- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О соглашении между США и Турцией о приостановлении военной операции на севере Сирии

Соединенные Штаты и Турция достигли в четверг 18 октября по итогам переговоров в Анкаре соглашения о приостановке турецкой операции «Источник мира» на севере Сирии. Американский лидер Дональд Трамп уже назвал такой исход переговоров «великим днем для всей цивилизации», но Анкара в то же время подчеркивает, что этот шаг нельзя расценивать как установление режима прекращения огня. Другими словами, каждая из сторон выдает случившееся за свою дипломатическую победу, что опять же больше имеет отношение к внутренней, а не внешней политике.  Консультации проходили в президентском дворце в столичном районе Бештепе. Сначала президент Турции Р.Т.Эрдоган принял вице-президента США Майкла Пенса, затем состоялись обсуждения в составе делегаций. Турецкая сторона была представлена вице-президентом Фуатом Октаем, главой МИД Мевлютом Чавушоглу, министром национальной обороны Хулуси Акаром, министром финансов и казначейства Бератом Албайраком и главой Генштаба ВС Турции генералом Яшаром Гюлером. В состав американской делегации входили госсекретарь Майкл Помпео, помощник президента по национальной безопасности Роберт О’Брайен и спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри. Как следует из совместного заявления сторон по итогам переговоров, распространенного пресс-пулом вице-президента США, Турция обязалась приостановить операцию «Источник мира», чтобы дать возможность курдским отрядам из состава «Сил народной самообороны» (СНС), которые Анкара считает связанными с Рабочей партией Курдистана (РПК), в течение 120 часов (пяти суток) покинуть зону безопасности. Выступая на пресс-конференции в американском посольстве в Анкаре по итогам консультаций, Пенс уточнил, что отвод курдских сил будет производиться за демаркационную линию, находящуюся примерно в 30 км к югу от границы Турции и Сирии. После того как курды покинут район, операция ВС Турции, согласно этим договоренностям, будет остановлена.   Вашингтон в ответ согласился с момента приостановки турецкой операции на севере Сирии не вводить новые санкции против Анкары. Он также пообещал отменить уже действующие ограничения, когда будет обеспечено «постоянное прекращение огня». Пенс при этом подчеркнул, что никаких других уступок Турции со стороны США в ходе переговоров сделано не было.   Трамп в свою очередь выразил уверенность в том, что новые санкции против Турции уже не понадобятся. Он назвал Эрдогана своим другом и подчеркнул, что «ценит и будет ценить в дальнейшем» то, что турецкий лидер «поступил правильно». По словам хозяина Белого дома, Соединенные Штаты не рассчитывали на столь скорые договоренности с Турцией. Достижение соглашения, убежден он, пойдет на пользу всем сторонам. Эрдоган в ответ заявил, что совместные усилия Турции и США будут способствовать установлению мира и стабильности на Ближнем Востоке.

Стороны по итогам переговоров условились активизировать сотрудничество «по всем аспектам формирования» зоны безопасности на севере Сирии. При этом обеспечением ее функционирования, согласно этим договоренностям, будут в основном заниматься турецкие вооруженные силы. Вашингтон отметил, что «понимает обоснованные опасения Турции» относительно порядка на ее границе. В свою очередь Анкара обязалась «обеспечивать безопасность <…> жителей контролируемой турецкими силами» сирийской территории. Как сообщил позднее журналистам спецпредставитель США по Сирии, зона, о которой шла речь на переговорах в Анкаре, будет включать только те районы вдоль центральной части границы, которые сейчас контролируют ВС Турции. При этом возможность расширения ее на восток и запад, в том числе город Манбидж, детально не затрагивалась. Данный вопрос Анкара, по словам Джеффри, будет обсуждать отдельно с Москвой и Дамаском. В этой связи отметим, что в рамках первичных договоренностей между турками и американцами размеры этой зоны  устанавливались в радиусе от 30 до 40 км. Турция согласилась тогда  на совместную с американским партнёром миссию ее патрулирования.

