- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Израиле: сентябрь 2019 г.

Главным событием сентября в Израиле, разумеется, стали выборы в Кнессет 22-го созыва, подготовке к которым была подчинена не только внутриполитическая жизнь страны, но и визиты, совершенные лидером Ликуд Б.Нетаньяху перед голосованием. Напряженной осталась обстановка на границе с Газой, где протесты характеризовались относительно высоким уровнем насилия. Также Израиль продолжил борьбу с иранским влиянием и его прокси в непосредственной близости от своих границ. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира       

В акциях протеста в секторе Газа в рамках продолжающегося более 70 недель «марша возвращения» в сентябре приняли участие в среднем от 6 до 9 тыс. человек. Помимо этого палестинцы предпринимали попытки ракетных атак и запуска на территорию Израиля воздушных шаров с зажигательными смесями. Также имели место беспорядки, нападения на машины в Иудее и Самарии. Помимо этого там была пресечена попытка организации «Исламским джихадом» сборки ракет.

4 сентября глава правительства Израиля посетил Пещеру патриархов в Хевроне, что было использовано палестинской стороной для обвинения Иерусалима в очередной попытке спровоцировать эскалацию конфликта. Кроме того, премьер-министр в составе ПНА М.Штайе встретился со специальным координатором  ООН по мирному процессу Н.Младеновым. В ходе переговоров представитель Рамаллы сообщил, что шаг главы израильского правительства был продиктован соображениями борьбы за электорат перед выборами в Кнессет. В сентябре со стороны Палестинской национальной администрации (ПНА) прозвучали заявления, в которых утверждалось, что она продолжает усилия по экономическому отделению от Израиля, в том числе путем переговоров в рамках Совета ЛАГ. Также Рамалла пообещала обратиться в Международный арбитражный суд с целью добиться перечисления средств, которые Иерусалим удерживает из налоговых поступлений из-за спонсирования ПНА террористов и их семей.

Помимо этого в сентябре Израиль продолжил наносить удары по иранским прокси в регионе. Атакам подверглись шиитская группировка «Аль-Хашд аш-Шааби» и бойцы «Сил Кудс». В этом контексте примечательно, что на одном из заседаний кабинета министров в сентябре Б.Нетаньяху определил три основные цели ЦАХАЛ в текущих условиях. Среди них на первом месте стоит необходимость остановить иранскую ядерную программу. Далее следует задача воспрепятствовать вооружению высокоточным оружием Ираном его региональных союзников, а также не дать ему укрепиться в непосредственной близости от израильских границ. При этом премьер-министр подчеркнул, что идет одновременная борьба на все трех направлениях, частично она является скрытой, а частично открытой.

Официальные визиты

В преддверии выборов в Кнессет глава правительства Б.Нетаньяху совершил серию визитов, явно ориентированных на поддержание своего политического имиджа. Среди них была поездка в Лондон, где израильский премьер-министр пообщался с британским контрпартнером Б.Джонсоном и министром обороны США М.Эспером. В первом случае центральными темами повестки дня стали борьба с антисемитизмом и отношения Израиля с Соединенным Королевством после выхода Великобритании из ЕС. Однако сложности в рамках Брэкзита привели к тому, что приезд израильского представителя был оттеснен на второй план внутренними проблемами.

От встречи Б.Нетаньяху и М.Эспера ожидали анонсирование американо-израильского оборонного пакта, основное значение которого в сложившихся обстоятельствах также определялось выборами в Кнессет. По мнению экспертов, такой шаг со стороны США мог бы стать очередным сигналом американской поддержки кандидатуры Б.Нетаньяху.  Однако у этой идеи нашлось немало скептиков. Так,  по мнению бывшего руководителя военной разведки АМАН, а ныне главы INSS А.Ядлина, несмотря на то, что для государства и поддержания его концепции сдерживания пойдет на пользу некий аналог статьи 5 Североатлантического договора, согласно которой нападение на одну страну рассматривается атакой на Альянс в целом, на Иерусалим это будет налагать определенные обязательства. При этом цена их существенно более высокая в сравнении с преимуществами, которые можно получить.

