- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты определяют основные направления стратегии национальной безопасности Израиля. Часть 10

Вашингтонский институт ближневосточной политики (The Washington Institute for Near East Policy, WINEP) опубликовал доклад под названием «Рекомендации по стратегии национальной безопасности Израиля» (Guidelines for Israel’s National Security Strategy). Авторы доклада: генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот, бывший начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) с 2014 по 2019 год, в настоящее время является военным научным сотрудником WINEP; и полковник (запаса) Габи Сибони – старший научный сотрудник Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) Тель-Авивского университета, руководитель программ военного и стратегического анализа и проблем кибербезопасности, основатель и редактор журнала Cyber, Intelligence, and Security. В работе над документом, помимо других сотрудников WINEP, приняли участие: директор INSS генерал-майор (в отставке) Амос Ядлин; д-р Анат Курц, директор по исследованиям, старший научный сотрудник и редактор INSS Insight; полковник (запаса) Юваль Базак.

Рассматривая социальный аспект национальной безопасности Израиля, авторы доклада исходят из того, что он призван обеспечить экономическую, ценностную и моральную основу применения силы, а также придать большую легитимность всем другим действиям, направленным на обеспечение национальной безопасности.

Социальная структура Израиля состоит из множества нитей, вызовов достижению консенсуса, а также бесценного актива в создании жизнестойкого общества. Несмотря на различные социальные проблемы, Израилю удалось создать сильную экономику, способную поддерживать усилия по обеспечению безопасности. Но нельзя предполагать, что это будет длиться вечно. Устойчивость израильского общества является краеугольным камнем национальной безопасности, и поэтому необходимо расширять сферу консенсуса, стремясь выявить и закрепить общие знаменатели для всех групп израильского общества.

Нравственное, моральное общество, все члены которого разделяют справедливость его миссии, лежит в основе израильского национального существования и эквивалентно любому материальному потенциалу безопасности. Необходимо интегрировать арабское меньшинство в национальную структуру, обеспечить его лояльность государству и институтам власти. Приоритет системы образования в развитии общества требует исключения, насколько это возможно, появления отдельных школьных программ для разных слоев населения, так как это только обостряет социальные разногласия. Поэтому необходимо укрепление государственного образования, учитывая решающую роль, которую оно играет в формировании общего знаменателя израильского общества.

Что касается еврейской диаспоры, то, как отмечают авторы доклада, роль Израиля как национального дома еврейского народа зависит и всегда зависела от взаимоотношений и взаимоподдержки между государством и еврейской диаспорой. Эта связь является центральной опорой национальной безопасности Израиля и отражается в его национальных ценностях и смысле существования. На протяжении многих лет эти отношения проявлялись в помощи Израиля находящимся под угрозой еврейским общинам по всему миру и его усилиях по интеграции и ассимиляции новых иммигрантов. В то же время представители мирового еврейства предлагали политическую поддержку со стороны конкретных стран их проживания, экономическую поддержку развивающемуся государству, в т.ч. в создании стратегической глубины, которая была критически важной на протяжении всего существования Израиля.

Мировое еврейство также является частью мощи Израиля. Это источник

развития посредством прямых инвестиций, благотворительности и особенно иммиграции молодых евреев со всего мира. Значительная помощь была оказана молодому государству во время массовой алии 1950-х годов, кризиса безопасности накануне Шестидневной войны (1967) и после войны Йом-Кипур (1973), а также большого притока еврейских иммигрантов из Советского Союза (1990-е гг.).

Но, учитывая тревожные тенденции в Израиле, в еврейских общинах диаспоры и между Израилем и этими общинами, настало время пересмотреть некоторые фундаментальные представления относительно отношений между Израилем и диаспорой.

