- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: комментарии к 9-му дню военной операции «Источник мира»

17 октября 2019 года – 9-й день турецкой военной операции в Сирии под названием «Источник мира». Отметим некоторые моменты, связанные с освещением операции внутри самой Турции.

Прежде всего, «Источник мира» и все, что связано с этой операцией, — это главный информационный повод для страны. Освещение идет постоянно, как в регулярных новостных программах, так и в специальных эфирах. Где, к примеру, собираются эксперты для обсуждения текущей повестки – понятно, что в эти дни нехватки в новостях нет. Равно как и в зрительском интересе – вообще, все что связано с «милитаристской» темой находит в Турции самый живой отклик. А в данном случае – вдвойне с учетом того, что воюет сама Турция. Разумеется, это приводит к массовым проявлениям патриотизма в турецком обществе вне зависимости от политических убеждений отдельно взятого гражданина страны.

Является ли для турок сюрпризом то, что на Западе их операция не просто не была поддержана, но и встретила крайне негативную реакцию, которая находит свое отражение в СМИ? Причем, эта реакция – острее той, что наблюдалась в ответ на действия Турции в ходе операций «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь». В этом смысле, можно сказать, что реакция Запада для турок стала удивительной. При том, что о третьей фазе операции, как о неизбежности турецкое руководство говорит аж с начала 2018 года и нельзя сказать, чтобы начало операции стало на Западе неожиданностью. Свою позицию Турция обосновывала, без преувеличения, сотни раз как на уровне президента страны, так и членов её комитета.

Тем не менее, коллективным мнением на Западе является то, что Турция осуществила в Сирию «вторжение», а не проводит трансграничную антитеррористическую операцию, как декларирует Турция.

В этом смысле, Турция в информационном пространстве осталась в стратегическом одиночестве. Россия (кроме самой Турции) оказывается чуть ли не единственной стороной, кто имеет свои каналы зарубежного вещания и может, в меру своих национальных интересов, разумеется, давать на иностранную аудиторию альтернативную трактовку событий – более-менее «параллельную» турецкой.

Вообще, мы не раз на страницах ИБВ писали о том, что центральные западные СМИ отзываются о Турции либо плохо, либо очень плохо. В лучшем для страны случае, нейтрально. Что, безусловно, является для турок законным поводом в очередной раз задуматься о том, является ли для них Запад «партнёром».

Вторым моментом является то, что США против Турции все-таки ввели санкции. Напомним читателям, что санкции были введены против двух министерств и трех турецких высокопоставленных чиновников. Упомянутые министерства – это Министерство национальной обороны и Министерство энергетики и природных ресурсов. Среди чиновников, попавших под американские санкции – министр обороны Хулуси Акар, министр энергетики – Фатих Дёнмез и министр внутренних дел Сулейман Сойлу. Суть санкций заключается в том, что недвижимость в США, принадлежащая вышеуказанным ведомствам и чиновникам «блокируется». А им самим запрещается иметь торговые отношения с США. Кроме того, президент Д. Трамп объявил о том, что ввозные пошлины на турецкую сталь в США увеличиваются на 50%, а переговоры по увеличению взаимной торговли до 100 млрд долларов приостанавливаются.

Вообще, можно сказать, что это – довольно удивительные в своей бессмысленности действия со стороны американской администрации.

Даже если оставить в стороне тот вопрос, что Д.Трамп «обнадежил» Р.Т.Эрдогана накануне операции и выводом своих войск и подвигнул Турцию на начало операции. И это не была просто интерпретация турецкой стороны. В конце концов, было ещё и заявление на сайте Белого дома после знакового телефонного разговора между двумя президентами, после которого, собственно, и был начат «Источник мира».

Американские санкции – абсолютно бессмысленны, поскольку понятно, что министерства Турции не могут иметь недвижимости в США. А если бы у упомянутых министров и была бы недвижимость в США, то, совершенно очевидно, об этом уже вовсю трубили бы все мировые СМИ. Не менее смешно слышать о том, что министерства могут вести торговую деятельность и с ними могут торговать американские контрагенты.

Единственное, что в этой связи напрашивается – это вопрос. А вот если Министерство национальной обороны Турции объявляет конкурс на закупку вооружений, то что? Американские компании теперь перестали в них участвовать? Надо ли понимать, что американские компании уходят с турецкого рынка вооружений? Поскольку понятно, что заказчиком на вооружения выступает именно Министерство обороны Турции, которое сегодня попало под санкции. Скорее всего, все же, нет. На эти случаи американцы свои санкции не распространят. Зато здесь уже можно ждать реакции самой турецкой стороны, которая (на время) прекратит контакты с американцами.

Не менее интересным вопросом является тот, какое отношение имеет Министерство энергетики и природных ресурсов к операции Турции в Сирии? Правильный ответ – никакое. Скорее всего, это Министерство было добавлено сюда за совсем другое – за продолжающиеся геологоразведочные работы Турции в Восточном Средиземноморье. А городить под этот вопрос какие-то отдельные санкции, похоже, американская сторона поленилась.

