- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Палестинцы прилагают усилия по экономическому отделению от Израиля

Две недели назад Израиль перечислил Палестинской национальной администрации (ПНА) 1,5 млрд шекелей (430 млн долларов США). Это налоги и пошлины, собираемые Израилем для ПНА. Глава ПНА Махмуд Аббас (Абу Мазен) отказывается их принимать с того момента, как израильские власти начали вычитать из них сумму, которая направляется властями ПНА семьям палестинцев, раненых и убитых израильскими военными, а также отсиживающих тюремные сроки в Израиле. Израиль считает эти платежи финансированием терроризма. После того, как на счета ПНА поступит еще миллиард шекелей, она сможет избежать экономического краха. Тем самым должно закончится шестимесячное противостояние и взаимные обвинения между Израилем и ПНА. Как отмечает израильский политический обозреватель Шломи Эльдар, ни одна из сторон не выиграла, а если точнее, то проиграли обе.

Напомним, что закон об удержании сумм из налоговых поступлений и пошлин, собираемых Израилем для ПНА, был принят Кнессетом в июле 2018 года. Тогда депутат Кнессета и один из инициаторов закона Ави Дихтер (Ликуд), бывший директор Службы общей безопасности (ШАБАК) направил М.Аббасу сообщение на арабском языке: «Проклятие на ваш дом, господин президент. Вместо того чтобы управлять Палестинской администрацией, направляя деньги на здравоохранение и образование, вы, Махмуд Аббас, тратите 7% своего бюджета на терроризм!»[i] [1].

Как напоминает Ш.Эльдар, хотя закон был принят абсолютным большинством в 86 голосов (в 120–местном Кнессете), премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху прислушался к предупреждениям оборонного ведомства и не спешил его выполнять. Однако за два месяца до выборов в апреле 2019 года Форум «Выбирай жизнь» семей жертв терроризма созвал пресс-конференцию и сообщил израильской общественности, что закон не выполняется и что, несмотря на данные им обещания, правительство не вычитает деньги, направленные семьям палестинских террористов. По словам израильского обозревателя, тогда «Б.Нетаньяху занервничал и созвал заседание узкого кабинета безопасности, чтобы попросить его одобрить обратную силу закона. Это и было сделано, несмотря на предупреждения силовых ведомств о том, что данная мера может привести к эскалации напряженности и даже к краху ПНА».  М.Аббас отреагировал отказом принять деньги, если из них будет вычтен хотя бы один шекель. Как и Б.Нетаньяху, М.Аббас также не смог противостоять давлению, особенно со стороны семей «мучеников» (шахидов) и заключенных. Его решение не только привело к экономическому кризису в ПНА, но и улучшило положение семей «мучеников», т.к. им было обещано увеличение ежемесячных выплат. Между тем, госслужащим в ПНА зарплаты были сокращены вдвое, в ПНА начался кризис. А в самом Израиле забеспокоились о том, что ПНА рухнет и вызовет новую волну терроризма. К тому же М.Аббас столкнулся с реальностью, в которой трудно найти страны, желающие прийти его администрации на помощь.

Вопросом активно начал заниматься министр финансов Израиля Моше Кахлон. Два месяца назад он совместно с министром по гражданским вопросам ПНА Хусейном аль-Шейхом и министром финансов Шукри Бишарой нашел частичное решение проблемы, которое заключалось в отмене налога на бензин, который ПНА закупает у Израиля. Хотя это не решило всей проблемы, но дало некоторую передышку, т.к. 22 августа с.г. Израиль перевел палестинцам 2 млрд шекелей (570 млн долларов).

