- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция Израиля на отчет ООН об антисемитизме

Впервые в своей истории ООН сконцентрировал определенное внимание на проблеме антисемитизма. Впервые документ, подготовленный этой организацией, которая в целом известна своим враждебным отношением к еврейскому государству (достаточно упомянуть постыдную резолюцию 3379, охарактеризовавшую сионизм в качестве «формы расизма и расовой дискриминации», которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 году), содержит несколько положительных с точки зрения Израиля и еврейского народа в целом пунктов.

Отчет был составлен специальным посланником по проблемам свободы вероисповедания Совета ООН по правам человека (эту учреждение ООН неоднократно принимало в недавнем прошлом крайне необъективные и враждебные по отношению е еврейскому государству резолюции) бывшим министром иностранных дел Мальдивской Республики доктором Ахмедом Шахидом. Нельзя не обратить внимание на то, автор этого положительного с точки зрения Израиля отчета — мусульманин. Однако значительно важнее то, что упомянутый отчет был подготовлен им по распоряжению генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, который намерен представить отчет об антисемитизме на Генеральной Ассамблее ООН. Согласно формулировке, содержащейся в упомянутом отчете, «антисемитизм – это ущемление права на свободу вероисповедания». Определение, безусловно, суженное, однако израильское политическое руководство и лидеры еврейских организаций стран Запада предпочитают не заострять на этом внимание.

Фактологическая составляющая выводов доклада доктора Ахмада Шахида может быть в принципе сведена к следующей фразе: «Частота антисемитских инцидентов постоянно возрастает, а антисемитские настроения и риск проявления насилия по отношению к евреям и еврейским объектам возросли в существенной степени».

Автор отчета предостерегает, что «если правительства не возьмут на себя обязательств действовать для решения данной проблемы, антисемитизм превратится в угрозу не только для евреев, но и для членов других общин». Можно с высокой степенью уверенности (учитывая вероисповедание автора доклада) предположить, что под «членами других общин» подразумеваются в первую очередь многочисленные общины мусульманских иммигрантов, осевшие в странах Западной Европы, в США, в Канаде, в Австралии и в Новой Зеландии (представляется уместным напомнить, что в последней не так давно был совершен террористический акт против мусульман, повлекший человеческие жертвы). Логика процитированного высказывания состоит главным образом в том, что антисемитизм представляет собой частный случай ксенофобии, которая может проявиться и по отношению к другим религиозным меньшинствам, проживающим среди христианского большинства.

С точки зрения Государства Израиль наиболее значительным в этом отчете является, пожалуй, утверждение о том, что «делегитимация права Израиля на существование, включая призывы к его уничтожению (с подобными заявлениями, как известно, регулярно выступает высшее военно-политическое руководство Ирана – В.Ч.), является современной версией антисемитизма». Данное утверждение является, по сути, беспрецедентным для официальных документов, подготовленных чиновниками ООН. При этом именно на данной формулировке на протяжении многих лет безуспешно настаивало израильское дипломатическое ведомство. Поэтому израильский МИД просто не мог не воспринять появление отчета доктора Ахмада Шахида в определенном смысле в качестве своей победы.

Автор отчета перечисляет три основных, по его мнению, источника усиления антисемитизма в наше время:

  1. Существование многочисленных групп неонацистского толка, декларирующих превосходство белой расы, с одной стороны, а с другой стороны – существование многочисленных радикальных исламистских группировок. Представляется, что объединение в одну категорию неонацистского и исламистского антисемитизма является весьма сомнительным, однако официальные израильские представители не стали его оспаривать.
  2. Экстремистская критика в адрес израильского правительства, которая, по словам автора отчета, «иногда именуется антисемитизмом левых».
  3. Деятельность международного движения за бойкот Израиля – BDS. В отчете сказано, что «деятельность и влияние организации BDS в своей основе являются антисемитскими». В данном случае ООН принимает официальную позицию Израиля, однако это сопровождается целым рядом оговорок, суть которых сводится к тому, что ООН избегает однозначного определения BDS в качестве полностью антисемитского движения.

В разделе практических рекомендаций отчета содержится призыв к правительствам, общественным организациям и средствам массовой информации всех государств предпринять конкретные шаги, направленные против проявлений антисемитизма. При этом предполагается принять международное определение антисемитизма в том виде, в котором оно было сформулировано Международным союзом увековечивания памяти о Холокосте (IRHA) в 2016 году. Еще одной рекомендацией отчета являются инвестиции в просвещение детей и взрослых относительно корней антисемитизма и истории Холокоста.

Официальную позицию высшего политического руководства Израиля по данному поводу выразил посол Государства Израиль в ООН Дани Данон. Он приветствовал отчет доктора Ахмада Шахида и заявил в частности, что «это еще один пример изменений, происходящих в ООН в том, что касается Израиля, однако настоящим экзаменом станет реализация рекомендаций отчета. Последние террористический акты против синагог в различных странах мира с особой силой подчеркивают необходимость того, чтобы международная общественность с упорством и силой боролась бы против антисемитизма и клеймила бы его в любом месте и с любой трибуны».

Американский еврейский комитет (AJC) обнародовал свою официальную реакцию на отчет доктора Ахмада Шахида, в которой в частности было сказано, что «впервые с момента своего основания ООН наконец признала, насколько серьезная опасность проистекает из древней ненависти к евреям и предложила государствам-членам практические инструменты для эффективной борьбы против антисемитизма».