Разумеется, загадкой является то, чем именно досадил американской стороне вот именно Сулейман Сойлу в ранге министра внутренних дел. При том, что на его министерство никаких санкций наложено не было.

Как мы видим, вопросов множество. Включая и тот, что это за суета такая с американской стороны: немедленно направлять для переговоров по санкциям в Анкару своего представителя. В частности, 17 октября в Анкару прибывает вице-президент США Майк Пенс и госсекретарь Майк Помпео. Как сообщается, для обсуждения ситуации в Сирии и для встречи с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом.

Это – позиция слабой стороны. Потому что американцы только что ввели против Турции пусть и «косметические», но, все же, санкции. И именно Турция должна начать по этому поводу «нервничать» и предпринимать какие-то шаги. А, вместо этого, как мы видим, американцы присылают высокопоставленную делегацию в Анкару.

Первой реакцией на этот приезд со стороны президента Р.Т.Эрдогана стала та, что он их принимать не собирается. Вот как ответил Р.Т.Эрдоган на вопрос корреспондента SkyNews «Американская делегация приезжает. Вы обеспокоены?»: «Я прямо стою на ногах. Я с ними встречаться не буду. Они встретятся со своими визави (равными по уровню себе – В.К.). Я буду говорить, когда приедет Трамп».

Налицо – достаточно эмоциональная реакция турецкого лидера на всю эту американскую суету. Впрочем, довольно быстро последовало опровержение, которое озвучил глава Управления по связям (с общественностью) администрации президента Турции Фахреттин Алтун. В своем Твиттере он написал следующее: «Наш уважаемый президент в своей оценке, сделанной сегодня для канала SkyNews, указал на то, что он не примет американскую делегацию, находящуюся в Анкаре, сегодня. Планируется встретиться с вице-президентом США Майком Пенсом и членами его делегации завтра».

Итогам этого мероприятия, которое, в очередной раз, наглядно демонстрирует ту неразбериху, которая царит в американской внешней политике, мы посвятим отдельный материал (на момент написания материала визит только что начался – В.К.).

Эти дни становятся днями, когда в Турции идет активное экспертное обсуждение сирийской операции.

В этой связи приведем лишь два характерных примера.

Во-первых, накануне, 16 октября, в бывшей президентской резиденции в Чанкае в Анкаре состоялось заседание Совета по безопасности и по внешней политике по вопросу операции «Источник мира» в Сирии. Председательствовал на мероприятии полномочный представитель главы совета и одновременно пресс-секретарь президента Ибрагим Калын.

Как сообщается турецкими СМИ в совещании приняли участие представители профильных турецких ведомств, представители академического сообщества, представители различных мозговых центров и привлеченные специалисты. При этом, по тем же сообщениям, в ходе встречи обсуждались политическое, стратегическое и геополитические измерения операции «Источник мира», равно как и более частные вопросы, включая: создание зоны безопасности, а также формирование нового порядка (в Сирии в целом) в постконфликтный период.

Но это – закрытое от публики мероприятие. И, кроме того, как бы красиво оно не было обставлено, надо понимать, что рекомендации Совета – они и есть рекомендации, то есть не обязательны к внедрению. На самом деле, в Турции – четко выстроенная вертикаль власти, замкнутая лично на президента Р.Т.Эрдогана.

Вот за официальную внешнюю политику вчера на специальном заседании Великого национального собрания (Меджлиса) Турции выступал накануне, 16 октября министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу.

Приведем некоторые, характерные цитаты из выступления Мевлюта Чавушоглу:

«Шаг за шагом мы продолжаем нашу борьбу. При поддержке своих союзников, Партия демократический союз и «Сил народной самообороны» неуклонно укреплялись. Они здесь, это предельно ясно, хотели построить террористическое государство. Сегодня, посмотрите, больше всех реагирует (на турецкую операцию в Сирии – В.К.) Франция. Я целью является создать здесь террористическую организацию.

Для этого (террористическая организация, ПДС / СНС – В.К.) как на месте (то есть, в Сирии), так и в соседних регионах, проведал очень серьезную работу. В основе того, что на нас сегодня так нападают – это то, что мы испортили эту игру, мы стали источником разочарования.

СНС по своим туннелям внедрил террористов на нашу землю. Тысячи членов «Исламского государства» (ИГ, здесь и далее запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) были эвакуированы, автобусы предоставили «Силы народной самообороны». СНС отпустил членов ИГ для того, чтобы они напали на нас. Они заплатили ИГ, чтобы они на нас напали. Десятки арабских деревень потеряли свои исторический облик, свою демографическую структуру. Горстка террористов осуществила демографический инжиниринг. Что бы ни было предусмотрено понятием преступление против человечности ПДС / СНС совершили. Мы очень хорошо знаем РПК и их производные. Мы также знаем очень хорошо нерешительный подход Запада. К сожалению, переговоры с США по зоне безопасности не привели к успеху».

