- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Позиция Ирана относительно военных действий Турции против курдов Сирии

16 сентября 2019 года в Анкаре состоялась  5-ая трехсторонняя встреча президентов России, Ирана и Турции по сирийскому вопросу. В четвертом пункте совместного заявления президентов говорится, что любые действия, направленные на обеспечение безопасности на севере Сирии, должны осуществляться в условиях уважения территориальной целостности и суверенитета Сирии.

Но не менее чем через месяц после встречи в Анкаре, Турция начала военную операцию на севере Сирии, что сильно обеспокоило и Россию, и Иран.

На фоне протестов в Ираке события вокруг Сирии создали очень сложную ситуацию для Ирана. В случае как Ирака, так и Сирии принцип территориальной целостности имеет первостепенное значение для Ирана, о чем Иран неоднократно высказывался в ходе трехсторонних встреч Иран-Турция-Россия.

Примечательно, что после заявления Турцией о намерении начать военную операцию в северной части Сирии в иранских СМИ впервые опубликовали предупреждение духовного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи, президенту Сирии Башару Асаду, сделанное в 2011 году, в котором в частности отмечалось: «Безопасность сирийского народа — наша “красная линия”. Если будете равнодушными к насилию против сирийского народа, не ожидайте поддержки со стороны Ирана».

В этом контексте один из новостных источников Корпуса стражей исламской революции (КСИР), информационное агентство Fars, сообщило, что «курды Сирии готовы либо через посредничество России, либо через прямые переговоры заключить политическое соглашение с центральными властями Сирии».

Что касается официальной позиции Ирана, то в первом этапе Тегеран выразил несогласие с намерением Эрдогана накануне начала военной операции Турции в Сирии. В частности, 8 октября МИД Ирана опубликовал заявление, в котором говорится: «Иран выражает несогласие с намерением Турции начать военные операции в северной части Сирии. Возможные действия Турции не только устранят озабоченность Анкары в вопросе безопасности, но также приведут к человеческим и материальным потерям».

Еще до начала Турцией военных действий в Сирии, президент Ирана Хасан Роухани, выступая на заседании правительства 9 октября, упоминая о намерении Турции начать военную операцию на севере Сирии, сказал: «Турция обеспокоена безопасностью своих южных регионов. Они вправе предпринять шаги для нейтрализации этих опасений, но в этом вопросе необходимо выбрать правильный путь и все обдумать. В ходе трехсторонней встречи президентов Ирана, Турции и России мы подчеркивали, что безопасность на севере Сирии и на юге Турции может быть установлена ​​только при участии сирийской армии. Необходимо предпринять такие меры, чтобы сирийская армия смогла обеспечить безопасность границ. Мы призываем нашу дружественную и братскую Турцию пересмотреть свое решение».

Через несколько часов после начала боевых действий официальный сайт Меджлиса Ирана опубликовал заявление, в котором объявил об отмене запланированного визита его спикера Али Лариджани в Турцию. Естественно причиной отмены визита Лариджани назвали военную операцию Турции.

10 октября Министерство иностранных дел Ирана опубликовало еще одно заявление. Официальный Тегеран выразил обеспокоенность действиями Турции на территории Сирии, подтвердив свою позицию о том, что Турция должна немедленно прекратить атаки и вывести свои войска с сирийской территории.

В интервью турецкому телеканалу TRT 11 октября министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, коснувшись темы действий Турции отметил. «Хотя мы понимаем озабоченность Турции в относительно безопасности, мы не считаем, что безопасность должна быть достигнута путем нападения на Сирию. Мы разработали лучший вариант решения этой проблемы и представили этот вариант нашим турецким друзьям».

«Аданское соглашение все еще в силе. Мы можем посадить за стол переговоров курдов, правительства Турции и Сирии и договориться о том, что операции по обеспечению безопасности границ будут проводиться сирийской армией в сотрудничестве с Турцией», — сказал министр иностранных дел Ирана.

Ссылаясь на позицию Ирана по Сирии, Мохаммад Джавад Зариф сказал: «Когда шесть лет назад я был назначен министром иностранных дел, я представил четырехэтапное предложение по урегулированию сирийского конфликта: немедленное прекращение огня, формирование правительства, проведение внутрисирийских переговоров и выборов. В настоящее время мы хотим, чтобы до предстоящих президентских выборов Сирии 2021 года конституция этой была пересмотрена страны и были проведены очередные президентские выборы».

Что касается реакции Меджлиса Ирана, то иранские законодатели, ссылаясь на военные действия Турции в Сирии, расценили этот вопрос скорее как гуманитарную катастрофу, в значительной степени воздерживаясь от политической оценки действий Эрдогана.

