- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К обострению социально-политического кризиса в Ливане

Кризис в Ливане, вызванный негативными изменениями в банковско-финансовой сфере, поставившими эту ближневосточную страну на грань банкротства, приобретает все более острые очертания. Последние по времени события, происходящие в Ливане, свидетельствуют о широком народном недовольстве не только правительством страны, но и всей политической системой, сложившейся на протяжении последних 25 лет. В перспективе они могут серьезно поколебать политическую стабильность в Ливане с далеко идущими последствиями не только для этой страны, но и для всего региона.

В ночь с 17 на 18 октября в центральном районе Бейрута Даунтаун состоялись массовые демонстрации протеста, в которых приняли участие около 80 тысяч человек. Выступления продолжались и в последующие дни, сопровождаясь поджогами автомобильных покрышек. При этом демонстранты перекрыли ряд центральных улиц столицы. Данные выступления превосходили предыдущую волну протестов, имевшую место 29 сентября. В числе протестующих были не только жители Бейрута, но и ливанцы, приехавшие с юга страны, из Триполи и Аккара. Многочисленные демонстрации и митинги прошли также в Триполи, Сайде и Баальбеке. Наблюдатели отмечают внеконфессиональный характер данных выступлений, так как в них приняли участие представители всех религиозных общин Ливана. Демонстранты выдвигали требования отставки правительства и парламента, ухода от политической деятельности президента Мишеля Ауна, премьер-министра Саада Харири и спикера парламента Набиха Берри, не сумевших предотвратить кризис. В этот раз выступления представляют собой реальную угрозу для политической элиты Ливана. В Триполи, городе с преимущественно суннитским населением, считавшемся бастионом движения «Мустакбаль», протестующие рвали плакаты с изображением премьер-министра Саада Харири. В шиитской Сайде они сняли портреты депутата парламента от «Хизбаллы» Мухаммеда Раада и скандировали «Берри-вор!». Несмотря на то, что движение «Хизбалла» воздержалось от поддержки демонстрантов, в их числе были замечены представители шиитского духовенства. Например, шиитский имам Сайед Хасан Руда в интервью порталу «Аль-Монитор» сказал, что «быть рядом с демонстрантами – его религиозная и человеческая обязанность». Он добавил, что ливанцы стремятся к смене не только нынешнего правительства, но и всего политического режима. Демонстрантка из шиитского района Бейрута Дахие Зейнаб Дарвиш посетовала на то, что «во времена гражданской войны было легче», имея в виду доступ граждан к дешевому здравоохранению и шансам найти работу.

За время протеста были ранены 52 демонстранта и 60 военнослужащих внутренних сил безопасности. По данным организации Amnesty International, 64 протестующих пострадали от применения слезоточивого газа. Уже были зафиксированы первые случаи применения оружия против демонстрантов. Правда, не со стороны полиции, а со стороны частных охранных структур. 17 октября охранники министра образования Акрама Шехайеба стреляли в толпу. 18 октября стрельбу по пикетчикам в Триполи открыла служба безопасности бывшего депутата парламента Мисбаха Ахдаба. При этом сам Ахдаб утверждает, что первый выстрел сделали по его охраннику демонстрант, ранив его.

Официальным поводом к началу протестов стало решение правительства сделать платным доступ к сети Whats App (6 долларов в месяц). Однако это только симптом углубляющегося кризиса. Проблемы банковского сектора Ливана, о которых мы уже писали в предыдущих статьях, вызвали падение курса национальной валюты (лиры) по отношению к доллару. В настоящее время в обменных пунктах за доллар дают уже 1600 лир. Еще одним аспектом неблагополучия в финансовой сфере стал топливный кризис.   26 сентября Синдикат владельцев заправочных станций объявил суточную забастовку в связи с тем, что BDL отказался продавать его членам доллары в необходимом количестве. Дело в том, что Ливан импортирует 100% нефтепродуктов из-за рубежа. Компании-импортеры естественно расплачиваются за нефтепродукты долларами и за доллары же они поставляют этот товар владельцам АЗС. Те продают бензин и дизельное топливо автовладельцам за ливанские лиры. В условиях ажиотажного спроса на твердую валюту Центробанк ввел ограничения на покупку долларов, что вызвало возмущение среди владельцев заправочных станций. Кризис привел и к сбою в работе хлебопекарен, так как импортеры зерна и муки потребовали от их владельцев вести расчеты в долларах. Если к этому добавить значительную безработицу и отсутствие доступа к стабильному электроснабжению (в Бейруте постоянно происходят отключения электроэнергии на 2-3 часа, а в провинции на 5-6 часов), то чувства демонстрантов станут более понятны.

