- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты определяют основные направления стратегии национальной безопасности Израиля. Часть 8

Вашингтонский институт ближневосточной политики (The Washington Institute for Near East Policy, WINEP) опубликовал доклад под названием «Рекомендации по стратегии национальной безопасности Израиля» (Guidelines for Israel’s National Security Strategy). Авторы доклада: генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот, бывший начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) с 2014 по 2019 год, в настоящее время является военным научным сотрудником WINEP; и полковник (запаса) Габи Сибони – старший научный сотрудник Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) Тель-Авивского университета, руководитель программ военного и стратегического анализа и проблем кибербезопасности, основатель и редактор журнала Cyber, Intelligence, and Security. В работе над документом, помимо других сотрудников WINEP, приняли участие: директор INSS генерал-майор (в отставке) Амос Ядлин; д-р Анат Курц, директор по исследованиям, старший научный сотрудник и редактор INSS Insight; полковник (запаса) Юваль Базак[i] [1].

Продолжая рассматривать обеспечение национальной безопасности Израиля с использованием силы, авторы доклада отмечают, что одним из составляющих этого процесса является сдерживание. Оно предполагает вынуждение врага отказаться от действий против Израиля в виду наращивания им вооруженных сил, усиления спецслужб и готовности противостоять намерению противника нарушить суверенитет, повседневную жизнь и безопасность израильских граждан. Цель сдерживания состоит в том, чтобы обеспечить длительные периоды спокойствия, когда страна может заняться вопросами образования, развития экономики и благосостояния граждан, а также укреплением сил безопасности, чтобы быть готовыми к провалу сдерживания и развитию ситуации по сценариям эскалации.

В стратегии безопасности Израиля сдерживание является ключевым принципом. Способность государства к сдерживанию тесно связана с возможностью победить на поле боя. Эффективное сдерживание предполагает наличие воли к победе и способности ее достичь. Сдерживание зиждется на военной мощи страны и подпитывается тем, что враг верит в эту мощь. Однако в целом Израиль должен быть готов к тому моменту, когда его силы и средства сдерживания могут потерпеть неудачу из-за нескольких факторов.

Например, враждебность и разочарование противника может взять верх над расчетами его шансов, в результате война может начаться, даже если у противника не будет объективных возможностей противостоять мощи ЦАХАЛа. Иногда эскалация напряженности является результатом доказанной способности противника получить весомые политические бонусы в результате военной кампании, которая сама по себе дала бы ему лишь незначительные выгоды на поле боя. В данном случае основная причина заключается не в соответсвующей военной мощи, а в ожидаемых результатах на уровне военно-политической стратегии. Наконец, прошлые столкновения доказывают, что Израиль может быть сдерживающим фактором, когда сталкивается с желанием вражеских государств его уничтожить, но против ограниченных операций, особенно террористических атак, эффект сдерживания был весьма незначительным.

Таким образом, сдерживание основано на: способности действовать эффективно, когда это необходимо; убеждении противника в том, что угроза применения соответствующих средств для достижения победы реальная; гибком подходе лиц, принимающих решения, в использовании различных инструментов для действий в переходных ситуациях. Этот последний пункт является объяснением ограниченной конфронтации Израиля с различными негосударственными акторами.

Второй составляющей реагирования Израиля на угрозы является превосходство в разведке, которая может обеспечить раннее предупреждение, чтобы превентивными мерами сорвать план противника нанести ущерб еврейскому государству. Разведка дает Израилю запас времени для выработки адекватного ответа на угрозу и избавляет от необходимости пребывания в  состояния постоянной готовности, которое истощает ресурсы страны.

ЦАХАЛ и службы безопасности должны предоставлять лицам, принимающим решения, конкретную информацию о факторах угрозы и намерениях противника действовать против Израиля. Это необходимо для того, чтобы предоставить время для подготовки соответствующего, практически осуществимого военного ответа, как в виде немедленного применения силы, так и долгосрочного наращивания сил.

За многие годы Израиль приобрел первоклассный разведывательный опыт и знания для выявления способности противника и распознания его намерений атаковать. Этот опыт применяется к сценарию, в котором израильская территория подвергается нападению вооруженных сил. Для таких ситуаций спецслужбы разработали общий язык концепций, которые ранжируют индикаторы намерения противника атаковать.

Реальность меняющихся угроз требует переосмысления концепции раннего предупреждения. Массовое использование противником ракет ближнего радиуса действия не требуют длительных процессов подготовки. То же самое относится и к широко используемому оружию и методам диверсионно-подрывной деятельности. Следовательно, преобладающее значение разведки можно определить по двум основным характеристикам:

Израильские службы безопасности должны прилагать усилия, чтобы обеспечить лиц, принимающих решения, заблаговременными предупреждениями разведки о стратегических изменениях, которые могут произойти в регионе, а также разведывательными данными, необходимыми для адаптации к реальной ситуации и корректировки планов по наращиванию сил.

Третья составляющая реагирования Израиля на угрозы включает в себя оборонительные возможности во всех измерениях с акцентом на районы, где Израиль не может терпеть долгосрочный ущерб своему суверенитету. Оборона заключается в следующем:

Что касается победы, то в контексте стратегии национальной безопасности это означает достижение целей в войне и вынуждение противника принять израильские условия соглашения о прекращении огня. Учитывая этот желаемый результат, как только сдерживание рушится, необходимо как можно быстрее и четко остановить угрозу, чтобы возобновить сдерживание, вернуться к повседневной жизни и обеспечить длительный период спокойствия, основанный на силе безопасности.

Более того, победа достигается тогда, когда вражеская сторона принимает реальность того, что продолжение конфронтации не только не поможет ей достичь каких-либо целей, но и гарантированно может привести к потере активов, на которые опирается режим, до такой степени, что на кону политическое и физическое выживание самого руководства.

Победа может быть достигнута несколькими способами:

Целесообразно не использовать концепцию военного решения в национальной безопасности или даже в стратегическом контексте. Эта концепция занимает важное место в оперативном и тактическом военном дискурсе. На этих уровнях операций крайне важно принять военное решение в отношении врага, что означает полное уничтожение его боеспособности, которое доводится до состояния беспомощности или даже физического уничтожения, в результате чего враг сдается.

[i] [2] Guidelines for Israel’s National Security Strategy // WINEP. October, 2019 — https://www.washingtoninstitute.org/uploads/Documents/pubs/PolicyFocus160-EisenkotSiboni.pdf