В конце сентября Х.аль-Шейх снова связался с М.Кахлоном, чтобы попросить о срочной встрече. Он действовал не один, так как не может быть никаких сомнений в том, что все его действия как минимум согласованы с М.Аббасом. Для того чтобы палестинцы и Израиль могли выйти из положения с достоинством и успокоить общественность с обеих сторон, был создан совместный комитет для решения спорных вопросов. Как отмечает Ш.Эльдар, ссылаясь на анонимный источник в израильском оборонном ведомстве, М.Кахлон действовал мудро. Кризис был преодолен. Однако в ПНА осознали, что, несмотря на экономические трудности, которые они переживали на протяжении полугода, Израиль не отступил от своего решения вычитать суммы из собираемых для ПНА налогов и пошлин.

Израильско-палестинский комитет начнет пересматривать, выходить из экономических соглашений, известных как Парижский протокол от 1994 года, и заключать новые договоренности. Их значение будет заключаться в том, что Израиль предоставит палестинцам право самостоятельно предпринимать экономические шаги, что подразумевает суверенитет и независимость.

Представители израильских правых были возмущены компромиссом. На воскресном заседании кабинета безопасности две недели назад Бецалель Смотрич и Зеэв Элькин вступили в ожесточенный спор с М.Кахлоном, главой ШАБАКа Надавом Аргаманом и руководителем отдела разведывательного анализа Управления разведки Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) генералом Дрором Шаломом по поводу того, что они называли «капитуляцией Израиля». Они настойчиво интересовались тем, что сможет получить Израиль в обмен на этот компромисс. Израиль не вычел всю сумму, выплаченную ПНА семьям погибших и заключенных в тюрьмы палестинцам. В результате компромисса каждая сторона почувствовала, что одержала верх над другой, или, по крайней мере, каждая сторона признала тяжелые политические обстоятельства, с которыми столкнулась другая[ii] [2].

Ожидается, что в рамках недавно созданного комитета Израиль и ПНА пересмотрят Парижский протокол 1994 года. Как отмечает Ш.Эльдар, в прошлом М.Аббас угрожал выйти из соглашений с Израилем, которые дискриминируют ПНА, передают Израилю контроль над ее финансами и ставят палестинские власти в зависимость от третьих сторон. Ш.Эльдар отмечает парадоксальность ситуации, т.к. теперь Израиль должен принять то, что неоднократно отвергал, и все из-за закона о вычете из налогов и пошлин, собираемых для ПНА. Этот закон в конечном итоге не уменьшил терроризм, но предложил ПНА способ освободиться от удушающей экономической хватки Израиля и предпринять шаги к экономической независимости.

На днях палестинская делегация в составе 11 министров во главе с премьер-министром ПНА Мухаммедом Штайе завершила официальный трехдневный визит в Каир, в ходе которого был подписан ряд двусторонних экономических соглашений. Посещение Египта состоялось в рамках усилий палестинского правительства по активизации экономических отношений с арабскими странами и экономическому размежеванию с Израилем.

7 июля этого года делегация ПНА также во главе с М.Штайе посетила Иорданию. Стороны подписали меморандумы о взаимопонимании в области энергетики, здравоохранения и транспорта. В том же месяце палестинская делегация отправилась в Ирак, чтобы обсудить возможность импорта иракского топлива на Западный берег р. Иордан. Хотя не было подписано каких-либо соглашений, стороны договорились об экономическом сотрудничестве.

Что касается Египта, то палестинское руководство стремится к сотрудничеству с египтянами во многих областях. М.Штайе 9 октября в заявлении для прессы после переговоров с египетским коллегой Мустафой Мадбули отметил, что визит в Египет «заложил основу для сотрудничества в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства и торговли». Он добавил: «Мы хотим извлечь выгоду из опыта Египта во многих областях, особенно в торговле, сельском хозяйстве и инвестициях. Мы также хотим извлечь выгоду из личного опыта премьер-министра в строительстве новых городов и государственного жилья» для семей с низкими доходами. По словам министра экономики ПНА Халеда аль-Осейли, палестинцы должны ожидать притока египетской продукции, которая вытеснит продукты израильского производства. Точно также они ожидают, что палестинские товары получат выход на египетский рынок[iii] [3].