Ливанская политическая элита разделилась в своей реакции на последние выступления массового протеста. Валид Джумблат и Самир Джаджаа призвали к отставке ливанского правительства. При этом лидер ПСП Валид Джумблат заявил о том, что сам готов выйти на улицы и возглавить демонстрации протеста. Лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа, выступая перед представителями ливанской диаспоры в Канаде, сравнил Ливан с «автобусом без водителя». С.Джаджаа отметил: «Я бы выделил две серьезные угрозы для Ливана. Первая – это угроза в сфере безопасности и военно-стратегической сфере. Ливан сейчас – это автобус без водителя. Им управляет кто-то, кто сзади крутит колеса, и мы не знаем, куда он нас направляет. Решения о мире и войне находятся в руках «Хизбаллы», и мы надеемся, что она не ввергнет нас  региональную войну с драматическими последствиями. Вторя угроза носит финансово-экономический характер. Мы задолжали 94 миллиарда долларов, это больше 150% ВВП. При этом у нас нулевой рост экономики. В результате доходы государства резко упали». Впрочем, уже 20 октября Валид Джумблат неожиданно поменял свою позицию, заявив, что он выступает за сохранение у власти нынешнего правительства при условии выработки антикризисной программы. Что же касается Самира Джаджаа, то многие ливанские эксперты усматривают в его позиции политическое влияние Саудовской Аравии, желающей, по мнению наблюдателей из газеты «Аль-Ахбар», во что бы то ни стало свалить кабинет Харири и вызвать затяжной правительственный кризис.

Премьер-министр Саад Харири дал поручение членам правительства в срок 72 часов подготовить предложения по выходу Ливана из экономического кризиса, отметив, что в противном случае он будет отправлять их в отставку. При этом Саад Харири заручился политической поддержкой со стороны Франции. Его давний покровитель Эммануэль Макрон призвал его сохранить нынешнее правительство у власти при условии реализации реформ, необходимых для получения льготных кредитов на сумму в 11 млрд долларов, предложенных в 2018 году на конференции CEDRE.

Достаточно неожиданной на первый взгляд  стал реакция лидера движения «Хизбалла» Хасана Насраллы, призвавшего нынешний кабинет министров остаться у власти. Выступая в Баальбеке по поводу годовщины трагической гибели Имама Хусейна (Арбайин), Х.Насралла отметил две главные опасности, угрожающие Ливану. Это, во-первых, глубокий экономический кризис, а, во-вторых, народные выступления, которые могут смести правительство и оставить Ливан без органов управления. При этом он  призвал сохранить правительство Харири. Обращаясь к демонстрантам, он сказал: «Не надейтесь, что после падения правительства станет лучше. Будут новые парламентские выборы, а затем новый правительственный кризис. Он может затянуться на месяцы и даже на годы, при этом вся работа по принятию решений в стране будет парализована». Хасан Насралла также посоветовал демонстрантам не выдвигать требований отставки президента. «Все политические силы Ливана достигли согласия по поводу кандидатуры нынешнего президента с большим трудом и не в вашем праве требовать его отставки». В качестве еще одной причины сохранения нынешнего правительства у власти он выдели тему ответственности министров экономического блока за происходящее в стране: «Этот кризис начался не вчера. Он готовился неправильной экономической политикой последних десяти лет. Я знаю, что многие министры, которые подготовили этот кризис, готовы умыть руки и переложить ответственность на других, которые будут  разбираться с его последствиями. Мы этого не позволим». Одновременно генеральный секретарь движения «Хизбалла» выступил против того, чтобы борьба с кризисными явлениями проходила за счет повышения налогов на работающих (живущих на зарплату) ливанцев и бедные слои населения: «Мы категорически против того, чтобы жертвы несли бедные и работающие ливанские братья за счет новых налогов и сборов. Жертвы должны нести в основном богатые и банки. Если же правительство выберет путь повышения налогов, мы сами выйдем на улицы и не покинем их до тех пор, пока реформы не пойдут в правильном направлении».   Таким образом, Хасан Насралла выступил в роли «спасителя» кабинета министров Саада Харири. Главной причиной этого являются опасения «Хизбаллы» по поводу того, что в случае падения правительства в стране начнется хаос, которым враги этого движения воспользуются для того, чтобы развязать гражданскую войну против «Хизбаллы» или, по крайней мере, существенного ограничения ее влияния.