- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки командования ЛНА места и роли ПНС и Турции в ливийских событиях

Возглавляющий Ливийскую национальную армию (ЛНА) фельдмаршал Халифа Хафтар утверждает, что Президентский совет, назначенный международным сообществом, не имеет полномочий давать указание так называемым «террористическим и ополченческим силам» и что ЛНА  ведет борьбу с ними, невзирая на все заявления, например, о приостановке боевых действий или прекращении огня.

15 октября Хафтар в интервью российскому агентству «Спутник заявил, что Президентский совет при ПНС сам получает инструкции от «террористических» групп, а не наоборот, и его роль ограничена предоставлением денег, оружия и наемников, по отданным ему приказам, которые он может только выполнять. По его словам, никто из немногих оставшихся членов Президентского совета, начиная с премьер-министра ПНС Фаиза Сараджа, не осмеливается отвергать указания, направляемые ему «от банд».

Он добавил, что сам Президентский совет включает в себя более одного члена, принадлежащего к террористическим организациям, подчеркнув, что все заявления, по-видимому, были сделаны советом во исполнение указаний, подготовленных для него террористическими организациями и его роль сводится только к пустым декларациям и призывам проявлять «смирение и послушание, чтобы договориться с ним о разрешении ливийского кризиса».

Все эти факты стали очевидны, когда глава совета не смог выполнить какое-либо обязательство. «Каждый раз, когда мы считаем, что мы достигли с ним формулы для преодоления кризиса, он просит крайний срок для консультаций, а затем исчезает», — продолжил командующий ЛНА — «К сожалению, мы потратили драгоценное время на диалог с этим человеком в ответ на региональные и международные усилия.  Сейчас между нами и советом или его главой нет посредничества, к тому же, и весь мир осознал, что совет – не более, чем фикция и его глава не в состоянии выполнить то, что он пообещал».

«Этот человек (Ф.Сарадж – авт.) просто побежден и беспомощен, даже если он попросил у меня совета, мой искренний совет ему оставить политику и должность, и вернуться к профессии столяра, к искусству украшения и дизайна дверей и окон, потому что президентство имеет свои требования, как говорится: милость Бога известна так же, как и многие другие».

Что касается идущего политического процесса, Х.Хафтар подчеркнул, что не существует политического решения кризиса в присутствии экстремистских террористических групп, которые не верят в государство, кроме единственного метода — «искупления и обезглавливания всего, связанного с международным террористическим осьминогом и всякими вооруженными милициями, особенно когда они незаконно контролируют столицу».

С точки зрения фельдмаршала, первый шаг любого политического решения начинается с ликвидации и разоружения этих групп, чем сейчас ЛНА и занимается, тогда ливийцы «смогут говорить спокойно и комфортно», и неизбежно достигнут политического решения «в рекордно короткие сроки».

На прошлой неделе генеральный секретарь Лиги арабских государств в очередной раз призвал все ливийские стороны проявлять сдержанность и ослабить состояние эскалации, вызванное недавними военными действиями в западных регионах страны, принять политический курс в качестве единственного способа положить конец конфликту в Ливии и вернуться к диалогу, направленному исключительно на достижение национального урегулирования для выхода страны из кризиса.

На фоне призывов к миру и рассуждений о роли политического урегулирования в заявлении, опубликованном в понедельник, 14 октября, в газете «Аль-Иттихад», представитель операции сил ЛНА «Аль-Карама», бригадный генерал Халид аль-Маджуб заявил, что Турция стала партнером в войне террористов против ливийской армии, которая не отступит от задачи освобождения страны.  Турецкий режим использует несколько способов доставки террористов в Ливию, в том числе гражданские самолеты и корабли, но ливийские вооруженные силы, несмотря на сложность обстрела этих средств, «способны сокрушить террористов на местах, если они присоединятся к силам, действующим против ЛНА на фронте».

Анкара, переправляя террористов через свои аэропорты, морские порты и границы, становится пособницей терроризма.

Представитель ЛНА подчеркнул, что руководство «сил достоинства» продолжает уничтожать террористов, которые были переправлены в Ливию в сговоре с поддерживаемым на международном уровне правительством примирения, которое, как он выразился, «контролируется Братьями-мусульманами»».

Х.аль-Маджуб сослался на разведывательные сведения, поступившие в ЛНА, свидетельствующие о прибытии в течение последних месяцев «сотен террористов, принадлежащих к «Джебхат ан-Нусре» (запрещена в России – авт.), из Сирии в Ливию через Турцию для ведения боевых действий в рядах ополченцев».  Существует оперативный штаб, которым управляют турки и ливийские террористические лидеры, проживающие в Турции, для привлечения террористов и переправки их в Ливию в рамках плана Турции, состоящего в том, чтобы блокировать продвижение «сил достоинства».

9 октября Турция начала наземное вторжение в Северную Сирию, которому предшествовал неизбирательный обстрел ряда приграничных городов и районов, контролируемых курдскими силами, что привело к перемещению и гибели значительного числа жителей этих районов.

По оценке еще одного представителя ЛНА, Ахмеда аль-Месмари, что турецкое вторжение в Северную Сирию приведет к побегу боевиков ИГ («Исламское государство», запрещено в РФ) из контролируемых «Силами демократической Сирии» (СДС) тюрем, подчеркнув, что спящие ячейки террористической организации теперь находятся в руках турок, которые стремятся отвести их в безопасное убежище. Ливия является их новым пунктом назначения, особенно ввиду отсутствия должного контроля в сфере безопасности в районах Мисураты, Триполи и Зувары.

Заявления и оценки командования ЛНА отнюдь не лишены оснований или являются бездоказательными. Турция, начиная с 2011 года, установила, практически регулярное, морское и воздушное сообщение с анклавом Мисурата, направляя туда никем и никак не досматриваемые грузы. То же самое касается и аэропорта на военно-воздушной базе Митига, ставшего основными воздушными воротами Триполи. Он также контролируется мисуратскими боевыми отрядами и туда выполняются рейсы из Стамбула. В этой связи появление под Триполи новых групп террористов, переброшенных турками из Сирии в рамках сепаратных договоренностей, выглядит вполне вероятным. А по мере того, как будет решаться вопрос с Идлибом, их количество может только возрасти.