В частности, с точки зрения эксперта, маленькому ближневосточному государству будет сложно обеспечить выполнение аналогичных принципов в отношении США. Кроме того, договор будет существенно ограничивать свободу израильских действий. Наконец есть и две практические сложности, вытекающие из согласия на заключение пакта. Они, как утверждает А.Ядлин, сводятся к необходимости раскрыть свой ядерный потенциал и разрешить все споры о границах. Последнее, как предположил эксперт, в целом не является проблемой для Израиля, но крайне трудно для Б.Нетаньяху с учетом его предвыборных обещаний.

12 сентября в Сочи прошли переговоры Б.Нетаньяху с президентом РФ В.В. Путиным. Темой встречи традиционно стали двухсторонние отношения с акцентом на исторических связях народов и общности подходов к оценкам итогов Второй мировой войны. Также лидеры обсудили ситуацию на Ближнем Востоке. Данный визит стал сигналом поддержки российским лидером кандидатуры Б.Нетаньяху на выборах. Кроме того, в сочетании с совершенной ранее поездкой в Украину помог обратиться ко всему спектру мнений «русской улицы» в Израиле. В том, что касается региональной повестки дня, израильский премьер-министр сделал акцент на необходимости продолжать координацию в Сирии, а также важности обеспечивать свободу израильских действий против Ирана и «Хизбаллы». Проблемы израильской безопасности Б.Нетаньяху обсудил также с министром обороны РФ С.К. Шойгу.

В начале сентября Иерусалим посетил премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али, на встрече с которым израильские власти обговорили не только вопросы укрепления двухстороннего сотрудничества, но и тему эфиопских евреев в Израиле. Примечательно в этом визите и то, что в октябре 2019 г. он был удостоен Нобелевской премии мира за разрешение конфликта между Эфиопией и Эритреей. 20 сентября состоялась очередная рабочая встреча Б.Нетаньяху и специального представителя президента США на международных переговорах Дж.Гринблатта.

Отношения с международными организациями

В контексте этой составляющей израильской внешнеполитической активности в сентябре основное внимание было сосредоточено на ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Ввиду внутриполитических сложностей Б.Нетаньяху не смог представлять интересы страны лично, с этой целью в Нью-Йорк был направлен министр иностранных дел И.Кац. В своем выступлении он сделал акцент на потенциале сотрудничества Иерусалима с умеренными региональными режимами, назвав в качестве примера инициативу Tracks for Regional Peace. Основной угрозой израильской безопасности традиционно была названа иранская. Помимо этого представитель Израиля высказался по палестинской проблеме и очередных разногласиях с Турцией, спровоцированных выступлением самого Р.Т.Эрдогана с трибуны ООН.

13 сентября специализированное учреждение в составе Объединенных наций – Всемирный почтовый союз отклонило поданную в марте 2019 г. палестинскую заявку на вступление. Это решение позволило заблокировать очередную попытку Рамаллы путем односторонних действий на площадках международных организаций добиться признания своей легитимности.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Деятельность правительства

Заседание кабинета министров 3 сентября было сосредоточено на проблемах безопасности. Глава правительства выразил благодарность внешнеполитическим ведомствам ОАЭ и Бахрейна, которые осуждают то, что Б.Нетаньяху определил как «беспомощность Ливана». Под этим он подразумевал попустительство Бейрута в связи с террористической активностью шиитской группировки «Хизбалла». Также глава правительства сообщил о намерении подготовить еще один трехсторонний саммит с участием Израиля, США и России в Иерусалиме, что необходимо для продолжения дискуссий по иранской и сирийской проблемам. В экспертном сообществе позднее прозвучало мнение, что согласование нового саммита было одним из пунктом повестки дня упомянутых переговоров Б.Нетаньяху и В.В. Путина в Сочи, однако, позиция МИД России сводится к том, что для согласования следующего раунда общения необходимо обеспечить полное выполнение решений предыдущего, чего пока, как считают российские дипломаты, не наблюдается.

