- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новый политический кризис в Ливане

Запас прочности сформированного в феврале 2019 года коалиционного правительства Ливана оказался недостаточным. Сегодня мы наблюдаем его фактический развал под воздействием массовых народных протестов, который некоторые аналитики уже назвали новой волной «арабской весны».

Лейтмотивом нынешнего политического кризиса в Ливане стали новые предложения правительства по увеличению перечня важнейших налогов, которые обсуждались в рамках правительственной дискуссии по проекту бюджета на 2020 год. Особое недовольство, помимо предложений по росту налогов на бензин, табак и пр., вызвала идея введения новой платной услугу на пользование телефонной услуги мессенджера whatsapp (6 долларов в месяц), что стало своего рода «последней каплей», которая спровоцировала выход на улицу нескольких сотен тысяч человек, что для 7-миллионного Ливана является более, чем резонансным.

Таким образом, после нескольких дней непрерывных протестов коалиционного правительство 48-летнего С.Харири стало распадаться. В частности, лояльная премьер-министру христианская партия «Ливанские силы» объявила о своём выходе из коалиционного правительства: четыре представляющих эту партию министра (всего в кабинете 30 портфелей) подали в отставку.

Премьер-министр Харири все-ещё пытается удержать ситуацию на плаву: он сразу же публично дезавуировал новые предложения по росту налогов, и пообещал изыскать другие способы пополнения доходной части бюджета за счёт неких «банковских институтов». Вслед за этим, Харири публично заявил, что договорился с министром финансов о том, что в новом проекте бюджета никакого роста налогов или пошлин вообще не будет предусмотрено.

К сожалению, накал социального противостояния зашёл слишком далеко, и едва ли эти отчаянные, судорожные действия правительства смогут развернуть ситуацию обратно.

Главная причина нынешнего политического кризиса в Ливане кроется в более структурных проблемах, и их проявление сегодня вполне предсказуемо и ожидаемо. Как известно, сформированное с большим трудом, спустя несколько месяцев сложных внутренних компромиссов по итогам национальных выборов в мае 2018 года, правительство Харири пришло с главной миссией — разблокировать замороженный международными донорами пакет инвестиционной и финансовой поддержки Ливану в объёме 11 млрд долларов на экономическую реконструкцию. Именно этими ожиданиями жила ливанская «улица» в надежде на новые рабочие места, социальные льготы и экономический рост. Однако формирование нового правительства несколько месяцев назад не стало моментальной панацеей от всего комплекса социально-экономических проблем, усугублённых с 2013-2014 гг. притоком сирийских беженцев. Автоматического разблокирования инвестиционного пакета не случилось, поскольку доноры, и особенно международные финансовые институты, предсказуемо обусловили финансовую помощь структурными реформами финансово-экономического сектора, в том числе в налоговой сфере. В итоге вместо ожидаемых инвестиционных бонусов, ливанское общество получило рост налогов, сохранение высокого уровня коррупции, растущую безработицу и бедность. Что неминуемо привело к вспышке народных протестов и новому внутриполитическому кризису в стране.

Разразившийся кризис вскрыл две структурные проблемы, без преодоления которых стабильность Ливана будет сложно гарантировать.

Во-первых, социальный протест в полной мере обнажил слабость коалиционной природы ливанского политического истеблишмента с учетом исторических и религиозно-этнических особенностей этой страны. В условиях экономических кризисов, а также действия внешних факторов силы (например, сирийский кризис), жизнеспособность и устойчивость системы «сдержек и противовесов» в Ливане резко снижается. Сегодняшние события социальных протестов, расколовших моментально коалицию, наглядное тому подтверждение.

Во-вторых, ливанский кризис вскрыл более чувствительную и масштабную проблему — механизм международного донорского содействия не работает как превентивная мера по предотвращению политических кризисов в уязвимых странах. По крайней мере, когда речь заходит о Ближнем Востоке. Наступивший сегодня в Ливане кризис — прямое следствие недальновидной политики доноров, которые не смогли обеспечить своевременно выделение столь нужных Ливану инвестиций в гибкой, свободной форме, без предварительных условий, требований и оговорок. Реакция премьер-министра С.Харири на сегодняшний кризис, и его новые обещания «распаковать» экономический пакет помощи от доноров, являются к сожалению запоздалыми мерами. Тем более, что не вызывают доверия среди общества. Понятно, что социальный протест принял необратимый процесс, и его конечной целью станет требование полной отставки нынешнего правительства. Более того, протестующие требуют полной ревизии ливанской политической системы, добиваясь от власти действенных шагов по борьбе с коррупцией, а также улучшению социального положения бедных слоев.

Примечательно, что главные оппоненты Харири из поддерживаемой Ираном шиитской партии «Хизбалла», которые также являются частью коалиционного правительства, в отличие от христианского блока, поддержали кабинет и выступили за единство и сохранение нынешнего правительства. Аргумент лидера «Хизбаллы» Х.Насруллы — времени для проведения результативных реформ у правительства было недостаточно, и нужно дать ему новый шанс. Обладая большим влиянием в стране, лидеры «Хизбаллы» прекрасно понимают, что с отставкой правительства и эскалацией политического кризиса, они себя дискредитируют перед сторонниками, будучи самими частью правящей коалиции. Но помимо имиджевых рисков, шансы действующего кабинета на получение обещанного донорами пакета инвестиций и финансовой помощи значительно сокращаются. А это означает, что предвыборные обещания самой «Хизбаллы» перед своими избирателями улучшить социально-экономическое положения бедных слоев, провисают в воздухе.

С другой стороны, нынешнее правительство уже существенно дискредитировало себя перед ведущими донорами и инвесторами. В их способности эффективно распоряжаться финансовой помощью и фондами, и быстро побороть внутреннюю коррупцию, в группе главных доноров Ливана уже серьезно сомневаются. Поэтому ожидать при сохранении у руля кабинета С.Харири благожелательной и гибкой политики со стороны западных доноров и международных банков едва ли стоит в контексте разразившегося накануне острого внутриполитического кризиса.