Подавляющее большинство еврейских общин во всем мире сегодня экономически устойчивы и физически находятся в безопасности по сравнению с прошлым, хотя они сталкиваются с растущим антисемитизмом как со стороны крайне правых, так и ультра левых. На безопасность еврейских общин временами влияют действия Израиля, и за это на их представителей порой возлагают ответственность или просят объяснить позицию Израиля. На практике еврейские общины находятся на переднем крае борьбы за легитимность Израиля и против движения за «бойкот, изоляцию и санкции» (BDS), которое стремится вбить клин между Израилем и евреями диаспоры, вполне может превратить для них Израиль в обузу и повредить их отношениям с государством. Тем не менее, отмечают израильские эксперты, в последние годы все более разноликая мировая еврейская община иногда пытается найти связь с государством. Однако если оставить эти проблемы в стороне, успех общин диаспоры сделал их ключевым активом в оказании Израилю политической поддержки в странах их проживания. Особо отмечается, что еврейская община США является центральным компонентом традиционно двухпартийной американской поддержки Израиля и является основой американо-израильских особых отношений, которые в последние годы оказываются под усиливающимся давлением в связи с политическими и социальными событиями.

Израиль должен активизировать свои усилия по поддержке и укреплению связей с мировым еврейством как важной составляющей его национальной безопасности. Эта стратегия должна быть реализована официальными организациями, занимающимися данным вопросом, как в исполнительных, так и законодательных органах власти США, что должно отразиться в процессе принятия решений. Израиль должен быть к этому готов и выделить людские и материальные ресурсы на укрепление связей с общинами диаспоры, особенно в Соединенных Штатах. Эти усилия должны основываться на чувстве общей судьбы государства, его граждан и еврейских общин за рубежом. Наконец, Израиль должен продолжать действовать, основываясь на чувстве ответственности за весь еврейский народ, создавая пространство, которое послужит национальным домом для еврейского народа.

Относительно обеспечения национальной безопасности посредством гражданского сектора авторы доклада отмечают, что ситуация в Израиле и спектр угроз на его границах, особенно на гражданском фронте, требует участия в этом процессе всего гражданского населения, а именно:

Для достижения целей национальной безопасности посредством материальной инфраструктуры различные правительственные министерства Израиля должны быть интегрированы на этапах планирования, координации и разработки систем в соответствии с потребностями национальной безопасности. Задачи включают отвлечение экономических ресурсов на национальную безопасность (например, транспорт и перевозки, промышленность, здравоохранение, производство продуктов питания и маркетинг), а также на планирование, координацию и рассредоточение населения, еврейских поселений и другие национальные проекты. Такая материальная инфраструктура должна быть создана в соответствии с сетью национальных автодорог, морских портов и аэропортов, электростанций, энергетических и водных установок.

В частности, крайне важно сохранить независимость в осуществлении торговых операций по морю. Для этого требуется создание потенциала для независимого судоходства в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени. Сегодня Израиль не имеет эффективной возможности осуществлять поставки в/из страны во время чрезвычайных ситуаций, когда угрозы безопасности или более высокие страховые выплаты не позволяют иностранным судоходным компаниям отправиться в израильские морские порты. Крайне важно устранить эти пробелы.

Рассматривая другие аспекты реагирования на угрозы, авторы доклада считают, что Израилю необходимо действовать так, чтобы сохранить свой авторитет в глазах международного сообщества, особенно Соединенных Штатов и других западных стран, потому что государственный интерес заключается в том, чтобы добиться международной поддержки основ его существования, а также важных национальных решений. На ближневосточной арене Израиль должен действовать так, чтобы в максимально возможной степени уменьшить угрозы безопасности и создать условия для сотрудничества. Тем не менее, согласно принципу независимого реагирования, опора на альянсы не может привести к какой-либо военной зависимости от иностранного субъекта в оборонительных целях при любом разумном сценарии. Другими компонентами реагирования на угрозы являются следующие:

В качестве заключения, авторы доклада напоминают, что Израиль возник в военной ситуации и с того момента вынужден себя защищать. Давид Бен-Гурион и командиры организаций самообороны предгосударственного еврейского ишува, в последствии командиры ЦАХАЛа, осознали серьезность угрозы, с которой они столкнулись, что привело к созданию уникальной, успешной оперативной стратегии. Несмотря на то, что она никогда не воспринималась как официальная, обязательная стратегия безопасности, она десятилетиями верой и правдой служила нации.

Многие наблюдатели утверждают, что Израиль является самой могущественной страной в регионе. Но на самом деле государство все еще сталкивается с ситуацией, которую можно охарактеризовать как «меньшинство против большинства». Эта неизменная реальность всегда заставляла Израиль избегать длительных войн и вместо этого основывать свою мощь на ударных силах резервистов, которые призваны оперативно перенести боевые действия на вражескую территорию и добиться победы как можно быстрее. Этот принцип применяется сегодня как никогда.