Делегация в Египте также обсудила проблемы, стоящие перед сектором Газа, в первую очередь обеспечение основных потребностей жителей анклава в здравоохранении и электроэнергии. Министр финансов ПНА Шукри Бишара заявил, что правительство стремится извлечь выгоду из собираемых ХАМАСом таможенных пошлин на товары, поступающие в сектор Газа через Египет.

Как сообщали арабские СМИ, правительство М.Штайе выиграло бы от того, если бы египетские власти собирали эти налоги от имени ПНА или разрешили палестинскому правительству открыть таможенные пункты на египетской стороне для товаров, поступающих в Газу через пограничный пункт «Рафах». Визит делегации М.Штайе в Египет также был направлен на усиление экономического давления на правящее в секторе Газа движение ХАМАС и сокращение доходов, которое оно получает от товаров, поступающих в Газу через Египет.

Согласно Al-Monitor, объем импорта из Египта на палестинские территории составляет 69 млн долларов в год, тогда как экспорт – всего лишь сотни тысяч долларов. Правительство ПНА стремится к инвестициям и увеличению товарооборота с Иорданией с 230 млн долларов до 1 млрд долларов в год.

В предстоящий период энергетика станет самым важным вопросом для ПНА, поскольку на долю энергии приходится большая часть импорта из Израиля. В палестинском руководстве надеются импортировать энергоносители из арабских стран. Объем всего импорта ПНА из Израиля в настоящее время составляет около 3,28 млрд долларов в год.

Краткосрочные экономические перспективы Палестины мягко говоря не радужные. Согласно докладу Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) от 10 сентября с.г., палестинский социально-экономический кризис подошел к критической точке, и Израиль продолжает изолировать палестинцев от мировых рынков, контролируя более 80% их экспорта. Палестинский экспорт в Израиль составляет 875 млн долларов в год и в основном включает камень, мрамор, пластмассовые изделия, упаковочную продукцию, овощи и фрукты.

По мнению Бакра Штайе, профессора экономики в Университете Ан-Наджах, правительственная стратегия размежевания с израильской экономикой и открытия египетского рынка хороша в теории, но зависит от нескольких факторов. Израиль контролирует пограничные пункты между Иорданией и сектором Газа, а также между Западным берегом р. Иордан и сектором Газа. ХАМАС контролирует Газу, у которой сухопутные границы с Египтом.

Хотя механизмы реализации достигнутых соглашений пока не разглашаются, они все равно потребуют, чтобы палестинское правительство согласовало разрешение на проход товаров не только с египетскими властями, но и с Израилем. ПНА также должна будет попросить Египет оказать давление на Израиль, чтобы тот не чинил препятствий. ПНА придется достичь взаимопонимания по поводу КПП «Рафах» с ХАМАСом и египетским правительством, которое имеет ряд претензий к ХАМАСу. У Египта также есть сомнения во взаимодействии с Израилем по обеспечению товаропотока между Западным берегом р. Иордан и сектором Газа. Израиль также должен будет воздерживаться от создания препятствий для потока любых товаров, которые будут импортироваться и экспортироваться через Иорданию.

Таким образом, несмотря на энтузиазм официальных представителей ПНА, в реальности все зависит от того, как на их усилия отреагируют ХАМАС, Египет и Израиль.

[i] [4] Israel-Palestinian tax deal has implications beyond economy // Al-Monitor. 08.10.2019 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/10/israel-palestinian-authority-moshe-kahlon-deduction-law-tax.html

[ii] [5] סמוטריץ’ ואלקין נגד כחלון: עימות בקבינט על כספי המסים לרשות //07.10.2019 https://13news.co.il/item/news/politics/security/cabinet-meeting-895697/

[iii] [6] Palestinians sign agreements with Egypt in step toward financial freedom from Israel // Al-Monitor. 18.10.2019 -https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/10/palestinian-disengagement-economic-israel-authority-arab.html