На пресс-конференции по итогам переговоров глава МИД Турции заострил внимание журналистов на том, что Анкара лишь приостанавливает военную операцию в Сирии и данный шаг нельзя расценивать как введение режима прекращения огня. «Мы приостанавливаем операцию «Источник мира» на 120 часов для того, чтобы Рабочая партия Курдистана и «Силы народной самообороны» покинули [планируемую зону безопасности]. Это не является режимом прекращения огня, Турция может остановить операцию только в том случае, когда все террористические элементы выйдут с территории зоны безопасности», — сказал он. Кроме того, по словам Чавушоглу, Анкара и Вашингтон в ходе контактов делегаций двух стран «договорились о том, что СНС сдадут тяжелое вооружение, также будут уничтожены их укрепления». «Но это не означает, что наши военные покинут [зону боевых действий]. Мы останемся там», — добавил он.

В этой связи, если брать эти договоренности  в итоге, то надо констатировать несколько моментов.

  1. Вашингтон сумел в данной ситуации добиться выполнение своей разновекторной задачи и пока усидеть на двух стульях. Он решил главную задачу, которую поставил Трамп в рамках вывода американских сил из Сирии и при этом сохранил американское влияние в этом регионе. Прежде всего путем оказания посредничества между турками и курдами. Можно спорить, насколько это перемирие будет долгим, но в данном случае главное заключается в том, что Вашингтон продемонстрировал, что он имеет рычаги давления и на турок, и на курдов. Очень сомневаемся в  том, что курды начнут сдавать свое оружие (непонятно кому и где), но для Анкары в данном случае важен момент того, что США дали гарантии того, что они не будут далее снабжать СДС оружием.
  2. Турки пошли на это соглашение прежде всего с учетом двух факторов: угроза реального экономического давления со стороны США, что по своим последствиям совершенно оправданно могло перевесить все преимущества от быстрой и победной войны и перекрыть по своим негативным последствиям всю националистическую повестку дня. К тому же турки завязли в рамках своего наступления. Довольно быстро заняв пустынные районы, которые курды по серьезному и не собирались оборонять до последней капли крови, турки и их союзники оправданно напоролись на городские бои в Рас Аль-Айне. Взяв с ходу арабские пригороды этого города, турецкие прокси-группы натолкнулись на сильное сопротивление в центральной части и просто банально бежали. При этом все преимущество турок в огневой мощи сошло на нет (это потери среди прежде всего местного арабского населения, что несет в себе репутационные риски для Анкары), а воевать в городе повстанцы (турки стараются туда вообще не соваться, это чревато потерями) не умеют. К тому же город не удалось окружить полностью: предполагалось, что через восточное и южное направление будут выходить отряды СДС, но они этого делать не стали. Не сумели турки и внятно установить контроль над другим ключевым городом — Тель-Абъядом. Таким образом, турки на сегодня сумели окружить эти города и перерезать автотрассу М4 между Хасеке и Алеппо. Собственно эта трасса и будет, судя по всему, границей зоны отчуждения, за которую должны отойти курды. Таким образом, они добились от американцев ровно того, о чем мы говорили ранее. Это зона безопасности между Рас эль-Айном и Телль-Абъядом (глубина зоны 30 км, длина примерно 120 км). И не более того. По двум причинам. Во-первых, добиться обещаний от американцев на установление такой зоны и ее фактическое создание есть вещи сугубо разные. Но пока Эрдогану нужна чисто пиар-победа и гарантии того, что его визит 13 октября в Вашингтон состоится. Во-вторых, все остальные ключевые зоны на севере Сирии уже фактически контролируются сирийскими правительственными силами при поддержке российских военных, ибо охватить их своим контролем турки не в состоянии в силу элементарного дефицита наземных сил.