В последние десятилетия новые угрозы безопасности дополнили старые угрозы, которые исходили от государств. Это поставило перед Израилем задачу по внедрению новых методов поддержания безопасности и сохранения ценностей безопасного, демократического еврейского государства, существующего на благо всех его граждан и еврейского народа в целом.

К знакомым угрозам – обычным, нетрадиционным и от нерегулярных формирований – дополнились те, которые исходят из киберпространства. Между тем, на северо-востоке Израиль сталкивается с потенциальным возрождением фронта, где Иран возглавляет коалицию радикальных антиизраильских сил. Кроме того, Израиль сталкивается с внешними угрозами, которые могут нанести ущерб его международной легитимности. Появились новые осложнения в отношениях Израиля с евреями диаспоры, которые всегда были важным компонентом в системе национальной безопасности и должны оставаться таковыми в будущем.

Тем не менее, Израиль сталкивается и с другими проблемами, учитывая наличие тех, кто оспаривает ценность и действует против демократического еврейского государства. Только глубокие дискуссии о национальных ценностях, инициативах и действиях могут укрепить Израиль как безопасное, демократическое, еврейское государство, которое еще не потерпело подлинное поражение во время войны, и в дальнейшем служить основой его статуса национального дома еврейского народа. В то же время укрепление связей с еврейством диаспоры, как уже указывалось, является фундаментальной необходимостью. От этого зависит национальная безопасность и мощь Израиля.

Даже на фоне новых вызовов ключевыми остаются четыре основных концепции национальной безопасности Израиля: сдерживание, превосходство в разведке, оборона и победа. Кроме того, стратегия безопасности Израиля всегда должна основываться на предположении, что заключенные государством договоры по сдерживанию и установлению мира могут рухнуть. Поэтому латинская пословица – Si viscem, para bellum (Хочешь мира, готовься к войне) остается актуальной. Израиль должен поддерживать запасы безопасности (security margin) и постоянную готовность к возможной эскалации в короткие сроки, чтобы выполнить свою обязанность по защите нации, обеспечению ее существования и победе в каждой войне.

Особые отношения Израиля с Соединенными Штатами по-прежнему считаются источником его мощи и рассматриваются в качестве центральной опоры национальной безопасности для координации стратегии на международном уровне, в том числе на дипломатическом и экономическом фронтах. Центральным элементом этих отношений является военная помощь США Израилю в соответствии с нынешним меморандумом о взаимопонимании двух стран и глубокая приверженность США сохранению качественного преимущества Израиля.

При этом подчеркивается самостоятельность Израиля, которая выражается в способности защитить государство своими силами, но она дополняется региональными и международными соглашениями о партнерстве, особенно с США. Утверждение принципа независимости особенно важно, учитывая последние тенденции в американской политике в регионе (одним из последних проявлений чего стало предательство Вашингтоном сирийских курдов) и недавние дискуссии по поводу возможного заключения американо-израильского договора о взаимной обороне. Может такой договор и будет иметь ряд преимуществ, тем не менее, он требует тщательного рассмотрения, особенно в отношении ограничения свободы действий Израиля, что последует неизбежно. Это возвращает дискуссию к принципу, что только Израиль может нести ответственность за свою безопасность.

Авторы доклада попытались представить фундаментальный подход к стратегии национальной безопасности Израиля и военно-политической стратегии укрепления государства. Выражается надежда на то, что начнется обсуждение вопроса о принятии официальной стратегии безопасности, включая секретные компоненты, связанные с основой мощи Израиля. Таким образом, это может вдохновить руководителей учреждений, занимающихся вопросами безопасности, образования, экономики и развития технологий, и стать направлением в деле укрепления Израиля как мощного и безопасного национального дома.

Доклад по своей сути является проявлением классического политического реализма, как, впрочем, и современного неореализма, которые исходят из того, что политика государства определяется его объективными национальными интересами, центральное место среди которых всегда занимали интересы национальной безопасности. Реалисты и неореалисты убеждены в том, что угроза безопасности государства оправдывает применение силы.