Продолжаем цитировать турецкого министра: «Мы проинформировали об операции гаранторов Астанинского процесса, ООН, Консульство Сирии в Стамбуле. Целью операции «Источник мира» является ликвидировать региональных террористов, а также обеспечить безопасность границы. Аданское соглашение обеспечивает юридическую базу для борьбы с терроризмом во всех его проявлениях. Мы привержены территориальной целостности Сирии».

Особенно М.Чавушоглу остановился на тех, кто является мишенью Турции в ходе операции «Источник мира»: «Целями являются только террористические элементы. Террористическая организация нападает на гражданские лица. У Турции нет цели по демографическому изменению региона. Террористическая организация осуществила более 700 воздушных атак. Свыше 20 гражданских лиц погибло. Операция устранит препятствия на пути к возвращению тех, кто был изгнан со своих мест со стороны ПДС / СНС. Также большое значение имеет ситуация с задержанными членами ИГ».

Отдельных слов со стороны М.Чавушоглу заслужили отношения с США. Послушаем словам, сказанные министром в адрес собравшихся депутатов Меджлиса: «Отношения с США достигли критической отметки. Мы видим, что Трамп, под внутренним политическим давлением, предпринимает некоторые шаги против нашей страны. Мы ожидаем, что США откажутся от своего злополучного подхода. Никакие санкции и угрозы не являются приемлемыми. Мы дадим необходимый ответ санкциям (см. выше – В.К.)».

Понятно, что выступление министра иностранных дел было поддержано националистами от Партии националистического движения. Зато, с другой стороны, было подвергнуто критике со стороны главной оппозиционной Народно-республиканской партии. От НРП за заседании выступал заместитель председателя партии Юнал Чевикёз.

Приведем некоторые мысли докладчика, при необходимости подкрепляя их цитатами:

  1. Ю.Чевикёз упрекает Р.Т.Эрдогана в том, что он, разговаривая с Д.Трампом, не высказал осуждения последнему за то, что тот перед разговором с турецким лидером, также по телефону, общался с Мазлумом Кобани (на сегодня, для турок – главное лицо СНС – В.К.).
  2. Вот характерная цитата в адрес М.Чавушоглу: «После того, как Турция была оставлена одна, нет никакой пользы в том, чтобы приходить сюда и выступать с заявлениями». В этом смысле, докладчик напомнил о том, что на прошлой неделе состоялось заседание Парламентской ассамблеи стран НАТО и, как напомнил Юнал Чевикёз, абсолютно все страны подвергли критике позицию Турции. Как он отметил, если бы Турция проводила эффективную внешнюю политику, то не столкнулась бы сегодня с подобной ситуацией.
  3. Также, как напомнил Ю.Чевикёз, среди стран, осудивших операцию есть и страны Лиги арабских государств, включая и Палестину (это, напомним, та самая Палестина, из-за которой Турция так жестко рассорилась с Государством Израиль – В.К.).
  4. Опять же, вспоминая о многовекторной внешней политике Турции, Ю.Чевикёз напоминает о турецкой активности в Африке. Что характерно, Сомали стало единственной страной на африканском континенте, которая поддержала операцию Турции в Сирии.
  5. При этом, как указал Ю.Чевикёз, число тех стран, кто поддержал операцию Турции – столь мало, что их можно пересчитать по пальцам. Да и, к тому же, они не заявляют о своей позиции.
  6. То, что делает сегодня Турция Ю.Чевикёз охарактеризовал как «дипломатическая деятельность, основанная на отсутствии дипломатии».
  7. Темой жесткой критики Ю.Чевикёза стала ситуация с сирийскими беженцами: «Если вы уж взяли на себя ответственность за ИГ и за борьбу с ИГ, то как эти сбежавшие (из тюрем – В.К.) члены ИГ будут найдены, как они будут пойманы?».
  8. Отдельная тема – это «посредничество» России в отношениях между Анкарой и Дамаском. Ю.Чевикёз задался риторическим вопросом, зачем нужно это посредничество? Тем более, что сегодня две армии (турецкая и сирийская – В.К.) стоят лицом к лицу друг с другом.
  9. Отдельно коснулся Ю.Чевикёз Сирийской свободной армии, которая, по его словам, состоит из террористов и джихадистов, и с которой Турция проводит сегодня операцию в Сирии.
  10. И, наконец, в контексте реакции международного сообщества Ю.Чевикёз предостерег, что ООН неизбежно начнут задавать вопросы по турецкой операции в Сирии и на них надо будет как-то отвечать.

В заключение Ю.Чевикёз, указал на то, что правительству следует взять за основу политику, сформулированную НРП и использовать её для подготовки своей политики по Сирии.

Итак, как мы видим, главная критика турецкой оппозиции в адрес правящей Партии справедливости и развития в эти дни заключается в том, что те не желают устанавливать официального контакта с Дамаском. А, если говорить глобальней, то провалили внешнюю политику настолько, что остались сегодня, по большому счету, в стратегическом одиночестве. Слов же критики в адрес самой операции не последовало. Уровень поддержки операции в стране – весьма высок.