В частности Абдулкарим Хоссейн Заде, курдский депутат Меджлиса ИРИ, выразил обеспокоенность по поводу гибели людей в Сирии в результате военных действий и заявил. «Во время гуманитарной катастрофы нужно стоять на стороне курдов Сирии, международное сообщество должно адекватно отреагировать».

Другой иранский депутат, Голам Али Джафар Заде, сказал: «Турция осуществляет геноцид по отношению курдов Сирии под названием борьбы с терроризмом, это военное преступление, курды не террористы и никогда не были террористами».

Следует отметить, что на иранском веб-сайте Kurdpress.com 13 октября была опубликована информация, согласно которой 154 депутата Меджлиса Ирана подписали заявление, осуждающее действия Турции, но, кроме упомянутого сайта, ни один иранский сайт не ссылался на эту информацию.

Примечательно, что до сих пор высокопоставленные иранские военные воздерживались от комментариев по поводу действий Турции, за исключением Али Шамхани, секретаря Высшего совета национальной безопасности ИРИ, который в одном из своих интервью кратко прокомментировал события в Сирии и отметил. «Ближний Восток будет более безопасным без США». То есть Шамхани подтвердил один из принципов внешней политики Ирана, согласно которому региональные вопросы должны решаться странами региона.

Особого внимания заслуживает мнение президента Ирана Хасана Роухани о действиях Турции, которое он выразил во время встречи с местными и международными СМИ 14 октября.

Как и несколько дней назад, на этот раз также Роухани отметил, что Иран с пониманием подходит к позиции Турции по безопасности, но имеет проблемы связанные методами, которые выбрала Турция.

Продолжая свою речь, Роухани отметил: «Турция всегда обещала нам, что будет уважать территориальную целостность Сирии и выйдет из территории этой страны. Некоторое время назад Турция взяла под контроль западную часть Евфрата, а теперь она начала операции в восточной части Евфрата. Мы обеспокоены тем фактом, что несколько человек погибли, а некоторые стали беженцами».

«С другой стороны, мы надеялись, что после того, как Турции войдет в Сирию Соединенные Штаты покинут эту территорию, но этого не произошло, и в итоге мы не увидели никакой выгоды от этого процесса», — добавил президент Ирана.

Таким образом, анализируя мнения, высказанные общественными и политическими кругами Ирана относительно действий Турции в период с 9 по 15 октября, то можно отметить, что эти мнения были в основном лишены какого-либо акцента, который мог бы поставить под угрозу отношения с третьим торговым партнером Ирана. В этом контексте также интересно рассмотреть позицию Иракского Курдистана, который также проявляет осторожный подход к действиям Турции, стараясь не нанести ущерб экономическим отношениям с Турцией.

В частности, представитель Иракского Курдистана в Иране Назем Дабаг в интервью иранскому информагентству ILNA заявил: «Да, мы курды, ситуация в Сирии беспокоит нас, но есть вопросы, на которые мы должны обратить внимание. Из-за санкций, наложенных на Иран, Турция является поставщиком товаров первой необходимости в Иракский Курдистан. Большинство иностранных компаний, действующих в Иракском Курдистане, являются турецкими «.

Что касается акцентов публикаций иранской прессы, то, проведя всесторонний анализ, мы получаем следующую картину:

  1. У Ирана есть некоторые опасения по поводу действий Турции, но выход США из игры во многом отвечает интересам Ирана.
  2. В течение многих лет курды, в связи с событиями в Сирии, вышли из-под контроля Дамаска. Следовательно, если их позиции будут постепенно укрепляться, будет трудно реинтегрировать курдов и обеспечить территориальную целостность Сирии в будущем.
  3. В этом контексте независимо от того, Турция выиграет или проиграет в Сирии, все равно любой исход будет в интересах Ирана.

 

Источники:

«Etemad» newspaper, No: 4486, 12 Oct 2019, p. 2

«Kayhan» newspaper, No: 22306, 13 Oct 2019, p. 12

«Hamdeli» newspaper, No: 1271, 13 Oct 2019, p. 3

http://www.president.ir/fa/111265 [1]

https://www.farsnews.com/news/13980715001255/ [2]

https://www.irna.ir/news/83508153/ [3]

http://president.ir/fa/111736 [4]

https://www.icana.ir/Fa/News/436447/ [5]

https://www.mfa.gov.ir/portal/newsview/544113/ [6]

https://www.bbc.com/persian/iran-49993559 [7]

https://bit.ly/2MDx4w8 [8]

http://president.ir/fa/111784 [9]