Тема безопасности была продолжена на заседании 8 сентября. На этот раз выступление главы правительства  затронуло и ситуацию в Газе, где ЦАХАЛ накануне нанес удар по террористическим целям. Помимо этого обсуждался законопроект о видеокамерах на избирательных участках, инициированный Ликуд. По словам Б. Нетаньяху важность принятия этой законодательной инициативы определялась необходимостью обеспечить честность и прозрачность голосования. При этом для поддержки своей позиции он приводил мнения руководителей Центральной избирательной комиссии, которые с 2013 г. призывали рассмотреть вопрос об использовании камер на участках для голосования.  У данного законопроекта, надо сказать, было довольно много противников, среди которых оказались не только политические соперники «Ликуд», но и полиция, с точки зрения которой ведение видеозаписи могло стимулировать протесты населения.

15 сентября кабинет министров провел выездное заседание в Иорданской долине, итогом которого стало одобрение создания нового поселения Мево’от Йерихо, ранее существовавшего в качестве форпоста. Прежде эта инициатива была согласована юридическим  советником правительства, который сослался на «особые обстоятельства» при рассмотрении вопроса. На заседании была назначена рабочая группа, которую возглавил руководитель канцелярии премьер-министра Р.Перец. Однако окончательное завершение всех необходимых процедур по изменению статуса возможно только после формирования нового правительства.

Повестка дня Кнессета

11 сентября после долгих дебатов названный выше законопроект о видеокамерах на выборах, призванный наделить членов избирательных комиссий возможностью вести съемку процесса голосования и подведения итогов, не набрал необходимого большинства (61 из 120 голосов). В числе основных противников этой идеи значился, прежде всего, Объединенный арабский список, а потому, критикуя фракции, проголосовавшие против, Б.Нетаньяху отмечал, что данный факт является свидетельством намерения левого лагеря сформировать правительство с участием арабов.

По итогам выборов в Кнессет 22-го созыва партия Ликуд получила 32 мандата, а блок «Кахоль-лаван» — 33. Третьим по численности стал  Объединенный арабский список (13 мест), что в случае формирования правительства национального единства дает ему право претендовать на то, чтобы возглавить оппозицию. Далее следуют ШАС (9 мандатов), НДИ (8 мандатов), «Еврейство торы» (7 мандатов), «Ямина» (7 мандатов), «Авода» (6 мандатов), «Демократический лагерь» (5 мандатов).

25 сентября 2019 г. президент Р.Ривлин поручил формирование нового правительства Б.Нетаньяху несмотря на формальную победу «Кахоль-лаван». Поскольку ни один из политических лагерей не мог обеспечить создание правительственной коалиции, президент высказался за создание правительства национального единства, с чем согласились Б.Нетаньяху и Б.Ганц. Однако ряд обстоятельств, включая нежелание «Кахоль-лаван» работать с нынешним лидером «Ликуд», а также назначенные на начало октября слушания по делам Б.Нетаньяху о коррупции  привели к тому, что вопрос о конфигурации нового кабинета министров до конца месяца урегулирован не был.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Мы будет продолжать работать над расширением международных связей Израиля и укреплением позиций Израиля в рамках международного сообщества», — это фраза, которая, как правило, звучит из уст израильских представителей на сессии ГА ООН. Однако на этот раз ее произнес И.Кац, комментируя решение правительства Армении открыть посольство в Израиле. Местом расположения новой дипломатической миссии должен стать Тель-Авив.

С точки зрения израильской стороны, как кажется, в данном случае на первое место выходят несколько составляющих, а именно общее укрепление международного престижа, о котором сказал И.Кац. Так, по данным МИД ближневосточной страны, это посольство будет в Израиле 90-м по счету. Важность данного факта определяется и тем, что само израильское внешнеполитическое ведомство испытывает серьезные трудности с финансированием, что приводит к замораживанию зарубежной активности. В этой связи дополнительная иностранная миссия явно не будет лишней. Наконец, развитие диалога с Арменией связано в значительной степени с работой над подписанием соглашения о зоне свободной торговли между Израилем и ЕАЭС.

В самом Ереване отмечают, что посольство необходимо для улучшения представительства республики на Ближнем Востоке. Вместе  с тем на неофициальном уровне заметен некоторый скептический настрой в адрес израильской стороны, которая якобы уделяет внимание данной составляющей своей внешнеполитической активности не из-за ее важности как таковой, а по иным соображениям, касающимся сотрудничества или противостоянии с более влиятельными игроками.