовской Аравии может закупать материалы, не требуя от иностранных компаний предварительного заключения офсетной сделки с SAMI и GAMI, двумя основными органами КСА с точки зрения заключения контрактов в области ВТС. При этом отметим, что речи о заключения контактов с Россией в рамках закупки С-400 не идет в принципе, в том числе и в силу чисто технического момента: уже закупленное оборудование западных компаний в данном случае окажется просто грудой железа, которое будет практически невозможно интегрировать в общую систему ПВО вместе с российским оборудованием. А закупить и обслуживать две автономные системы такого масштаба Саудовской Аравии просто не под силу.