Министр иностранных дел Турции также дал понять, что, несмотря на достигнутое соглашение с США, переговоры между Анкарой и Москвой о судьбе ряда сирийских регионов продолжатся. «В различных регионах, в том числе в Манбидже, присутствуют войска режима [президента Сирии Башара Асада]. Вчера в [город] Кобани вошли подразделения режима и России. Эти регионы мы будем обсуждать с Россией. Эти темы будут подниматься в ходе [визита президента Турции] в Россию 22-го числа (22 октября — прим. ТАСС)», — сообщил он. В среду представитель Кремля подтвердил информацию канцелярии турецкого лидера о том, что встреча президента РФ Владимира Путина и Эрдогана назначена на 22 октября в Сочи. 15 октября главы двух государств провели телефонный разговор. По словам Чавушоглу, Анкара в ходе прошедших в четверг консультаций с американской делегацией не давала Вашингтону каких-либо обещаний по Кобани (Айн-эль-Араб). «Как и сказал Пенс, мы не говорили, что мы не войдем [в какой-либо регион]. Мы не обещали, что не войдем в Кобани или еще куда-либо», — отметил глава внешнеполитического ведомства. Рискнем предположить, что они туда не войдут, и обещания американцам на эту тему не имеют никакого значения. Курдские анклавы и территории уже фактически являются зоной ответственности российской стороны, и переговоры надо вести уже  с Москвой.   Ранее в четверг газета «Аль-Ватан» сообщила, что подразделения сирийской армии вышли к границе с Турцией в районе Сук-эль-Халь к северу от Кобани. Они также расширили свое присутствие в районе Телль-Тамер на северо-западе провинции Хасеке, заняв ряд населенных пунктов. Сирийские военнослужащие вышли к селениям Эль-Манаджир и Эль-Ахрас в 40 км от города Хасеке. На востоке провинции Алеппо войска вошли в поселок Султания, который находится южнее Манбиджа. С начала недели сирийская армия восстановила контроль над площадью в 1 тысячу кв. км в окрестностях этого города. И окончательно решить вопрос о границах этих зон влияния предполагается на турецко-российском саммите в октябре.

Вашингтон согласился снять введенные ранее в отношении Анкары санкции, но никаких уступок в ходе переговоров не делалось. Это подчеркнул в четверг вице-президент США Майкл Пенс, выступая на пресс-конференции в американском посольстве в Анкаре по итогам переговоров с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом. Пенсу был задан вопрос, на какие уступки пошли на переговорах Соединенные Штаты и поднимала ли Анкара вопрос о решении американского Министерства юстиции предъявить обвинения турецкому государственному банку Halkbank («Халкбанк») в нарушении санкций против Ирана, мошенничестве и отмывании средств. Иск был подан в федеральный суд Южного округа штата Нью-Йорк. «Они поднимали этот вопрос вне контекста обсуждаемых вопросов в конце нынешних переговоров. Мы проинформировали их, что этим делом занимаются Минюст и прокуратура Южного округа», — ответил Пенс. «Уступки США… Факт в том, что президент США [Дональд Трамп] ясно заявлял, что если сегодня не удастся достичь соглашения о прекращении огня, то будет новый раунд обширных санкций против Турции. В течение этих пяти дней (на протяжении которых будет действовать режим перемирия — прим. ТАСС) мы не станем вводить новые санкции, — отметил Пенс. — Когда будет [достигнуто] постоянное прекращение огня, которое последует за выводом курдских сил, мы отменим санкции против ряда чиновников и ведомств, введенные на этой неделе». Таким образом, все уступки заключаются в том, что будут отменены введенные в большей мере символические санкции (дело в отношении турецкого банка скорее всего также быстро сойдет на нет или будет заморожено), и в ноябре Вашингтон отменит и все свои пошлины на сталь с учетом нового торгового соглашения. То есть, чистый карточный блеф со стороны американцев и не ничего больше.

В этой связи очевидно, что Вашингтон и Анкара в рамках этой операции своих локальных целей добились. По крайней мере, пока на вербальном уровне. Что же Москва? Надо констатировать серьезное расширение зоны условно российского контроля на севере Сирии и  установление контроля над традиционными районами курдского проживания. Это обстоятельство дает теоретическую возможность продвижения сирийских войск восточнее Евфрата и установление контроля над основными нефтяными месторождениями вокруг Дейр эз-Зор. Это безусловный плюс. Среди минусов надо отметить, что, несмотря на выход американских сил с севера Сирии, США продолжают держать курдов в зоне своего влияния и теоретически сохраняют рычаги их снабжения через Иракский Курдистан.  При этом любое улучшение двусторонних отношений между Анкарой и Вашингтоном несет в себе риски ужесточение российско-турецкой повестки дня в отношении будущего Сирии. И к этому надо быть готовым.